Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2011 г. N 13АП-22836/2010
г. Санкт-Петербург
24 февраля 2011 г. |
Дело N А56-21893/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22836/2010) ООО "Ювента" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2010 по делу N А56-21893/2008 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ООО "Ювента"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу, Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу
о признании недействительными ненормативных актов
при участии:
от заявителя: Серова А.А. по доверенности от 30.062010;
от ответчиков:
от МИФНС N 17: Петроченков А.Н. по доверенности от 17.01.2011;
от МИФНС N 26: не явились, извещены;
от 3-го лица: Вертилецкая Н.И. по доверенности от 27.09.2010 N 20-05/49585.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ювента" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 17) от 17.06.2008 N 22/30 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и N 600 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также об обязании налогового органа возместить Обществу 4 364 202 руб. НДС за декабрь 2007 года путем возврата из бюджета на расчетный счет налогоплательщика.
В качестве второго ответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 25), в которой налогоплательщик с 06.11.2008 состоит на налоговом учете.
Решением суда первой инстанции от 25.03.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.06.2009, постановлением кассационной инстанции от 21.09.2009, в удовлетворении требований Обществу отказано.
Постановлением президиума Высшего Арбитражного Суда от 25.02.2010 N 14458/09 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2009 по делу N А56-21893/2008, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.09.2009 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 25.02.2010 указал, что рассматривая настоящее дело, суды надлежащим образом не исследовали представленные доказательства с учетом доводов Общества о нарушении Инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, выразившемся в неуведомлении Общества о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, а также доводов Инспекции о соблюдении ею требований указанных норм при извещении Общества о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
При новом рассмотрении дела решением от 25.11.2010 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Общества отказал.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции от 25.11.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В судебном заседании представитель налогоплательщика поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представители Инспекции просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрение апелляционной жалобы определением от 14.02.2011 судом апелляционной инстанции было отложено до 21.02.2011 до 14 часов 30 минут.
После отложения судебное заседание продолжено в том же составе суда и с участием представителей сторон, которые настаивали на своих правовых позициях.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Инспекция N 17 провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за декабрь 2007 года, согласно которой предъявлено к возмещению 4 364 202 руб. НДС.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации налоговым органом вынесены следующие оспариваемые решения от 17.06.2008:
- N 22/30 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 3 199 руб. 60 коп. штрафа. Заявителю предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 15 998 руб. и пени за несвоевременную уплату этого налога в размере 817 руб. 90 коп.;
- N 600 об отказе Обществу в возмещении 4 364 202 руб. НДС за декабрь 2007 года.
Не согласившись с законностью ненормативных актов Инспекции, ООО "Ювента" обратилось в арбитражный суд.
При новом рассмотрении суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
Пунктом 14 статьи 101 НК РФ определено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
На обязательность уведомления налогоплательщика о дате и времени рассмотрения материалов проверки указывает Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 12.07.2006 N 267-О и от 03.10.2006 N 442-О.
Письмо от 22.05.2008 N 22-18136, которым налоговый орган пригласил заявителя на рассмотрение материалов проверки 03.06.2008 в 11 час. 00 мин., направлено по адресу: город Санкт-Петербург, проспект Энгельса, дом 156 (согласно представленной налоговым органом копии почтовой квитанции о приеме почтовых отправлений от 23.05.2008 серии 194156-88 N 01936 и списка внутренних почтовых отправлений из инспекции от 23.05.2008).
Согласно учредительным документам юридическим адресом Общества на тот момент являлся следующий адрес: город Санкт-Петербург, проспект Энгельса, дом 156, корпус 1.
В адресе, отраженном в списке внутренних почтовых отправлений, направленных Инспекцией, не указан корпус дома.
В соответствии с пунктом 22 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), на почтовых отправлениях отправителем указываются точные адреса отправителя и адресата.
Уведомление о вручении почтового отправления Инспекцией при новом рассмотрении дела не представлено.
Следовательно, не обеспечив в предусмотренном законом порядке возможности участвовать заявителю в процедуре рассмотрения материалов проверки, налоговый орган грубо нарушил права и законные интересы заявителя. Поэтому несоблюдение Инспекцией соответствующего порядка обоснованно расценено в качестве самостоятельного основания для признания недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу от 17.06.2008 N 22/30 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и N 600 об отказе в возмещении 4 364 202 руб. НДС за декабрь 2007 года.
