Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2011 г. N 19АП-4898/2010
28 января 2011 г. |
Дело N А35-5412/2009 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Сергуткиной В.А.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Кирикова И.А.: Рента А.М., представителя по доверенности от 01.01.2010, Гепферта В.В., представителя по доверенности от 01.01.2010;
от индивидуального предпринимателя Журавлева Н.М.: Рента А.М., представителя по доверенности от 01.01.2010, Гепферта В.В., представителя по доверенности от 01.01.2010;
от Комитета по управлению имуществом Курской области: не явились, надлежаще извещены;
от Конюха И.В.: не явились, надлежаще извещены;
от Макаровой Д.Н.: не явились, надлежаще извещены;
от Цыбань З.Н.: не явились, надлежаще извещены;
от Администрации Курской области: не явились, надлежаще извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Кирикова И.В. и индивидуального предпринимателя Журавлева Н.М. к Комитету по управлению имуществом Курской области и Администрации Курской области о признании незаконным бездействия Администрации Курской области и Комитета по управлению имуществом Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Кириков И.А., Журавлев Н.М., обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Курской области и Комитета по управлению имуществом Курской области по не рассмотрению обращения заявителей от 23.03.2010 о принятии решения о разделе земельного участка 46:29:102157:42 (для формирования части занимаемого здания литер А и А1, расположенных по адресу: г.Курск, ул.Радищева, д.115А и д.117А, не выходящего за пределы красной линии) и поставке образуемых в результате раздела земельные участки на кадастровый учет и обязании вынести решение о разделе земельного участка 46629:102157:42 (для формирования части занимаемого здания литер А и А1, расположенных по адресу: г.Курск, ул.Радищева, д.115А и д117А, не выходящего за пределы красной линии) и поставке, образуемых в результате раздела, земельные участки на кадастровый учет в порядке, установленном ст. 20 Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (уточненные требования).
Определением суда от 03.08.2009 с согласия участников процесса, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, был привлечен Земельный комитет Курской области, надлежащим органом действия которого оспариваются, был признан Комитет по управлению имуществом Курской области.
Арбитражный суд Курской области с согласия участников процесса определением от 11.03.2010 исключил Администрацию города Курска из числа ответчиков по данному делу.
Определением суда от 31.03.2010 с согласия участников процесса Земельный комитет города Курска был исключен из числа третьих лиц по данному делу, из состава заинтересованных лиц исключена Администрация Курской области, в разряд третьих лиц переведены Кохнюк И.В., Макарова Д.Н., Цыбань З.А., а также заявителями по рассматриваемому делу были признаны ИП Кириков И.А. и ИП Журавлев Н.М.
Решением Арбитражного суда Курской области от 21.05.2010 по делу N А35-5412/2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд признал незаконным бездействие Администрации Курской области по не рассмотрению обращения заявителей от 23.03.2010 о принятии решения о разделе земельного участка 46:29:102157:42 (для формирования части занимаемого здания литер А и А1, расположенных по адресу: г.Курск, ул.Радищева, д.115А и д.117А, не выходящего за пределы красной линии) и поставке образуемых в результате раздела земельные участки на кадастровый учет и обязал Администрацию Курской области устранить допущенные нарушения законных прав и интересов предпринимателей.
При этом, судом указано, что оспариваемое бездействие проверено на соответствие нормам Земельного Кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением, Комитет по управлению имуществом Курской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, и принять по делу новый судебный акт, отказав заявителям в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Комитет указал, что в связи с направлением комитетом письменного ответа на обращение предпринимателей от 23.03.2010 по вопросу раздела земельного участка с кадастровым номером N 46:29:102157:42 для формирования земельного участка, занятого зданиями литер А и А1, расположенными по адресу: г.Курск, ул.Радищево, д.N N 115а, 117а не входящего за пределы красной линии и постановке образуемых в результате раздела земельных участков на государственный кадастровый учет, оспариваемое бездействие, послужившее поводом для обращения в суд, было прекращено в процессе рассмотрения настоящего спора, а нарушения прав и законных интересов, связанных с этим бездействием, устранено.
Определением от 24.09.2010, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Курской области.
Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции послужило установление апелляционным судом факта нарушения Арбитражным судом Курской области норм процессуального права, которое привело к тому, что требования, заявленные предпринимателями были рассмотрены и обжалуемое решение принято о правах и обязанностях лица - Администрации Курской области, не привлеченного к участию в деле.
Определением суда от 10.12.2010 приняты уточненные требования, к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Администрация Курской области.
В судебное заседание Комитет по управлению имуществом Курской области, Конюх И.В., Макарова Д.Н., Цыбань З.Н., Администрация Курской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.156 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Индивидуальные предприниматели Кириков И.А. и Журавлев Н.М. являются собственниками нежилых помещений в зданиях литер А и А1, расположенных по адресу: г. Курск ул. Радищева, д. N N 115-а, 117-а на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102157:42, общей площадью 1492 кв.м.
Право собственности на данные объекты недвижимости предпринимателями было приобретено в результате сделок заключенных с Строительно-производственной ассоциацией "Конкурент", осуществлявшего строительство данных объектов на указанном выше земельном участке на основании Постановлений Администрации г.Курска от 12.11.2004 N 2838 "О предоставлении земельного участка", от 27.05.2005 N 1442 "О внесении изменений в Постановление N 2838", договоров аренды земельного участка N 84582ю.
После регистрации прав собственности на нежилые помещения в данных зданиях, заявителями было принято решение о приобретении земельного участка под ними в собственность. С этой целью ими был выбран представитель, которого наделили соответствующими полномочиями.
В ходе сбора необходимого пакета документов было установлено, что стоящий на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 46:29:102157:42, общей площадью 1492 кв.м. не соответствует требованиям действующего Градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно лицевая граница земельного участка выходит за пределы установленной по ул.Радищева красной линии.
Для приобретения прав на земельный участок, на котором расположены, принадлежащие заявителям объекты недвижимости необходимо было разделить земельный участок с кадастровым номером 46:29:102157:42 на два самостоятельных участка, чтобы необходимый для предоставления заявителям участок не выходил за пределы красной линии либо выделить часть, выходящую за пределы красной линии в самостоятельный участок.
Предприниматели за свой счет провели необходимые землеустроительные работы.
В связи с тем, что ответчики после обращения заявителей 23.03.2010 каких-либо действий по разделу земельного участка 46:29:102157:42 площадью 1492 кв.м. с целью предоставления всем собственникам помещений в зданиях литер А и А1, расположенных по адресу: г. Курск ул.Радищева, д.115-а, и 117-а земельного участка для эксплуатации зданий не выходящего за пределы красных линий не осуществлено, ИП Кириков И.А. и ИП Журавлев Н.М. обратились в арбитражный суд за защитой.
Рассмотрев заявленные требования, суд апелляционной инстанции полагает, что они подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с Законом Курской области от 06.10.2006 N 65-ЗКО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Курск", являющемся административным центром Курской области, осуществляется Администрацией Курской области и органами местного самоуправления городского округа "Город Курск" (далее - город Курск) в пределах полномочий, определенных настоящим Законом.
Пунктами 1, 2 статьи 3 ЗКО N 65-ЗКО от 06.10.2006 установлено, что Администрация Курской области в сфере земельных отношений осуществляет следующие полномочия:
1) устанавливает максимальные размеры земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска;
2) определяет исполнительный орган государственной власти Курской области, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Курской области, и на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска (далее - уполномоченный орган).
Согласно Постановлению Губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447 в качестве уполномоченного органа определен Комитет по управлению имуществом Курской области, при этом в введении Администрации г.Курска оставлены земельные участки площадью менее 200 кв. м.
В соответствии с ч.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (ч.ч.1, 2 ст. 11.3).
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (части 4, 5 статьи 11.9).
В силу части 1 статьи 20 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с п.2 ст.20 названного Закона с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Для целей, связанных с эксплуатацией зданий, строений и сооружений, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Из представленных материалов дела следует, что ИП Кириков И.А., ИП Журавлев Н.М. являются собственниками помещений в зданиях литер А и А1, расположенных по адресу: г. Курск ул.Радищева, д.115-а, и 117-а, на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102157:42, который не соответствует требованиям действующего Градостроительного законодательства, а именно, лицевая граница земельного участка выходит за пределы установленной по ул.Радищева красной линии.
