Преступная деятельность лиц, имеющих статус
нерезидентов, в сфере экономики
Для России и других государств, образовавшихся после распада СССР, продолжает оставаться актуальными криминальные проявления транснациональной преступности на ее территории. Не менее двух третей выявляемых российскими органами внутренних дел организованных преступных групп поддерживают криминальные связи за рубежом. Широкое распространение получили преступления в финансовой, налоговой и внешнеэкономической сферах и другие экономические преступления. Распространение зарубежного криминального опыта на российскую экономику обусловлено географической близостью государств с низким уровнем жизни населения, фактической открытостью ("прозрачностью") границ, некогда существовавшими деловыми связями, строящимися на основе плановой экономики, прочностью традиционных межнациональных, межличностных, иных неформальных связей и устойчивостью корыстных интересов преступных элементов.
Посягательства, как правило, основаны на стремлении "обойти" установленные государством меры по регулированию предпринимательской деятельности. Это приводит к распространению таких негативных явлений, как неконтролируемый коммерческий оборот, нарушение прав на интеллектуальную собственности и авторских прав, нарушение прав потребителей и порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, неисполнение фискальных обязанностей.
На протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция роста реализуемой контрафактной, фальсифицированной и контрабандной продукции. Причину кризисного состояния отечественной текстильной и легкой промышленности эксперты комитета Торгово-промышленной палаты видят в продолжающемся процессе вытеснения отечественных товаров с внутреннего рынка страны. Их доля на российском рынке составляет менее 20%, что значительно ниже пороговых значений, обеспечивающих экономическую безопасность государства. Импорт же текстильных изделий и обуви только из стран дальнего зарубежья за январь-июль 2005 г. увеличился на 12,9% и составил 203,3 млн долл. Неучтенный импорт по отдельным видам продукции в 2-2,5 раза превышает отечественное производство. Объем "теневого импорта", по оценкам Центробанка России, составляет 12,5 млрд долл. в год. В основном это продукция из Китая, стран Юго-Восточной Азии и Турции.
Субъектами подобных посягательств выступают нерезиденты: предприятия и организации (коммерческие и некоммерческие) и граждане. С 18 июля 2004 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле") критерии определения статуса нерезидента - физического лица были уточнены путем внесения изменений в валютное законодательство. К таковым теперь отнесены физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, признаваемые постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства.
Иные критерии применяются при определении статуса налогового нерезидента как субъекта налоговых преступлений. Статьей 11 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) установлено, что налоговыми нерезидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, налоговые обязательства которых ограничены уплатой подоходного налога с доходов, полученных в России. При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.
Налог на доходы физических лиц исчисляется и уплачивается на основании главы 23 части второй НК РФ. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Документы, удостоверяющие принадлежность к гражданству того или иного государства, предъявляются налогоплательщиками налоговому агенту по месту получения дохода, а также налоговым органам, осуществляющим постановку на учет налогоплательщиков, и в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
В соответствии со ст. 61 части первой НК РФ течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации.
Календарная дата дня отъезда за пределы территории Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.
Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.
Для граждан Российской Федерации таким документом является паспорт гражданина Российской Федерации (загранпаспорт гражданина СССР образца до 1997 г.), дипломатический паспорт, служебный паспорт или паспорт моряка.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать на территорию Российской Федерации и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации) по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.
Период временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в его заграничном паспорте. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации.
Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:
- на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации в текущем календарном году;
- на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации;
- на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина либо лица без гражданства.
Для освобождения от налогообложения доходов, полученных от источников в Российской Федерации, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщиком, не признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, такой налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Такое подтверждение может быть предоставлено в сроки, установленные п. 2 ст. 232 НК РФ.
Сферу экономических интересов нерезидентов на территории России в большинстве случаев охватывают внешнеторговые операции, торговля товарами народного потребления и оказание услуг населению. В этих сферах и совершается большинство экономических преступлений.
Статистические сведения о выявленных в 2005 г. преступлениях, которые совершены на предприятиях и в организациях с участием иностранного капитала и нерезидентами, показывают, что среди них 20,5% составляет контрабанда. За совершение этого преступления в указанном периоде было привлечено к ответственности 993 чел., что составляет более половины лиц, привлеченных к ответственности за экономические преступления среди нерезидентов.