Данная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2008 N 12566/07, от 16.06.2009 N 391/09, 20.04.2010 N 162/10.
Жалоба налогоплательщика в указанной части подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, Общество также заявило требование об обязании Инспекции осуществить возврат в порядке статьи 176 НК РФ 4 364 202 руб. НДС за декабрь 2007 года путем перечисления на его расчетный счет. Указанное требование носит самостоятельный имущественный характер, при рассмотрении которого суду надлежит исследовать и оценивать приведенные сторонами позиции и представленные доказательства по существу спора.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, установил, что в деятельности налогоплательщика усматривается злоупотребление правом, предоставленным ему статьей 176 НК РФ, и главной целью, преследуемой Обществом, является получение необоснованной налоговой выгоды при отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебного акта в части отказа в удовлетворении требования об обязании Инспекции осуществить возврат в порядке статьи 176 НК РФ 4 364 202 руб. НДС за декабрь 2007 года путем перечисления на его расчетный счет, в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской федерации признаются объектом обложения НДС.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 указанного Кодекса налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
По положениям пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия указанных товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями для применения налоговых вычетов по НДС при совершении импортных операций являются: приобретение товаров (работ, услуг), уплата НДС таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, принятие этих товаров (работ, услуг) на учет и наличие соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом обложения НДС согласно подпунктам 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Нормы статьи 176 НК РФ находятся во взаимосвязи с положениями статей 171 и 172 НК РФ и предполагают возможность возмещения НДС из бюджета при реальном осуществлении налогоплательщиком хозяйственных операций с реальными товарами.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) указано, что если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.
Следовательно, вывод о наличии у Общества права на возмещение НДС из бюджета может быть сделан только на основании бесспорных доказательств того, что заявитель для целей налогообложения учитывал реально осуществленные хозяйственные операции в соответствии с их действительным экономическим смыслом.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 53 налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
В пункте 5 Постановления N 53 указано, что о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
Согласно пункту 9 Постановления N 53 указано, что установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
В пункте 11 Постановления N 53 разъяснено, что признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщика, связанных с ее получением.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в проверяемом периоде Общество в соответствии с импортным контрактом от 14.09.2007 N 01/07, заключенным с фирмой "Chic Invest Ltd" (Marshall Island), ввозило на таможенную территорию Российской Федерации товары (электропогрузчики, комплектующие для них, зарядные устройства для силовых аккумуляторов, станки шлифовальные, компрессоры воздушные, уборочные машины и другие промышленные товары).
Ввоз товаров на территорию Российской Федерации подтверждается представленными Обществом грузовыми таможенными декларациями с отметками Московской западной таможни и данными информационного ресурса "Таможня".
Факт приобретения товара и уплаты НДС на таможне подтверждается материалами проверки. Налогоплательщиком представлены первичные документы, свидетельствующие о факте приобретения товара у импортера в соответствии с указанным контрактом.
В спорном периоде и по состоянию на 01.04.2008 Общество оплату иностранному партнеру по контракту от 14.09.2007 N 01/07 не производило.
В то время как согласно пункту 4.1 контракта оплата за поставленный товар осуществляется в течение 360 дней с момента прибытия товара в Москву и Санкт-Петербург и передачи отгрузочных документов покупателю.
За декабрь 2007 года Общество уплатило на таможне в составе таможенных платежей 4 827 694 руб. НДС. Источником денежных средств для оплаты таможенных платежей явились заемные средства по договору процентного займа, заключенного с ООО "Янг", и средства, полученные от покупателя ООО "Янг". Денежные средства перечислялись также в оплату услуг по оплате таможенных платежей ООО "Виола", которое совершает операции по уплате таможенных платежей с карт, предназначенных для таможенных платежей Общества по договору от 22.11.2007 на оказание услуг по оплате таможенных платежей с использованием "Таможенной карты".
Общество с целью дальнейшей реализации приобретенных товаров заключило с ООО "Янг" договор купли-продажи, а с ООО "Балтстройпроект" агентский договор.