Для приведения земельного участка в соответствие с требованиями Закона, заявители 23.03.2010 обратились в КУМИ Курской области, как уполномоченный орган, для принятия последним решения о разделе земельного участка 46:29:102157:42 (для формирования части занимаемого зданиями литер А и А1, расположенными по адресу: г. Курск ул.Радищева, д.115-а, и 117-а не выходящего за пределы красной линии) и поставить образуемые в результате раздела земельные участки на кадастровый учет.
Вместе с тем, никаких действий по рассмотрению указанного заявления и разделу спорного земельного участка Комитетом произведено не было, доказательств обратного суду не представлено.
Так же не представлено доказательств того, что заявители являются лицами обладающие правом на изменение (раздел) спорного земельного участка.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная коллегия полагает, что бездействие КУМИ Курской области по не рассмотрению заявления предпринимателей, и не принятие решения о разделе земельного участка 46:29:102157:42 (для формирования части занимаемого зданиями литер А и А1, расположенными по адресу: г. Курск ул.Радищева, д.115-а, и 117-а не выходящего за пределы красной линии) не соответствуют требованиям Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и нарушают права и охраняемые интересы ИП Кирикова И.А. и ИП Журавлева Н.М. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем оспариваемые действия подлежит признанию незаконными.
В удовлетворении требований заявителей к Администрации Курской области следует отказать, так как они предъявлены к ненадлежащему ответчику в силу того, что свои полномочии по распоряжению земельными участками Постановлением Губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447 Администрация делегировала надлежащему ответчику по настоящему делу - Комитету по управлению имуществом Курской области.
Доказательств того, что Администрация области имеет право на самостоятельное распоряжение земельными участками, в дело представлено не было.
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.
Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является орган государственной власти, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не может повлечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Также положениями статьи 333.40 Налогового кодекса РФ не предусмотрена возможность возврата уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц.
Таким образом, законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Следовательно, с учетом требований изложенных норм и результатов рассмотрения дела, государственная пошлина, уплаченная заявителями при обращении в суд в размере 200 руб., подлежит взысканию с КУМИ по Курской области в пользу ИП Кирикова И.А. и ИП Журавлева Н.М., в качестве возмещения судебных расходов по настоящему делу.
Настоящее дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В соответствии с абзацем 2 пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Не привлечение Администрации Курской области к участию в деле в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции, как лица, чьи права и законные интересы затрагиваются судебным актом, в силу положений пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является безусловным основанием для отмены оспариваемого решения, в связи с чем решение арбитражного суда первой инстанции от 21.05.2010 подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.112, 167 - 170, 198-201, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 21.05.2010 по делу N А35-5412/2009 отменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом Курской области по не рассмотрению обращения заявителей в редакции от 23.03.2010 и не принятию решения о разделе земельного участка 46:29:102157:42 (для формирования части занимаемого зданиями литер А и А1, расположенными по адресу: г. Курск, ул. Радищева, д. 115А и д. 117А не выходящего за пределы красной линии) и не поставке образуемых в результате раздела земельных участков на кадастровый учет.
Обязать Комитет по управлению имуществом Курской области принять решение о разделе земельного участка 46:29:102157:42 (для формирования части занимаемого зданиями литер А и А1, расположенными по адресу: г.Курск, ул. Радищева, д. 115А и д. 117А не выходящего за пределы красной линии) и обязать поставить образуемые в результате раздела земельные участки на кадастровый учет в установленном Законом порядке.
В удовлетворении требований к Администрации Курской области отказать.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Курской области в пользу ИП Кирикова И.А. и ИП Журавлева Н.М. судебные расходы в размере 200 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5412/2009
Истец: Журавлев Николай Михайлович, Кириков Иван Андреевич, Кохнюк Ирина Васильевна, Макаров Дмитрий Игоревич, Цыбань Зоя Николаевна
Ответчик: Администрация г. Курска, Администрация Курской области
Третье лицо: Гепферту В. В., Земельный комитет г. Курска, Комитет по управлению имуществом Курской области
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8903/11
29.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8903/11
20.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1545/11
28.01.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4898/2010
24.09.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4898/10