Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2011 г. N 06АП-5942/2010
г. Хабаровск |
|
20 января 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А.А.,
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Будейчук И.Г.
при участии в судебном заседании:
от истца - Лисиной Н.В., представителя по доверенности от 09.04.2010 N 532юр/282/5851.1-08;
от ответчиков: от Министерства имущественных отношений Хабаровского края - Леоновой Н.В., представителя по доверенности от 29.09.2010 N 1-11/7459; от Краевого государственного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" - Дудник Л.Э., представителя по доверенности от 19.02.2010 N 8/184;
от третьего лица - Николаевой О.С., представителя по доверенности от 24.09.2010 N 1256-7; Лисиной Н.В., представителя по доверенности от 12.10.2009 N 1/12-1182
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Хабаровского края
на решение от 16 ноября 2010 года
по делу N А73-17723/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Степиной С.Д.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Краевому государственному учреждению "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края"
третье лицо: Государственное учреждение "8 отряд федеральной противопожарной службы по Хабаровскому краю
о признании недействительным распоряжения от 22.08.2007 N 833, признании права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, истребовании имущества из незаконного владения
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 22.08.2007 N 833 "О внесении в Реестр краевого государственного имущества и закрепления на праве оперативного управления".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Краевое государственное учреждение "Краевое управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" и Государственное учреждение "8 отряд федеральной противопожарной службы по Хабаровскому краю".
Решением от 11.01.2010 по делу N А73-17723/2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010, заявление удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.06.2010 N Ф03-4165/2010 решение от 11.01.2010, постановление от 25.03.2010 по делу N А73-17723/2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
При новом рассмотрении дело N А73-17723/2009 определением от 01.09.2010 объединено в одно производство с делом N А73-17724/2009 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Краевому государственному учреждению "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" о признании права собственности Российской Федерации на спорное имущество.
Определением от 30.09.2010 объединенным в одно производство делам присвоен номер N А73-17723/2009. Кроме того, судом произведено процессуальное правопреемство Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае, истец). Ответчиками по делу N А73-17723/2009 определены Министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее - МИО Хабаровского края) и Краевое государственное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" (далее - КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение "8 отряд федеральной противопожарной службы по Хабаровскому краю" (далее - ГУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Хабаровскому краю").
До принятия судебного акта по существу рассматриваемого спора истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменил исковые требования и просил признать право собственности Российской Федерации на следующие объекты недвижимого имущества: здание гаража, литер Д; здание гаража, литер В; здание гаража, литер Б; здание гаража, литер Ж, расположенные по ул. Севастопольской, 27 в г. Комсомольске-на-Амуре; признать недействительным распоряжение МИО Хабаровского края от 22.08.2007 N 833; истребовать вышеуказанное имущество из незаконного владения КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края".
Решением от 16.11.2010 требования ТУ Росимущества в Хабаровском крае удовлетворены. Суд признал право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Севастопольская, 27 - здание гаража, литер Д; здание гаража, литер В; здание гаража, литер Б; здание гаража, литер Ж; распоряжение МИО Хабаровского края от 22.08.2007 N 833 признано недействительным; указанные объекты недвижимого имущества истребованы из незаконного владения КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края" путем их передачи ТУ Росимущества в Хабаровском крае.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МИО Хабаровского края в апелляционной жалобе и в дополнении к ней, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, просит решение от 16.11.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным распоряжения МИО Хабаровского края от 22.08.2007 N 833 отказать, а в остальной части исковых требований производство по делу прекратить по основанию пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнений к апелляционной жалобе) истец выразил несогласие с доводами заявителя, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель МИО Хабаровского края поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к апелляционной жалобе.
Управление Росимущества в Хабаровском крае пояснениями представителя в заседании суда просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края" поддержал доводы заявителя, просил решение отменить.
Представитель ГУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Хабаровскому краю" указал на обоснованность заявленных требований, отсутствие оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.08.2007 МИО Хабаровского края издало распоряжение N 833 о внесении в реестр краевого государственного имущества и закреплении на праве оперативного управления за ГУ "Управление государственной противопожарной службы УВД Хабаровского края" склада и трех гаражей, расположенных в г. Комсомольске-на-Амуре по ул. Севастопольской, 27.
В соответствии со свидетельством от 22.02.1999 указанное имущество внесено в Реестр федерального имущества за реестровым N 02700043 с идентификационными номерами 02700043000042, 02700043000043, 02700043000044 и 02700043000045.
