Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2011 г. N 09АП-214/2011
г. Москва |
Дело N А40-100110/10-120-409 |
16 февраля 2011 г. |
N 09АП-214/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.А. Свиридов
судей С.Л. Захаров, Л.А. Москвина
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манохиной И.А.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2010г. по делу N А40-100110/10-120-409, судьи Блинниковой И.А.,
по заявлению ФГУП "Совхоз имени ХХI съезда КПСС"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Саленко Е.В. по дов. от 24.01.2011г., паспорт 45 06 518390;
от ответчика: Полушкин П.С. по дов. от 29.12.2010г., паспорт 45 09 381505;
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Совхоз имени ХХI съезда КПСС" (далее - заявитель, Совхоз) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании незаконным решения об отказе Управления Ростреестра по г.Москве (далее административный орган) от 22.06.2010г. N 14/005/2010-350 в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный адресу: г.Москва, 35 км. МКАД, внутренняя сторона (кадастровый номер 77:06:0010001:1000), площадью 179 073 кв.м. и возложении обязанности зарегистрировать указанное право на земельный участок.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2010г. удовлетворены заявленные требования. При этом суд исходил из того, что оспариваемый отказ в государственной регистрации права не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права и интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Управление Ростреестра по г.Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы ссылается на то, что судом неправильно установлены имеющие существенное значение для дела обстоятельства, а решение принято с нарушением норм материального права.
Представитель ФГУП "Совхоз имени ХХI съезда КПСС" представил отзыв на апелляционную жалобу, поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Считает, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
В судебной заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в ней, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон не находит оснований для её удовлетворения и отмены или изменения решения суда первой инстанции, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 22.04.2010г. ФГУП "Совхоз имени ХХI съезда КПСС" было подано заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, картографии по Москве о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Совхоза на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, 35 км МКАД, внутренняя сторона (кадастровый номер 77:06:0010001:1000) площадью 179073 кв. м.
К заявлению были приложены доверенность на представителя, платежное поручение об оплате госпошлины, кадастровый паспорт земельного Распоряжение Департамента земельных ресурсов г. Москвы N 1561 от 02.06.2008г. об утверждении проекта границ земельного участка.
Также на регистрацию был представлен пакет правоустанавливающих документов (согласно расписке N 77-77-14/007/2008-962 от 21.10.2008 года), в том числе:
Государственный акт на землю МО-21 N 050-252, выданный Совхозу и оформивший закрепление за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков общей площадью 2 315,40 га.
Постановление Главы Администрации Ленинского района Московской области N 1130 от 22.06.1993г. "Об утверждении границ землепользования ФГУП "Совхоз имени ХХI съезда КПСС" Ленинского района МО и выдаче Государственного акта", оформившее выдачу указанного Государственного акта.
Распоряжение Правительства Москвы от 08.10.2004г. N 1995-РП "Об изменении порядка компенсационного строительства за изъятые земельные ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" (Юго-Западный административный округ)", подтвердившее перечень неизьятых земельных участков ФГУП "Совхоз ХХI съезда КПСС" на территории города Москвы.
Дополнительно 11.06.2010г. в регистрационное дело были сданы нотариально заверенные копии Государственного акта на землю МО-21 N 050-252 и Постановления Главы Администрации Ленинского района Московской области N 1130 от 22.06.1993г. "Об утверждении границ землепользования совхоза имени ХХI съезда КПСС Ленинского района МО и выдаче Государственною акта", а также письмо Совхоза б/н от 11.06.2010г. с указанием, что оригинал Государственного акта находится в Управлении Роснедвижимости по Московской области.
Решением, оформленным письмом N 14/005/2010-350 от 22.06.2010г. Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистра постоянного (бессрочного) пользования Совхоза на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, 35 км МКАД, внутренняя сторона (кадастровый N77:06:0010001:1000).
Основаниями для отказа Управлением Росреестра по Москве названы условия, изложенные в абзацах 4, 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации), а именно:
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав.
Оспариваемый отказ послужил основанием для обращения ФГУП "Совхоз имени ХХI съезда КПСС" в Арбитражный суд города Москвы с заявлением по настоящему делу.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и интересы предприятия.
