ООО возмещало суммы НДС, предъявленные с 01.01.05 г. по 31.12.05 г. при проведении капитального строительства, равными долями по налоговым периодам в течение 2006 г. При этом суммы НДС, возмещаемые долями, определены с учетом сумм налога, предъявленных сторонними организациями по товарам, работам и услугам, принятым к учету на счете 08.02 "Строительство объектов", а именно:
1. Административное здание:
2. Гаражи:
3. Стационарный металлодетектор (в офисе РГ):
4. Наружные сети электроснабжения:
5. Приточно-вытяжная вентиляция:
6. Ведомственные сети связи в здании офиса:
ФНС в письме N ШТ-6-03/1014@ от 18.10.06 г. указала, что по товарам, в том числе оборудованию к установке, приобретенным и использованным для строительно-монтажных работ, выполненных подрядными организациями, а также сумм налога, предъявленных сторонними организациями по работам (услугам), приобретенным для осуществления строительства объекта (в частности, при проведении экспертизы, приобретение проектной документации, получение разрешений на строительство и т.п.), ст. 3 Закона N 119-ФЗ порядок применения налоговых вычетов не установлен. В связи с этим указанные суммы налога подлежат вычетам в порядке, действующем до 01.01.06 г.
Просим ответить, правомерно ли ООО возмещало НДС по перечисленным выше товарам, работам и услугам равными долями по налоговым периодам в 2006 г.?
Если нет, то по каким критериям определять какие из перечисленных организаций являются подрядными?
По мнению контролирующих органов, особый порядок применения вычетов сумм налога, предъявленных налогоплательщику до 1 января 2006 года по товарам, в том числе оборудованию к установке, приобретенным этим налогоплательщиком и использованным для строительно-монтажных работ, выполняемых подрядными организациями, а также сумм налога, предъявленных ему сторонними организациями по работам (услугам), приобретенным для осуществления строительства объекта (в частности, при проведении экспертизы, приобретении проектной документации, получении разрешений на строительство и т.п.), статьей 3 Закона N 119-ФЗ не установлен, в связи с чем указанные суммы налога подлежат вычетам в порядке, установленном пунктом 5 статьи 172 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 119-ФЗ (Письмо ФНС России от 18.10.2006 г. N ШТ-6-03/1014@).
Связано это с тем, что пункт 6 статьи 171 НК РФ, как в старой (до 01.01.2006 г.), так и в новой редакции, разделяет суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ. При этом пункт 2 статьи 3 Закона N 119-ФЗ говорит лишь о вычетах по капитальному строительству, то есть из вышеуказанной нормы не ясно в каком порядке применять вычет по товарам, работам, услугам, связанным со строительно-монтажными работами. Поэтому Минфин России пришел к выводу, что НДС по товарам, приобретенным и использованным для СМР до 1 января 2006 года, должен приниматься к вычету в порядке, действующем до 2006 года.
Однако, при необходимости, организация может поспорить с выводами, изложенными в указанном выше Письме. Под сомнение можно поставить правильность позиции Минфина России, поскольку оно фактически предлагает руководствоваться недействующей нормой. В то же время, использовать новый порядок применения вычета (в момент принятия к учету товара, работы или услуги, приобретенных для осуществления СМР) также, на наш взгляд, является рискованным, так как, полагаем, логично применять новые правила к тем событиям (в том числе и фактам принятия к учету товаров, работ, услуг) которые имеют место после вступления в силу Закона N 119-ФЗ. Принятие же на учет указанных товаров (работ, услуг) происходило в 2005 году, когда эти события не являлись основанием вычета.
Исходя из вышеизложенного, было бы логично применить вычеты по таким товарам, работам, услугам так же, как по работам по капитальному строительству (в размере 1/12 или 1/4 в течение 2006 года).
Однако следует напомнить, что контролирующие органы придерживаются иной позиции, поэтому если, в связи со спорностью рассматриваемого вопроса, организация продолжит принимать НДС к вычету равномерно, то велика вероятность, что свою точку зрения ей придется отстаивать в суде. При этом в настоящий момент мы не располагаем арбитражной практикой, которая позволяла бы судить о перспективах положительного для налогоплательщика исхода судебного разбирательства.
Вывод
Порядок принятия к вычету сумм НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным для осуществления строительно-монтажных работ (предъявленным и оплаченным в 2005 году), законодательно не определен. В связи с этим вне зависимости от принятой организацией позиции (принимать НДС к вычету по старому или новому порядку, или по аналогии с порядком, предусмотренным по капитальному строительству) существует риск, что проверяющий орган будет придерживаться иной точки зрения.
В то же время, если организация хочет снизить возможные налоговые риски ей следует воспользоваться порядком, предложенным Минфином России. То есть, НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным для осуществления строительно-монтажных работ (предъявленным и оплаченным в 2005 году) принимать к вычету в порядке, установленном пунктом 5 статьи 172 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 119-ФЗ.
Примечание: Согласно пункту статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В пункте 2 этой же статьи сказано, что договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Кроме договоров, капитальный характер работ обычно подтверждается сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, калькуляциями и первичными учетными документами, оформленными по унифицированным формам*(1): N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" и т.д.
15 декабря 2006 г.
ООО "Аудит-новые технологии", декабрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.