В связи с реорганизацией органов управления и изменениями в полномочиях между федеральными и краевыми органами пожарного надзора и на основании письма Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 14.04.2005 N СС-08/8394, распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 12.07.2005 N 290 имущество под реестровым номером 02700043 было исключено из реестра федерального имущества и изъято из оперативного управления ГУ "Управление государственной противопожарной службы УВД Хабаровского края", закреплено на праве оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, присвоен реестровый номер 02701168, и соответствующие изменения внесены в реестр федерального имущества.
Спорные объекты внесены в реестр федерального имущества 20.05.2005 с присвоением соответственно идентификационных номеров 02701168000040, 02701168000041, 02701168000042, 02701168000043.
В соответствии с вышеуказанным распоряжением в оперативное управление Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю было передано имущество 52 наименований.
В отношении части объектов между сторонами возникли споры, которые являлись предметом судебного разбирательства в арбитражных судах.
В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, в частности, путем признания права.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.12.2006 по делу N А73-5883/2006-26, постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009 по делу N 06АП-3768/2009 установлено, что имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ГУ "Управление государственной противопожарной службы УВД Хабаровского края" учтено в реестре федерального имущества (в этом перечне указаны и спорные объекты), в установленном порядке в иную собственность не передавалось.
В приложении к распоряжению Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 12.07.2005 N 29 спорное имущество значится под номерами 47, 48, 49 и 50.
Государственная регистрация прав на указанные объекты не проводилась, поскольку право собственности на спорное имущество возникло у Российской Федерации до вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьями 209 и 218 ГК РФ установлены содержание права собственности и основания приобретения права собственности.
Статьей 214 ГК РФ дано определение праву государственной собственности и определены объекты государственной собственности.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" был установлен порядок передачи имущества из одного уровня собственности в другой.
В силу пункта 1 указанного Постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно Приложению N 1 к Постановлению, к федеральной собственности относится имущество органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Вышеуказанное имущество было закреплено за органами внутренних дел, а в дальнейшем в связи с реорганизацией - за органами МЧС, являвшимися федеральными органами исполнительной власти.
В установленном порядке в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества" спорные объекты были включены в реестр федерального имущества и каждому из них присвоен идентификационный номер.
Судом первой инстанции исследовалось обстоятельство того, что ответчикам достоверно было известно о том, что спорные объекты недвижимости являются федеральной собственностью.
Статьями 8, 9 АПК РФ закреплены принципы состязательности и равноправия сторон. При этом, на основании части 1 статьи 65, части 1 статьи 66 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений и представить соответствующие доказательства.
Так, письмом от 25.04.2003 N 1-11/3337 на N 27/4675 от 10.04.2003 МИО Хабаровского края сообщило Управлению государственной противопожарной службы о том, что имущество "Управления государственной противопожарной службы УВД Хабаровского края" учтено в реестре федерального имущества под реестровым номером 02700043 от 27.03.1999.
Указанные доказательства свидетельствуют о том, что спорные объекты недвижимости (склад и три гаража), при последующей инвентаризации каждый из которых стал именоваться "гараж" с литерами Б, В, Д и Ж, являлись и являются федеральной собственностью, внесены в реестр федеральной собственности и оказались в пользовании краевого государственного учреждения в связи с реорганизацией органов противопожарной безопасности, разделением полномочий между органами власти.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" дано разъяснение о том, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В отсутствии доказательств тому, что вышеуказанное имущество в установленном порядке было передано в государственную собственность Хабаровского края, иск о признании права собственности Российской Федерации обоснованно удовлетворен судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Предъявляя виндикационный иск, истец должен доказать, что истребуемое имущество принадлежит ему на праве собственности либо на ином вещном или обязательственном праве, выбыло из его владения и незаконно находится во владении ответчика.
22.08.2007 МИО Хабаровского края издано распоряжение N 833 "О внесении в Реестр краевого государственного имущества и закрепления на праве оперативного управления".
Согласно пункту 1 этого распоряжения 4 объекта недвижимости, расположенные в г. Комсомольске-на-Амуре по ул. Севастопольской, 27, общей балансовой стоимостью 31362449 руб., общей остаточной стоимостью 451 976 руб., были внесены в реестр краевого государственного имущества и закреплены на праве оперативного управления за КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края".
Согласно пояснениям сторон, данных в суде первой инстанции, на основании данного распоряжения Управлением Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и ЕАО произведена государственная регистрация права собственности за Хабаровским краем и право оперативного управления за КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края" на указанные объекты, но с иными литерами и наименованиями, измененными в результате технической инвентаризации объектов 13.11.2007.