В декабре 2007 года доставка товара на территорию Российской Федерации осуществлялась автомобильным транспортом на условиях СРТ-Санкт-Петербург, СРТ-Москва.
В ходе опроса генерального директора Общества Иванова В.Н. установлено, что хранение товара осуществлялось по адресу: 117623, Москва, Варшавское шоссе, 26 км, владение 1, и по адресу: Санкт-Петербург, поселок Парголово, Горское шоссе дом 4, литера А. У Общества отсутствуют собственные и арендованные склады. Товар отгружался ООО "Янг" и передавался на комиссию ООО "Балтстройпроект". Со склада временного хранения товар забирался силами покупателей и комиссионеров. Договоры с автотранспортными предприятиями не заключались. На вопрос, где в настоящее время хранится нереализованный товар, Иванов В.Н. ответил, что товар "У нас нигде не хранится, хранится у комиссионеров, адрес склада я не знаю".
Доводы Общества о том, что в спорном периоде были заключены договора с организациями, оказывающими услуги хранения: ЗАО "Конкорд", ОАО "Совтрансавтоэкспедиция" и ООО "АРДОН", а хранение товаров, как реализуемых в адрес ООО "Янг", так и переданных ООО "Балтстройпроект" по агентскому договору, осуществлялось на складах указанных организаций, не нашли документального подтверждения.
В декабре 2007 года ОАО "Совтрансавтоэкспедиция", расположенное по адресу: 117623, Москва, Варшавское шоссе, 26 км, владение 1, оказывало Обществу только комплекс услуг по входящей обработке, без предоставления территории в ЗТК СВХ для стоянки транспортных средств.
То обстоятельство, что товар не хранился на СВХ ОАО "Совтрансавтоэкспедиция", подтверждается представленными копиями платежных документов по оплате услуг по входящей обработке с приложением счетов и актов выполненных услуг по входящей обработке: счет от 05.12.2007 N 15583, от 12.12.2007 N 16014, от 25.12.2007 N 16717, от 25.12.2007 N 16660, от 26.12.2007 N 16793 (акт от 26.12.2007 N 015102), от 27.12.2007 N 16850 (акт от 27.12.2007 N 015141), от 29.12.2007 N 16996 (акт от 29.12.2007 N 015265), от 29.12.2007 N 16978 (акт от 29.12.2007 N 015250).
Кроме того, в адрес ЗАО "Конкорд" направлен запрос на представление документов, подтверждающих финансово-хозяйственные отношения с Обществом. Согласно ответу в проверяемый период оплата за услуги по временному хранению товара Обществом в адрес ЗАО "Конкорд" не производилась. Договоры с ООО "Янг" и ООО "Балтстройпроект" не заключались.
Договор хранения, заключенный с ООО "АРДОН" при проведении камеральной проверки не представлялся. В материалах дела имеется копия договора складского хранения, заключенного 15.01.2008 и, соответственно, не имеющего отношения к проверяемому периоду (декабрю 2007 года).
Общество в спорном периоде не заключало договоры с организациями, оказывающими услуги хранения, а именно с ЗАО "Конкорд", ОАО "Совтрансавтоэкспедиция" и ООО "АРДОН".
В случае заключения договоров хранения в грузовых таможенных декларациях должен был быть указан адрес ОАО "Совтрансавтоэкспедиция", ЗАО "Конкорд" или ООО "АРДОН".