В силу п.2 ст. 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно с п.2 ст.17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз.4 п.1 ст.20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, Совхозом на государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, 35 км МКАД, внутренняя сторона (кадастровый номер 77:06:0010001:1000), представлен следующий комплект документов:
-заявление,
-доверенность на представителя,
-постановление Главы Ленинского района Московской области N 1130 от 22.06.1993 года "Об утверждении границ землепользования совхоза имени XXI съезда КПСС Ленинского района МО и выдаче Государственного акта",
-государственный акт на землю МО-21 N 050-252, выданный Совхозу имени XXI съезда КПСС Ленинского района Московской области,
-распоряжение Правительства Москвы от 08.10.2004г. N 1995-РП "Об изменении порядка компенсационного строительства за изъятые земельные участки ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" (Юго-Западный административный округ)",
-распоряжение Департамента земельных ресурсов г.Москвы N 1561 от 02.06.2008г. об утверждении проекта границ земельного участка,
-кадастровый паспорт на земельный участок,
-платежное поручение об оплате государственной пошлины.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что представленные заявителем документы не подтверждают наличие его права в отношении спорного земельного участка не находит своего подтверждения в связи со следующим.
В силу пункта 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. При этом пунктом 5 статьи 214 ГК РФ установлено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности или собственности субъекта РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
Частью 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" установлено, что к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям, созданным федеральным и органами государственной власти.
Как следует из пункта 1.1 Устава ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" предприятие приобрело настоящий статус в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Минсельхозпрод России) от 05.07.1999г. N 515.
В соответствии с пунктом 1.4. Устава ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС", предприятие находится в ведении Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхозпрода России.
Таким образом, все земельные участки, закрепленные за ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" на праве постоянного (бессрочною) пользования Государственным актом МО-21 N 050-252 и не изъятые в установленном законом порядке, находятся в федеральной собственности.
В настоящем случае в качестве документа, подтверждающего закрепление земельного участка, заявителем был представлен Государственный акт МО-21 N 050-252, выданный на основании Постановления Главы администрации Ленинского района Московской области N 1130 от 22.06.1993г.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что вышеуказанный акт не может являться правоустанавливающим документом на указанный земельный участок не может быть принят коллегией как правомерный.
В соответствии с абз.7 п.1 ст.17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) нрав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006г. N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении собственности на землю" установлено, что на государственную регистрацию предоставляется заявление и правоустанавливающие документы. При этом в случае, если основанием для регистрации права собственности РФ на земельный участок является принадлежность земельного участка государственному унитарному предприятию, в качестве таких правоустанавливающих документов на государственную регистрацию предоставляются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и кадастровый план земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Также в соответствии с нормой пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие ЗК РФ" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ч.2 ст.20 ЗК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Из материалов дела следует, что Совхоз имени XXI съезда КПСС был образован по решению Совета Министров РСФСР (Постановление Совета Министров РСФСР от 09.03.1960г. N 355 "Об организации новых и укрупнении существующих совхозов и других сельскохозяйственных предприятий в Московской области") и подчинен Министерству сельского хозяйства РСФСР (правопреемник - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации). В силу статьи 95 ранее действовавшего Гражданского кодекса РСФСР 1964 года в собственности государства находились организованные государством сельскохозяйственные, торговые, коммунальные и иные предприятия, в том числе имущество, закрепленное за ними.
В соответствии с положениями Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Роскомземом 09.03.1992 года. Совхозом имени XXI съезда КПСС был получен Государственный акт на постоянное (бессрочное) пользование землей МО-21 N 050-252. Выдача Акта оформлена Постановлением Главы администрации Ленинского района N 1130 от 22.06.1993 года "Об утверждении границ землепользования Совхоза имени XXI съезда КПСС Ленинского района МО и выдаче Государственного акта". Указанным Государственным актом за Совхозом на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплены земельные участки общей площадью 2 315,40 га
Абзацем 2 статьи 6 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, действовавшим на момент выдачи Государственного акта, установлено, что земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование. Абзацем 3 указанной статьи установлено, что совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование.
Статья 12 указанного Кодекса устанавливает, что в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставляются колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям.
В силу ст.20 Земельного кодекса РСФСР установлено, что "к ведению районных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду".
Согласно ст.31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" на землю, удостоверенное Государственным актом МО-21 N 050-252, было приобретено в соответствии с нормами действующего законодательства и является единственным правоустанавливающим документом на земли ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС".
Кроме того, судом обоснованно отклонен довод Управления о том, что ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" не может быть предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, так как оно не относится к категориям юридических лиц, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ.
Пункт 1 статьи 20 ЗК РФ определяет круг юридических лиц, которым могут предоставляться земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования после введения в действие ЗК РФ.
В настоящем случае, земельный участок, права на который подлежат государственной регистрации, был предоставлен Совхозу имени XXI съезда КПСС до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем ограничение, установленное пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, к спорным правоотношениям не применимо.