Количество иностранных граждан, привлеченных к ответственности за налоговые преступления, квалифицируемые по ст. 198 и 199 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), составило 1161. Однако ведомственная статистика в данной области, несомненно, не отражает реальное положение дел. Это объясняется, во-первых, невозможностью установить, сколько иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, получают доход и обязаны уплачивать подоходный налог и, во-вторых, высокой латентностью налоговых преступлений. Полученная от торговых и иных операций, проведенных на территории России, прибыль используется иностранными гражданами для личного обогащения, большая часть денег конвертируется и переводится за рубеж на их личные счета в обход существующих ограничений. Подобные действия квалифицируются по ст. 193 УК РФ, но в 2005 г. их было выявлено всего четыре, а производством ни одно из них не было закончено.
Осуществление нерезидентами незаконных финансовых или коммерческих операций предполагает получение доходов, которые необходимо легализовать, что влечет совершение преступных действий, предусмотренных ст. 174 УК РФ. Такие преступления, как незаконное предпринимательство, легализация (отмывание) преступных доходов, совершенные нерезидентами, составляли в прошедшем году всего 0,3-0,4%.
Масштабные операции, проводимые в настоящее время подразделениями ФСБ и Генпрокуратуры России в отношении коррумпированных сотрудников крупных таможенных постов московского региона, показали, что постоянно действующие контрабандные каналы поставок организованы при их непосредственном участии. В связи с этим контрабанда, как правило, совершается в совокупности с должностными преступлениями (ст. 290 и 291 УК РФ).
Способы совершения нерезидентами такого преступления, как контрабанда, различаются по этапам таможенного контроля и в зависимости от особенностей оформления каждого из них.
Так, на этапе перемещения через государственную границу контрабанда совершается путем перемещения товаров помимо таможенного контроля. Для этого выбираются так называемые "прозрачные" участки границы с рядом стран СНГ, которые до настоящего времени надлежащим образом не обустроены, что позволяет беспрепятственно перемещать товары и транспортные средства в обход таможенного контроля. Это южный участок на границе с Грузией, восточный - на границе с Казахстаном и западный участок российско-украинской границы, российско-китайский участок границы на Дальнем Востоке. Семь тысяч километров российско-казахской границы проходит по степи, из них на расстоянии 273 км она не оборудована и не контролируется. Зачастую лица перемещают товары через таможенную границу помимо зон таможенного контроля, мотивируют это тем, что в данной местности таких зон нет.
В местах прохождения границы по территориальному морскому пространству России контрабандисты осуществляют подкуп представителей пограничных войск для перемещения грузов с перевалкой в гаванях, где отсутствуют таможенные пункты пропуска. Таким каналом пользуются иранские и азербайджанские контрабандисты в Каспийском море, аналогично действуют граждане прибалтийских государств.
Указанные приемы нелегального перемещения товаров и транспортных средств через границу используются в основном для их вывоза за пределы Российской Федерации в страны, где отсутствует контроль над происхождением грузов. Примером служит контрабанда гражданами Китая лесоматериалов, водных биоресурсов - японскими рыбаками, жидкого топлива и ГСМ - гражданами Украины, легковых автомашин - гражданами Казахстана, Узбекистана.
Для ввоза в Россию эти приемы применяются ограниченно, так как с вступлением в действие новых таможенного и административного кодексов установлена ответственность не только за ввоз товаров на территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, но и за дальнейшие операции с такими контрабандными товарами. Поэтому рассмотренный способ ввоза используется преимущественно в отношении предназначенных для жителей приграничной местности сезонных сельскохозяйственных грузов, небольших партий товаров народного потребления и продуктов питания, табачной и алкогольной продукции.
На этапе таможенного оформления пересечения через таможенную границу товаров и транспортных средств контрабанда совершается путем сокрытия их от таможенного контроля, с обманным использованием документов и средств таможенной идентификации, недекларирования или недостоверного декларирования.
Совершение контрабанды нерезидентами основано на неправомерном использовании предусмотренных таможенным законодательством упрощенного оформления отдельных режимов, выборочного досмотра грузов, льгот для отдельных видов поставок или категорий получателей, например, дипломатических представительств иностранных государств, расположенные на территории Российской Федерации. Дипломатические представительства иностранных государств, расположенные на территории Российской Федерации, могут ввозить на таможенную территорию Российской Федерации и вывозить с ее территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Для совершения контрабанды и обеспечения безнаказанности нерезиденты пользуются услугами коррумпированных сотрудников таможенных постов, недобросовестных специалистов брокерских фирм, а также создают при посредничестве граждан России подставные фирмы-однодневки. Последним отводится роль официальных получателей ввозимого товара. Дело в том, что проверка в рамках таможенного контроля достоверности сведений после выпуска товаров возможна лишь в случае, если таможенные органы идентифицируют лицо (лиц), являющееся фактическим инициатором ввоза товаров на таможенную территорию, обладающее документами и сведениями, относящимися к внешнеэкономической сделке и последующим операциям с товарами, и отражающее сведения о товарах в своих документах бухгалтерского или иного учета. Фиктивная фирма - получатель груза может исчезнуть после завершения процедуры таможенной очистки и в последующем будет затруднительно установить лицо, распоряжающееся неправомерно ввезенными товарами. Декларирование ввезенных подобным образом товаров осуществляется специалистами брокерских компаний, которым в процессе таможенного оформления товаров не вменяется в обязанность заявлять достоверные сведения. И хотя таможенный брокер вправе требовать от декларанта представления любых документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, и получать такие документы, он не уполномочен в этих целях осуществлять действия, являющиеся чрезмерными, излишними в обычных условиях делового оборота.
В соответствии с действующим таможенным законодательством иностранное лицо может самостоятельно участвовать в таможенных операциях в определенных случаях: если перемещение товаров осуществляется без заключения сделки российским лицом; если оно ввозит строительное оборудование для выполнения работ или оказания услуг на территории России, товары на выставку (временный ввоз), для нужд своего представительства в России либо вывозит свою продукцию, полученную в результате осуществления производства в арендованных помещениях, или товары, помещаемые перевозчиком под таможенный режим перемещения припасов, а также если иностранное физическое лицо перемещает товары для личных целей либо выращенную им сельскохозяйственную продукцию. Декларантом является и перевозчик, осуществляющий международный таможенный транзит товаров через таможенную территорию Российской Федерации *(1).
На основании ст. 358 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) при проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности, который используется для перемещения товаров, не указанных в товаро-сопроводительных документах или отличающихся от задекларированных по наименованию, стоимости, количеству, помещаемому таможенному режиму. Допускаемые декларантами нарушения таможенного законодательства покрываются за вознаграждение должностными лицами, уполномоченными осуществлять таможенный контроль.
Сокрытие от таможенного контроля применяется гражданами:
а) стран ближнего и дальнего зарубежья при перемещении товаров в тайниках, оборудованных в виде емкостей в транспортных средствах, используемых для пересечения таможенной границы (вагонах, автомобилях, воздушных, морских и речных судах), а также предметах груза и багажа (ящиках, контейнерах, чемоданах сумках);
б) имеющими российское гражданство и по роду своей профессиональной деятельности регулярно пересекающими границу и проходящими таможенный контроль по служебному коридору (пилоты, бортпроводники, моряки и обслуживающий персонал пассажирского судоходства, железнодорожные служащие поездом международного сообщения).
Недекларирование товаров, транспортных средств совершается:
а) физическими лицами с использованием преимуществ, предоставленных ТК РФ по таможенному оформлению груза, осуществляемому по "зеленому" коридору, выбор которого означает заявление в конклюдентной форме об отсутствии у лица товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию *(2). Такими лицами могут быть граждане СНГ, работающие в России. При возвращении к себе на родину, многие из них не декларируют перевозимую ими валюту, боясь ограбления, других негативных обстоятельств, перевозя ее в тайниках, укрывая на себя или в одежде. Такой способ используется также лицами, занимающимися так называемым "челночным" бизнесом товаров народного потребления, драгоценных камней и изделий из драгоценных металлов;
б) физическими и юридическими лицами с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам. Например, ввоз товаров из Китая железнодорожным транспортом через Хабаровск, где осуществляется подмена иностранных пломб на внутрироссийские, благодаря которым вагоны беспрепятственно следуют в центральные районы страны. Таким образом в 2005 г. было перемещено 124 вагона контрабанды, раскрытием которой занимаются органы ФСБ России;
в) юридическими лицами, перемещающими через границу энергоносители с использованием электропроводных и трубопроводных сетей, осуществляющие подачу энергоносителей в больших, чем задекларировано объемах.
Недостоверное декларирование физическими лицами, сопряженное с обманным использованием документов представляет собой прохождение по "красному коридору" с неполным или неверным указанием в декларации сведений о количестве и наименовании сопровождаемого груза.
При недостоверном декларировании, совершаемом от имени юридического лица, с обманным использованием документов и (или) средств таможенной идентификации товары декларируются:
а) как иная продукция (группа риска). В соответствии с приказом ГТК РФ от 26 сентября 2003 г. N 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации" товары риска - это товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски. Товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.
В Приморском крае возбуждено уголовное дело по признакам контрабанды 506 куб. м древесины ореха на 4,3 млн руб., которые были задекларированы как древесина дуба. Сотрудниками ДЭБ МВД России были задержаны автомобили, которые перевозили контрабандный груз - детали, используемые в электронной промышленности, а также изделия из натурального меха, кожи (шубы, дубленки) и текстиля на общую сумму 3,5 млн долл. США. Указанные грузы были ввезены на территорию Российской Федерации грузопассажирскими авиарейсами из ФРГ и грузовым авиарейсом из Турции в адрес фирм, зарегистрированных на подставных лиц. Фактическими получателями грузов являлись граждане КНР и некоторые российские предприниматели;
б) с занижением стоимостных и количественных показателей. Общественный резонанс получил выявленный факт декларирования на Зеленоградской таможне от имени зарегистрированной на Гибралтаре Chelsea Limited Corporation нескольких десятков тысяч мобильных телефонов "Нокиа" и "Сименс" по 624 евро за килограмм, что составило в среднем 50 долл. за штуку и не соответствовало мировой ценовой конъюнктуре;
в) как товары, якобы произведенные на территории Беларуси, которая входит в единое таможенное пространство с Россией*(3). В этом случае они не подлежат досмотру, таможенные пошлины уплачиваются только по товарам, по которым ставки не гармонизированы. Ввозимая подобным образом электробытовая техника, радиоаппаратура, произведенная в странах дальнего зарубежья, снабжается поддельными сертификатами и поступает в адрес крупных торговых сетей, осуществляющих активные рекламные акции с применением ощутимых скидок, подарками и проч.;
г) как товары, перемещаемые иностранным перевозчиком, имеющим право пересекать границу без досмотра по процедуре международного таможенного транзита*(4). В прошлом году на территории торговой ярмарки (91-й км МКАД) были задержаны грузовые автомобили из г. Черновцы (Украина), перевозившие швейные изделия производства Турции из г. Очаков (Украина). В сопроводительных документах вместо текстиля была указана плитка тротуарная, что указывает на факт подмены документов таможенной идентификации. В действиях перевозчика и сотрудников таможни усматриваются признаки состава преступления, предусмотренные ст. 188 и 285 УК РФ.
Зачастую иностранные перевозчики используют для ввоза недостоверно задекларируемых товаров морской транспорт, доставляющий груз до приграничных иностранных портов (Финляндия). При перевалке водитель проверяет только целостность идентификационных пломб, а не содержание контейнера;
д) при ввозе без досмотра и уплаты таможенных платежей товаров под видом груза, перемещаемого дипломатическими представительствами иностранных государств в России (ст. 299 ТК РФ). В ходе проверки информации по контрабандному ввозу, осуществляемому под прикрытием иностранных дипломатических миссий, посольств, представительств, было проведено задержание автомобиля, перевозившего мебель (производство Италии) по процедуре МДП, заявленные как доставка личного имущества послов африканских и латиноамериканских стран в Российской Федерации. Проведенными оперативно-розыскными мероприятиями установлено, что груз фактически был получен гражданами, не имеющими отношения к указанным посольствам.
По признанию сотрудников правоохранительных органов в ходе их повседневной работы по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений они все чаще сталкиваются с нарушениями налогового законодательства со стороны иностранных юридических лиц.
Анализ деятельности некоторых иностранных фирм и совместных предприятий показывает, что вопреки сложившимся представлениям о высоком уровне налоговой дисциплины западных предпринимателей они нередко быстро адаптируются к условиям российского рынка, перенимают не лучший опыт части отечественных партнеров и начинают работать по их правилам. После распада СССР перед иностранными фирмами открылся широкий неосвоенный рынок сбыта продукции. По мере его заполнения они столкнулись с проблемой продвижения своих товаров, вызванной усилением конкуренции, протекционистскими мероприятиями Правительства РФ и наметившимися тенденциями "выздоровления" отечественной экономики. И тут на помощь им как нельзя кстати пришел десятилетиями накапливавшийся опыт маркетинга*(5).