Однако, согласно представленным Обществом грузовым транспортным накладным 10122011/261207/00 N 13401 (CMR N 531) указано место разгрузки товара - Санкт-Петербург, улица Автобусная, дом 7; 10122011/261207/00 N 13352 (CMR N 1912) указано место разгрузки товара - Санкт-Петербург, улица Автобусная, дом 7; 10122011/261207/00 N 13314 (CMR N 0001108) указано место разгрузки товара - Москва, улица Амурская, дом 5, строение 7; 10122011/261207/00 N 13187 (CMR N 0001110) указано место разгрузки товара - Санкт-Петербург, улица Автобусная, дом 7; 10122011/261207/00 N 13185 (CMR) указано место разгрузки товара - S-P reg. LomoNjsovo area, VokhoNskoye 71, promzoNa 3, Gorelovo Kvartal, Warehouse OOO "Kraft Fcjd"; 10122011/261207/00 N 13142 (CMR) указано место разгрузки товара - S-P, PR. ENGELA D 27; 10122011/261207/00 N 13018 (CMR) указано место разгрузки товара - Санкт-Петербург, Александровская ферма, дом 29; 10122011/261207/00 N 12404 (CMR) указано место разгрузки товара - Санкт-Петербург, Александровская ферма, дом 29; 10122011/261207/00 N 12837 (CMR) указано место разгрузки товара - Санкт-Петербург, улица Автобусная, дом 7; 10122011/261207/00 N 12773 (CMR) указано место разгрузки товара - Санкт-Петербург, улица Автобусная, дом 7; 10122011/261207/00 N 12634 (CMR) указано место разгрузки товара - Санкт-Петербург, Александровская ферма, дом 29; 10122011/261207/00 N 12832 (CMR) указано место разгрузки товара - Россия, Москва, Санкт-Петербург, (без точного адреса); 10122011/261207/00 N 12258 (CMR) указано место разгрузки товара - Москва, улица Амурская, дом 5, строение 7; 10122011/261207/00 N 13455 (CMR N 359) указано место разгрузки товара - Санкт-Петербург, улица Автобусная, дом 7; 10122011/261207/00 N 12671 (CMR N 372) указано место разгрузки товара - S-P, PR. Ul. Beli KuNa d 32. korp 2, For "Evrotek"; 10122011/261207/00 N 13453 (CMR) указано место разгрузки товара - Санкт-Петербург, улица Автобусная, дом 7; 10122011/261207/00 N 12239 (CMR) указано место разгрузки товара - Санкт-Петербург, Александровская ферма, дом 29, Москва, Одинцово, Транспортный проспект, дом 1.
Из представленных Обществом CMR видно, что пункты разгрузки товара в Санкт-Петербурге и Москве различны, но в то же время таможенное оформление и таможенные платежи направлялись в адрес Московской западной таможни.
Покупателями импортированного Обществом товара являлись ООО "Янг" и ООО "Балтстройпроект" (комиссионер).
Руководители вышеназванных организаций для проведения опросов по фактам осуществления финансово-хозяйственной деятельности с Обществом в налоговый орган не явились. Опросы генеральных директоров в рамках проведения камеральной проверки последующего налогового периода проводились сотрудниками ОРЧ-18.
ООО "Янг" документы по встречной проверке не представило. Учредителем и генеральным директором ООО "Янг" является Чернышев А.С., который для опроса в Инспекцию N 17 не явился. Расчетный счет открыт в Санкт-Петербургском филиале ОАО "СТБ" и СПб ООО КБ "ИНКРЕДБАНК". Из материалов встречной проверки и ответа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу от 19.06.2008 установлено, что организация с 22.05.2008 не состоит на налоговом учете, зарегистрирована по адресу: Санкт-Петербург, улица Киевская, дом 3 литера А. помещение 8. В 2007 году и в первом квартале 2008 года ООО "Янг" отчитывалось, налоги уплачивало минимальные: по налогу на прибыль за 2007 год - 0 руб., по единому социальному налогу - 0 руб., НДС к уплате за декабрь 2007 года составил 504 руб.
Согласно протоколу осмотра помещения от 11.04.2008 ООО "Янг" по вышеуказанному адресу регистрации не находится (строится новый дом).
Из проведенного сотрудниками ОРЧ-18 опроса генерального директора ООО "Янг" Чернышева А.С. следует, что фактически организация в настоящий момент располагается по адресу: Санкт-Петербург, Комендантский проспект, дом 9, корпус 2, по договору аренды с ООО "Светлана", собственных и арендованных складов не имеет. Заявки на поставку товара оформлялись через Интернет, мобильную связь и лично с генеральным директором Общества. Товар хранился и реализовывался с СВХ по адресам: Санкт-Петербург, поселок Парголово, Горское шоссе, дом 4, литера А и Москва, Варшавское шоссе, 26 км, владение 1. Вывоз товара осуществлялся силами покупателей. В качестве покупателей названы организации ООО "Феникс", ООО "Выбор", ООО "Факторинг", ООО "Торгсервис". Договоры с автотранспортными организациями не заключались.