Также Управление Ростреестра по г.Москве в своей апелляционной жалобе ссылается на тот факт, что спорный земельный участок входит в состав особоохраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Битцевский лес", в связи с чем согласно п.3 ст.14 Закона города Москвы от 26.09.2011г. N 48 "Об особо охраняемых территориях в г.Москве" не может быть зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за заявителем.
Даная позиция Управления не может быть принята коллегией как обоснованная.
Согласно п.6 ст.2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 14 Закона города Москвы "Об особо охраняемых территориях в г.Москве", регламентирующей правовой режим использования земельных участков особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве, установлено, что предоставление земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий гражданам и юридическим лицам в собственность, постоянное (бессрочное) пользование (кроме учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий) не допускается.
Вместе с тем, Управлением не представлено доказательств, подтверждающих, что заявленный к регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельный участок входит в состав особоохраняемой природной территории.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" в нарушении требований законодательства РФ не представил подлинный экземпляр государственного акта МО-21 N 050-252 от 22.06.1993г. на право бессрочного (постоянного) пользования, также не может быть принят коллегией как обоснованный.
Согласно п.1 ст.18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).
Согласно с п.5 ст.18 Закона о регистрации, необходимые для государственной регистрации документы представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав возвращается правообладателю, внесение записи в спорном случае возможно только при наличии подлинного документа.
Вместе с тем абзац 2 части 5 статьи 18 Закона о регистрации регламентирует состав комплекта документов, не распространяющегося на акты органов государственной власти и акты органов местного самоуправления, являющихся основанием для государственной регистрации соответствующих прав.
Как следует из материалов дела, нотариально заверенные копии Государственного акта были представлены Совхозом в количестве 2 экземпляров (что подтверждается распиской N 14/006/2010-421 от 11.06.2010 года), что соответствует требованиям части 1 статьи 18 Закона о регистрации, при этом указанной нормой предоставление оригинала Государственного акта МО-21 N 050-252 не предусмотрено.
Кроме того, при вынесении оспариваемого акта ответчик исходил из того, что по документам (по Государственному акту МО-21 N 050-252, Распоряжению ДЗР г.Москвы и Кадастровой выписке о земельном участке) выявлены разночтения в площадях и адресах расположения земельных участков, которые не позволяют однозначно определить земельный участок как один и тот же объект недвижимости.
Данный довод обоснованно не принят судом первой инстанции как правомерный.
В Распоряжении Правительства Москвы от 08.10.2004г. N 1995-РП "Об изменении порядка компенсационного строительства за изъятые земельные участки ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" (Юго-Западный административный округ)" (Распоряжение N1995-РП) дается перечень земельных участков, не изъятых у ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" и находящихся па территории города Москвы (Приложение N 3 к Распоряжению N1995-РП).
Земельный участок, право на который заявлено к регистрации, является частью земельного участка N 2. обозначенного на странице 18 Распоряжения N 1995-РП в качестве не изъятого у ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС". Анализ данного документа позволяет сделать вывод об идентичной конфигурации земельного участка с кадастровым номером 77:06:0010001:1000 и земельного участка, обозначенного в качестве неизъятого на странице 18 Распоряжения N 1995-РП. а также об идентичности адресных ориентиров, к которым привязаны указанные земельные участки (так земельный участок с кадастровым номером 77:06:0010001:1000 расположен на 35 км МКАД, внутренняя сторона, и земельный участок, обозначенный в качестве неизъятого на странице 18 Распоряжения N 1995-РП, также расположен на 35 км МКАД, внутренняя сторона).
В Распоряжении Департамента земельных ресурсов города Москвы от 02.06.2008г. N 1561 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного но адресу: 35 км МКАД, внутренняя сторона" (дается схема границ земельного участки, расположенного по адресу: 35 км МКАД, внутренняя сторона, закрепленного за ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС". При этом конфигурация и адресные ориентиры земельного участка с кадастровым номером 77:06:0010001:1000 и земельного участка, обозначенного в Распоряжении N 1561, полностью совпадают.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии противоречий в представленной на регистрацию документации (Государственный акт и Кадастровый паспорт), а также доказанности того, что земельный участок с кадастровым номером 77:06:0010001:1000 расположен в границах землевладения ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" является законным и обоснованным.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что у Управления Ростреестра по г.Москве отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный адресу: г.Москва, 35 км. МКАД, внутренняя сторона (кадастровый номер 77:06:0010001:1000 за ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2010г. по делу N А40-100110/10-120-409 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-100110/2010
Истец: ФГУП "Совхоз имени ХХI съезда КПСС"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве