Каков на сегодня порядок отражения в бюджетном учете операций по сдаче в аренду закрепленного за учреждением на праве оперативного управления оборудования и иного "движимого" имущества?
Согласно общему порядку сдачи в аренду государственного имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, данные операции осуществляются на основе трехстороннего договора. Учреждение в нем выступает только в качестве балансодержателя сдаваемого имущества. Однако случаи, когда учреждение является арендодателем, также встречаются на практике. Ведь органы управления федеральным (муниципальным) имуществом зачастую отказываются заключать договоры на сдачу в аренду закрепленного за учреждениями "движимого" имущества от своего имени. Причем даже в том случае, если соответствующее оборудование является частью сдаваемой по трехстороннему договору недвижимости.
В письме Федерального казначейства от 13 декабря 2005 г. N 42-7.1-01/2.2-371 дана корреспонденция счетов бюджетного учета, которая охватывает не только отражение в учете трехстороннего договора аренды, но и варианты получения начисленного на арендную плату НДС на внебюджетные лицевые счета учреждения.
Порядок отражения в бюджетном учете операций по сдаче в аренду закрепленного за учреждением государственного имущества заключается в отражении соответствующих доходов не на счете 1 401 01 120 "Доходы от собственности", а на счете 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет". Поскольку данный счет в конце года закрытию не подлежит, то проблема искажения годовой отчетности в части арендной платы устраняется.
Отражать в учете арендные платежи нужно так*(1):
Дебет 1 205 02 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности" Кредит 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
- на сумму начисленной арендной платы (без учета НДС);
Дебет 2 205 10 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" Кредит 2 401 01 180 "Прочие доходы" - на сумму начисленного арендатором НДС, подлежащую перечислению арендодателем в бюджет;
Дебет 1 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" Кредит 1 205 02 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности"
- на сумму зачисленной в бюджет арендной платы (без НДС) согласно выписке органа Федерального казначейства из сводного реестра поступлений и выбытий на специальный балансовый счет N 40101;
Дебет 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета" Кредит 2 205 10 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам"
- на сумму НДС, поступившую от арендатора на счет арендодателя.
Однако регламентированная Федеральным казначейством схема проводок, устраняя проблему обеспечения соответствия показателей бюджетной отчетности в части суммы арендной платы без НДС, по моему мнению, не решает данную проблему в части начисленного на указанные платежи НДС. Ведь начисленный на арендную плату НДС, согласно схеме Федерального казначейства, подлежит отражению на счете 2 401 01 180, что затрудняет бухгалтерский контроль за дальнейшим перечислением его в бюджет или отнесением на налоговые вычеты. Кроме того, данный счет в конце года подлежит закрытию на финансовые результаты деятельности учреждения.
В связи с этим я считаю более удачной следующую схему отражения в бюджетном учете учреждения операций по сдаче в аренду закрепленного за ним имущества по двухстороннему договору:
Дебет 1 205 02 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности" Кредит 1 303 05 730 (аналитический счет - арендная плата) "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
- на сумму начисленной арендной платы (без учета НДС);
Дебет 2 205 10 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" Кредит 2 303 05 730 (аналитический счет - НДС с арендной платы)
"Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
- на сумму начисленного арендатором НДС, подлежащую перечислению арендодателем в бюджет;
Дебет 1 303 05 730 (аналитический счет - арендная плата) "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" Кредит 1 205 02 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности"
- на сумму зачисленной в бюджет суммы арендной платы (без НДС), согласно выписке органа Федерального казначейства из сводного реестра поступлений и выбытий на специальный балансовый счет N 40101;
Дебет 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета" Кредит 2 205 10 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам"
- на сумму НДС, поступившую от арендатора на счет арендодателя.
И.Ю. Гарнов,
руководитель отдела аудита и консалтинга бюджетных учреждений
ООО "А.M. Аудит-Сервис"
1 февраля 2007 г.
"Бюджетный учет", N 2, февраль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В связи с изменением порядка применения кодов источников финансирования при формировании счетов бюджетного учета (приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н) в проводках по операциям с НДС вместо кода "3" (предложенного письмом федерального казначейства от 13 декабря 2005 г. N 42-7.1-01/2.2.-371) в тексте применен код "2".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100