Из материалов дела следует, что Общество и ООО "Янг" заключили договор процентного займа от 01.11.2007 N 1-3, по которому средства, полученные Обществом по договору займа в один и тот же банковский день, направляются на оплату таможенных платежей в адрес Московской западной таможни. Всего перечислено 2 390 000 руб. заемных средств.
Общество и ООО "Балтстройпроект" также заключили агентский договор от 01.11.2007 N 6А на реализацию импортированного товара.
В 2007 году и в первом квартале 2008 года ООО "Балтстройпроект" отчитывалось по упрощенной системе налогообложения. Данная организация документы по встречной проверке представила не в полном объеме (отсутствуют налоговые отчеты, договор комиссии от 01.11.2007 N 6А).
Генеральный директор и учредитель ООО "Балтстройпроект" Пирютко Ю.М. для опроса в Инспекцию не явился. Расчетный счет открыт в Санкт-Петербургском филиале ОАО "СТБ". Из материалов встречной проверки установлено, что организация зарегистрирована по адресу: Санкт-Петербург, улица Кубинская, дом 38, литера А, где арендует офис по договору аренды с ООО "Издательская группа супергород".
Однако в рамках проведения камеральной проверки налоговым органом составлен акт осмотра по юридическому адресу ООО "Балтстройпроект", в результате которого установлено, что по указанному адресу расположен жилой дом, фактический адрес местонахождения организации не установлен.
Согласно пункту 2.1.3 договора комиссии от 01.11.2007 N 6А ООО "Балтстройпроект" обязуется хранить товар на собственном складе до момента его реализации.
Из опроса генерального директора ООО "Балтстройпроект" Пирютко Ю.М. следует, что организация собственных и арендованных складов не имеет. Покупателями товара являются ООО "Торос", ООО "Милга", ООО "Юта-флора". Заявки на товар оформлялись устно, товар хранился на СВХ по адресам: Санкт-Петербург, поселок Парголово, Горское шоссе, дом 4 и Москва, Варшавское шоссе, 26 км, владение 1. Вывоз товара осуществлялся покупателями. С автотранспортными организациями договоры организация не заключала.
Согласно письменному пояснению генерального директора СВХ ЗАО "Конкорд" Лаар К.Г., товар на СВХ не хранится (максимальный срок хранения 7 дней). В первом квартале 2008 года на территории СВХ ЗАО "Конкорд" оказало услуги по хранению груза Общества в автотранспортных средствах (21 автомашина).
Таким образом, товар, принадлежащий заявителю, в декабре 2007 года вывезен покупателями.
Обществом в ходе проведения проверки не представлен договор аренды объекта нежилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, проспект Энгельса, дом 156, корпус 1, заключенный между заявителем и ЗАО "Лес", в соответствии с которым Общество на праве аренды занимает нежилое помещение. В ходе проведенного Инспекцией осмотра установлено, что по указанному адресу Общество не находится в связи с тем, что здания на данной территории подготовлены к сносу.
Согласно договору в декабре 2007 года заявителем передан товар в адрес ООО "Балтстройпроект" на общую сумму 24 310 134 руб. 33 коп. Передача товаров комиссионеру для реализации оформлена товарными накладными по форме ТОРГ-12. При этом в соответствии с условиями договоров, заключенных с контрагентами, Общество не занимается транспортировкой импортированных товаров, поставка товара осуществляется путем самовывоза контрагентами с места, указанного Обществом.
В период проведения камеральной налоговой проверки оплата товаров комиссионером ООО "Балтстройпроект", отгруженных Обществом, произведена не в полном объеме. Согласно выписке банка, комиссионер не производил никаких операций по расчетному счету в проверяемый период, а также в период с января по май 2008 года.
Отчеты комиссионера Обществом в ходе проверки не представлены. Представленные отчеты за апрель и май 2008 года носят формальный характер, так как не содержат информации о месте хранения переданного на комиссию и нереализованного товара. Комиссионер не отражает в своем бухгалтерском и налоговом учете стоимость товаров, принятых от Общества на комиссию.
Поскольку комиссионер не имеет складских помещений, в которых может находиться товар, взятый на комиссию, а вывозится непосредственно со складов СВХ, то товар сразу же был отгружен покупателям, а это означает, что у Общества в соответствии со статьей 167 НК РФ должна быть сформирована налоговая база по НДС.