Заявитель настаивает, что об оспариваемом распоряжении ему стало известно при ознакомлении с материалами дела N А73-6775/2009 только 20.10.2009. В связи с чем им было заявлено ходатайство о восстановлении трехмесячного срока на обжалование ненормативного правового акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Статьей 117 АПК РФ предусмотрено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле.
Критерии уважительности причин пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, законодателем не установлены. Следовательно, наличие уважительности причин пропуска указанного срока относится к судебному усмотрению, с учетом обстоятельств по конкретному делу.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что срок на оспаривание распоряжения МИО Хабаровского края от 22.08.2007 N 833 пропущен по уважительной причине, поскольку истца в известность об изданном распоряжении и последующей государственной регистрации объектов ответчики не ставили, о данном распоряжении, послужившем основанием для государственной регистрации прав, представителю истца стало известно лишь в ходе рассмотрения иных судебных дел только 20.10.2009, соответственно, восстановление судом пропущенного срока является правомерным.
При рассмотрении требования о признании указанного ненормативного акта недействительным судом установлено, что основанием принятия распоряжения явилось обращение КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края" в МИО Хабаровского края с предложением о закреплении за ним спорных объектов недвижимости на праве оперативного управления, поскольку оно (управление) является правопреемником Главного управления по делам ГО и ЧС Хабаровского края, владевшим этим имуществом до реорганизации.
Статьей 218 ГК РФ установлены основания приобретения права собственности, а статьей 209 ГК РФ правомочия собственника.
Статьей 299 ГК РФ предусмотрены основания приобретения права хозяйственного ведения и оперативного управления.
Из рассмотренных требований о признании права собственности на спорные объекты недвижимости установлено, что объекты недвижимости в виде склада и трех гаражей были внесены в Реестр федеральной собственности.
Уполномоченные органы никакого решения о передаче этого имущества в иную собственность не принимали.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Представленными доказательствами установлено, что право распоряжения федеральной собственностью принадлежит уполномоченным органам.
В отношении федерального имущества, расположенного на территории Хабаровского края, таковыми органами, по общему правилу, являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ и его Территориальное управление по Хабаровскому краю.
Полномочиями по распоряжению федеральным имуществом МИО Хабаровского края на момент издания оспариваемого распоряжения не обладало.
Вышеуказанным распоряжением нарушены права и законные интересы собственника имущества, в том числе и заявителя, действующего от имени собственника в пределах предоставленных ему полномочий.
Оспариваемое распоряжение издано в отношении чужого имущества неуполномоченным на то лицом, этим актом имущество закреплено за краевым государственным учреждение на праве оперативного управления и данное распоряжение явилось основанием государственной регистрации прав, поэтому оно на основании части 2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным.
По мнению ответчиков, истцом пропущен срок для истребования спорного имущества, исчисляемый по общим нормам гражданского права.
Статьей 301 ГК РФ установлено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 2 статьи 302 ГК РФ, если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело право его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Согласно позиции, изложенной в пункте 36 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Территориальное управление распоряжением от 10.07.2008 N 855 перераспределило федеральное имущество, ранее закрепленное на праве оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю и 7 единиц имущества по позициям с 34 по 30 приложения к распоряжению закрепило на праве оперативного управления за ГУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Хабаровскому краю".
О принятом распоряжении Министерства имущественных отношений и передаче спорного имущества учреждение узнало только 20.10.2009.
При изложенных обстоятельствах срок исковой давности по требованию об истребовании имущества из чужого владения, установленный статьей 196 ГК РФ, не пропущен.
Истребуемое имущество является федеральным имуществом, находится в пользовании КГУ "Краевое управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края" без законных оснований и помимо воли собственника имущества, получено учреждением безвозмездно, поэтому оно подлежит истребованию у него с передачей Территориальному управлению.
При указанных обстоятельствах доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права, основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют. Нарушений в правильности применения норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, наличие безусловных оснований для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 16.11.2010 по делу N А73-17723/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.А. Тихоненко |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17723/2009
Истец: Территориальное управление федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю ,представитель Лисина Н,В
Ответчик: Ответчики, Министерство имущественных отношений Хабаровского края
Третье лицо: Третьи лица, ГУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Хабаровскому краю, КГУ "Краевое управление по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности"
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-831/2011
20.01.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5942/2010
25.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4165/2010
25.03.2010 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-768/2010