Способы совершения налоговых преступлений различаются по субъектам и целям их совершения и преследуют цель не платить никакие налоги или уклониться от уплаты отдельных их видов.
Количество зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков - иностранных граждан составляют около 0,35%, а индивидуальных предпринимателей - 0,57% общего количества зарегистрированных в России граждан и предпринимателей. В то же время несмотря на столь незначительное процентное соотношение иностранные граждане оказывают существенное влияние на криминогенную обстановку в области подоходного налогообложения.
Рост нелегально действующих субъектов предпринимательства влечет за собой увеличение масштабов неорганизованной, неучтенной реализации товаров, составляющих, по самым скромным оценкам, около 20% валового внутреннего продукта. В настоящее время по данным Федеральной службы государственной статистики доля неорганизованной торговли составляет более 40% общего объема розничного товарооборота и выводит из-под финансового контроля государства как минимум до 50% наличных денежных средств.
Рассмотрим основные способы совершения налоговых преступлений иностранными гражданами - нерезидентами, иностранными фирмами или их представительствами, осуществляющими свою деятельность на территории России.
Способ, позволяющий уклоняться от уплаты любых налоговых платежей - осуществление иностранными предприятиями и их представительствами, а также российскими предприятиями с иностранными инвестициями и иностранными гражданами финансово-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации без государственной регистрации, постановки на налоговый учет и соответствующих лицензий. Так, в Москве и некоторых крупных городах страны продолжительное время некой неправительственной организацией при посольстве Великобритании в России оказывались на коммерческой основе образовательные услуги (курсы английского языка) без регистрации в налоговых органах и уплаты налогов.
Уклонение от уплаты отдельных видов налогов (на прибыль, имущество, НДС, акцизов, транспортного налога, ЕСН, НДФЛ) осуществляется следующими способами:
а) субъектами предпринимательской деятельности, зарегистрированными соответствующим образом:
- невключение в налогооблагаемый оборот сумм авансовых платежей, поступивших от заказчиков в счет предстоящего выполнения работ;
- занижение НДС в связи с излишним уменьшением исчисленных оборотов на суммы налога по приобретенным материальным ресурсам;
- несвоевременное включение в облагаемый оборот выручки от выполненных работ;
- заключение контрактов российскими заказчиками с иностранными строительными фирмами, не включающих данный косвенный налог, что приводит к неуплате НДС иностранными подрядными компаниями при реализации строительно-монтажных работ в Российской Федерации (это выражается, как правило, в невключении подрядчиком сумм НДС в счета, предъявляемые заказчику к оплате, либо в отказе заказчика оплачивать удорожавший на сумму НДС контракт);
- нарушение порядка применения действующей системы льгот по налогу на добавленную стоимость;
- заключение фиктивных контрактов на выполнение работ, услуг;
- представление в налоговые органы "нулевых балансов" при наличии прибыли;
- заключение контрактов на поставку товаров уполномоченными представителями фирм-нерезидентов в России, но от имени подставных иностранных граждан, не являющихся таковыми;
- занижение налогооблагаемой базы путем неотражения отдельных объектов имущества в бухгалтерском учете;
- занижение расходов в незавершенном производстве (данное нарушение носит комплексный характер, так как влечет за собой завышение себестоимости, участвующей при исчислении в данном отчетном периоде налога на прибыль, вследствие чего сумма налога на прибыль занижается);
- неправильное применение курсов иностранных валют по отношению к рублю при пересчете имущества на последнюю дату отчетного периода, как следствие - неточный расчет курсовых разниц, участвующих при определении налогооблагаемой прибыли;
- неправомерное применение льгот по налогу на имущество, нарушение сроков уплаты налога;
б) фирмами, функционирующими по принципам многоуровнего сетевого маркетинга, с целью завышения себестоимости продукции и занижения налогооблагаемой прибыли:
- несоблюдение условий работы с денежной наличностью при расчете за совершенную сделку между юридическими и физическими лицами;
- завышение внереализационных расходов, не подтвержденных первичными документами;
- отсутствие первичных документов, фиксирующих факты совершения хозяйственных операций по приобретению и реализации товаров;
- невключение в бухгалтерский учет операций по бартерным сделкам, смет на рекламу и представительские расходы;
- реализация продукции без накладных или по фиктивным первичным документам;
- несоблюдение порядка ведения налоговых операций хозяйствующими субъектами и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- расчеты с оптовыми поставщиками наличными средствами по заниженной по сравнению с указанной в накладной цене;
- реализация товаров, уцененных под предлогом порчи или потери товарного вида (только по документам), по первоначальной цене;
- неправомерное завышение состава затрат по осуществлению поставки и реализации товаров, включаемых в себестоимость, и нарушение порядка формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли;
- несоответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
- несоответствие заключенных договоров принятой учетной политике.
Анализ сложившейся ситуации показал, что чаще всего такие преступления совершаются физическими лицами - иностранными гражданами при продаже товаров народного потребления и препаратов так называемой "нетрадиционной медицины", а также при организации питания в местах оптовой торговли, на вещевых рынках, в гостиницах, общежитиях и иных местах компактного проживания иностранных граждан. Трудности при раскрытии таких преступлений возникают в связи с тем, что около 95% граждан КНР практически не говорят по-русски вообще и не делают попыток изучить русский язык.
При проведении правоохранительными и контролирующими органами проверок объектов, относящихся к традиционным видам бизнеса этнических групп выходцев из Юго-Восточной Азии, как правило, выявляются нарушения налогового законодательства: непостановка на учет в налоговых органах; непредставление отчетности в налоговые органы; отсутствие учета товара, полученных доходов и произведенных расходов и первичных бухгалтерских документов; отсутствие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей; отсутствие документов, подтверждающих право собственности на товар; осуществление торговли без применения контрольно-кассовых машин и оборот неучтенных денежных средств; отсутствие обязательных сертификатов качества на реализуемую продукцию; отсутствие разрешения на торговлю, открытие кафе и ресторанов национальной кухни.
В ходе мероприятий, проведенных ОВД на Митинском и Тушинском рынках в конце 2005 г., было установлено, что из 26 объектов торговли различных организационно-правовых форм деятельности, в 12 торговля осуществлялась лицами, не являющимися гражданами России (преимущественно выходцы с Кавказа). Товар передавался им на реализацию по доверенности, причем с его владельцем продавцы никогда не встречались. Не имея регистрации по месту своего пребывания, разрешения на работу в стране, трудового договора, продавцы занимались розничной реализацией товара при отсутствии сопроводительных документов и документов, подтверждающих происхождение и безопасность товара.
Функционируют базары, как правило, непродолжительное время, среди торгующих на них почти 40% являются жителями стран СНГ. Так, до 90% граждан Китая, торгующих на московских рынках, не имеют разрешений миграционной службы на право занятия предпринимательской деятельностью в г. Москве. Из них большая часть фактически занимаются предпринимательской деятельностью, не имея регистрации в качестве юридического лица. Гражданами государств Юго-Восточной Азии и стран ближнего зарубежья являются 87-90% иностранных граждан, отличающихся низкой правовой культурой. Так, только китайская диаспора в Москве, насчитывающая по некоторым данным более 100 тысяч граждан КНР, образовалась сравнительно недавно, в 1994-1996 годах.
В случаях, когда граждане КНР регистрируют свои коммерческие организации на законном основании, имея соответствующие разрешения от Посольства КНР в Российской Федерации, где указывается, что данный гражданин не является налогоплательщиком в КНР*(6), они не пользуются расчетными и валютными счетами своего предприятия и подают в налоговую инспекцию "нулевые" бухгалтерские отчеты, уходя от уплаты налогов за счет продажи потребительских товаров за наличный расчет на рынках. Через открытые ими в других банках валютные счета они переводят за рубеж валютные средства, прикрывая эти операции фиктивными контрактами. Как физические лица граждане КНР на налоговый учет в налоговой инспекции по иностранным юридическим и физическим лицам по Москве не становятся, декларацию о доходах не заполняют. А граждане КНР, зарегистрированные в УФМС по г. Москве на основании приглашений на работу, оформленных от имени подставных фирм-однодневок, зачастую подают в налоговую инспекцию искаженные или заведомо ложные данные о своем местонахождении в городе, что затрудняет их поиск в случаях нарушения налогового законодательства7.