При таких условиях Общество использовало ООО "Балтстройпроект" для видимости осуществления комиссионной деятельности и создания "схемы" ухода от уплаты НДС в бюджет с использованием посредника.
Постоянный рост сальдо по счету 45 "Товары отгруженные" свидетельствует о том, что Общество, не получая соответствующей оплаты, продолжает поставлять товар комиссионеру ООО "Балтстройпроект", которое по документам не реализует полученный товар, в связи с чем у Общества возникает постоянное положительное сальдо "К возмещению", что свидетельствует о намерении заявителя получить налоговую выгоду.
Согласно данным бухгалтерского учета Общества сальдо на конец отчетного периода по счету 41 по состоянию на 01.01.2008 - 0 руб. Товар в сумме 23 310 134 руб. отгружен полностью. По карточке счета 45, остаток по счету на 01.01.2008 составил 46 314 511 руб.
В соответствии с представленным за 2007 год отчетом о прибылях и убытках наценка за отгруженный (отраженный в реализации товар) составила всего 0,1%. С учетом наценки реализация товара составила 24 334 444 руб.
Совокупность названных выше обстоятельств подтверждает вывод налогового органа о необоснованности заявленной Обществом суммы налоговой выгоды. Заявителем в нарушение пункта 1 статьи 146, пункта 4 статьи 166, пунктов 1 и 14 статьи 167, пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 173 НК РФ учтены для целей налогообложения только те операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды.
Поскольку Общество не исчислило в декабре 2007 года НДС с фактической реализации товаров в общей сумме 24 334 444 руб., то отказ Инспекции в возмещении Обществу 4 364 202 руб. НДС за декабрь 2007 года правомерен. Решение суда первой инстанции в части отказа в требовании об обязании налоговый орган осуществить возврат 4 364 202 руб. НДС путем перечисления на расчетный счет Общества не подлежит отмене.
При подаче заявления имущественного характера в части обязания налогового органа осуществить в порядке статьи 176 НК РФ возврат 4 364 202 руб. НДС путем перечисления на расчетный счет Общества подлежала уплате государственная пошлина в размере 33 321 руб. С учетом того, что судом первой инстанции (при первом рассмотрении дела) был выдан исполнительный лист на взыскание в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 4 000 руб., то в соответствии со статьей 110 АПК РФ с Общества надлежит взыскать в доход федерального бюджета 29 321 руб. государственной пошлины по заявлению.
Государственная пошлина в размере 3 000 руб. (1 000 руб.. уплаченная платежным поручением N 39 от 23.03.2009 за рассмотрение апелляционной жалобы; 1 000 руб.. уплаченная платежным поручением N 80 от 26.06.2009 за рассмотрение кассационной жалобы и 1 000 руб. уплаченные по чеку-ордеру от 02.12.2010 за рассмотрение апелляционной инстанции) подлежит взысканию с налогового органа в пользу Общества.
Поскольку государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета (Общество уплатило 2 000 руб. за рассмотрение дела в апелляционной инстанции), то апелляционный суд производит взаимозачет государственной пошлины и с Общества в соответствии со статьей 110 АПК РФ надлежит взыскать в доход федерального бюджета 28 321 руб. государственной пошлины по заявлению.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2010 по делу N А56-21893/2008 отменить в части отказа в признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу N 22/30 от 17.06.2008 о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения N 600 от 17.06.2008 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость за декабрь 2007 года.
В указанной части заявление общества с ограниченной ответственностью "Ювента" удовлетворить.
Признать недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу N 22/30 от 17.06.2008 о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и N 600 от 17.06.2008 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость за декабрь 2007 года.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2010 по делу N А56-21893/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ювента" без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ювента" в доход федерального бюджета 28 321 руб. государственной пошлины по заявлению.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ювента" судебные расходы в размере 3 000 руб. по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21893/2008
Истец: ООО"Ювента", ООО "Ювента"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N25 по Санкт-Петербургу, Межрайонная ИФНС России N17по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14458/09
28.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14458/09
30.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7917/09
24.02.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22836/2010
25.02.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 14458/09
16.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14458/09
21.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-21893/2008
24.06.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4658/2009