В ходе проверок налоговыми органами выявлены следующие признаки правонарушений, направленных на уклонение от уплаты любых налоговых платежей:
- отсутствие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей;
- отсутствие документов, подтверждающих право собственности на товар;
- осуществление торговли без применения контрольно-кассовых машин;
- наличие неучтенных денежных средств;
- отсутствие обязательных сертификатов качества на реализуемую продукцию медицинского назначения;
- отсутствие разрешения на открытие кафе и ресторанов национальной кухни;
- отсутствие разрешения на торговлю;
- отсутствие регистрации, необходимой для пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации и Москвы.
Хорошо известны признаки правонарушений, направленных на уклонение от уплаты таких федеральных налогов, как налог на прибыль и НДС:
- иностранные организации, обратившиеся в налоговый орган для согласования ведения налогового учета по упрощенной форме и получившие положительный ответ, не представляют годовую отчетность, указывающую на ведение предпринимательской деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства;
- в состав расходов постоянных представительств иностранных организаций включены значительные в абсолютном и относительном (к общей сумме расходов) выражении суммы расходов, понесенных за рубежом на осуществление деятельности постоянного представительства в Российской Федерации;
- иностранные организации, использующие метод постатейного распределения непрямых затрат, не представляют подтверждение независимого аудитора или иной документ, удостоверяющий или объясняющий используемые методы распределения, включая особенности распределения издержек и доходов между головным офисом и соответствующими отделениями;
- использование сооружений, предназначенных для хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки, в целях оптово-розничной реализации товаров;
- использование постоянного места деятельности для оказания этой иностранной организацией платных услуг или выполнения работ;
- содержание постоянного места деятельности для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, и эта деятельность является основной (обычной) деятельностью этой организации;
- заключение контрактов российскими заказчиками с иностранными строительными фирмами, не включающих данный косвенный налог, что приводит к неуплате НДС иностранными подрядными компаниями при реализации строительно-монтажных работ в Российской Федерации;
- неправильное определение налоговой базы или применение ставки налога на прибыль;
- несвоевременность представления расчета налога от фактической прибыли;
- неправомерность и необоснованность применения налоговых льгот по налогу на прибыль и НДС.
Следует отметить, что все налогоплательщики независимо от статуса обязаны вести в установленном согласно законодательству и инструкциям порядке учет данных, поэтому при использовании компьютерной техники они должны организовать действие систем документооборота и бухучета таким образом, чтобы они соответствовали требованиям закона. Однако в ходе проверки компьютеризованных систем зачастую выявлены не только признаки, указывающие на возможную противоправную деятельность налогоплательщика в сфере налогообложения, но и факты использования нерезидентами компьютеризованных систем, не соответствующих действующему российскому законодательству.
Е.В. Милякина,
кандидат экономических наук, доцент ВНИИ МВД России
"Законодательство и экономика", N 2 февраль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо Федеральной таможенной службы от 31 августа 2004 г. N 01-06/192 "О декларанте товаров".
*(2) Беспошлинно провозятся товары на 65 тыс. руб. весом не более 50 кг.
*(3) Указ Президента РФ от 25 мая 1995 г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" // Российская газета. 1995. N 102.
*(4) Международная дорожная перевозка, осуществляемая на основе Конвенции 1975 г., положение о порядке применения которой утверждено приказом ГТК от 18 мая 1994 г. N 206 в ред. от 28 июня 2002 г. N 675 "Об утверждении Положения о порядке применения Конвенции МДП 1975 г.."
*(5) Соловьев И.Н. О предупреждении, выявлении и пресечении уклонения от уплаты налогов иностранными юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации // Налоговый вестник. 2000. N 8. С. 173.
*(6) Соглашение от 27 мая 1994 г. между Правительствами РФ и КНР об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.
*(7) Соловьев И.Н. Налоговые и иные правонарушения и преступления в сфере торговли // Налоговый вестник. 2000. N (54)5. С. 122.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Преступная деятельность лиц, имеющих статус нерезидентов, в сфере экономики
Автор
Е.В. Милякина - кандидат экономических наук, доцент ВНИИ МВД России
"Законодательство и экономика", 2007, N 2