Стратегии противодействия незаконному обороту наркотиков
Существуют различные типы (модели) стратегий противодействия незаконному обороту наркотиков (НОН), среди которых четко поляризуются две: либеральная и репрессивная. Теоретически и исторически они тяготеют к различным видам политического режима - демократическому и авторитарному, в особенности к таким их разновидностям, как либеральный и тоталитарный режимы.
Тоталитарный режим в качестве генерального средства в борьбе с преступностью, включая противодействие НОН, предпочитает уголовную репрессию, демократический - опирается на идею защиты прав человека. Иными словами, в первом случае пусть пострадает невинный, если это будет "способствовать общему благу" - снижению параметров преступности, во втором - лучше оставить без наказания преступника, чем покарать невиновного.
Главным лозунгом либерализма выступает толерантное отношение к различным поведенческим девиациям, невзирая на их патологический характер, поскольку эти девиации есть выражение "прав человека".
Так, с позиций толерантности интерпретируется нидерландская политика в отношении немедицинского потребления наркотических средств. Как известно, Закон "О голландских генеральных прокурорах" 1976 г. определил следующие стандарты отказа от преследования в случае совершения нарушений, связанных с наркотиками: владение "мягкими" наркотиками до пяти граммов; использование небольшого количества "жестких" наркотиков лицом, не имеющим судимости; нерегулярная торговля наркотическими средствами*(1).
Это якобы "позволяет избежать значительных издержек, толерантно обращаться с лицами, использующими наркотики для собственных нужд и перевести проблему наркотиков в плоскость публично важного явления" (?!). Процитировав эти утверждения, российские ученые В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова далее сообщают, что в результате подобной толерантной политики в Амстердаме наркотики получили меньшее распространение, чем, например, в таких европейских городах, как Мадрид, Франкфурт, Цюрих, и предлагают пристально изучить голландский опыт в Российской Федерации. "Отечественные политики не должны бояться трудных вопросов, разрабатывать и осуществлять прогрессивные проекты"*(2).
Представляется бесспорным, что подобная политика в любом случае не приведет к уменьшению числа лиц, употребляющих наркотики. Кроме того, наркоманы не перестают быть криминальным элементом голландского общества. Наркомания по-прежнему является серьезной проблемой для Нидерландов.
Голландия стала страной-производителем наркотиков. Многие голландцы (25-30 тыс.) занимаются выращиванием особого сорта марихуаны (по собственному ноу-хау), называемого nederweit, с повышенным содержанием ТНС - вещества, вызывающего эйфорию. Чистая годовая прибыль при сборе урожая с участка в 40 кв. метров составляет 60 тыс. долларов США. Другие специализируются на производстве экстази. Минимальный стартовый капитал, который при этом требуется, составляет 5000 долларов. Производство наркотических средств имеет свою инфраструктуру: имеется сеть магазинов, где можно приобрести семена, оборудование, получить консультации. По свидетельству таможенных и полицейских властей Великобритании, Франции и Бельгии, Нидерланды стали "наркотической столицей" Западной Европы не только по отношению к легализованным наркотикам, но и в плане распространения (реализации и транзита) таких наркотических средств, как героин и кокаин*(3).
Статистика преступности в Голландии отражает не реальный уровень распространения наркомании, а лишь ту информацию, которая проникает через барьер терпимого отношения к этой проблеме в данной стране. Однако и при такой "фильтрации" уровень преступлений, связанных с наркотиками, составляет в Голландии около 66 на 100 тыс. человек населения.
В Китае этот показатель приблизительно в 15 раз ниже. Китайская антинаркотическая политика основана на жестком противодействии НОН. В соответствии со ст. 347 Уголовного кодекса КНР контрабанда, торговля, перевозка, производство наркотиков при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет, пожизненным лишением свободы либо смертной казнью.
26 июня был приведен в исполнение смертный приговор четверым наркоторговцам - Лянь Юнминю, У Бину, Лю Хунвэю, Су Чувэню. Ранее суд установил, что эти четыре лица участвовали в организации транспортировки, хранения и продажи наркотиков в городах Чунцин, Шанхай и Уси. Суд счел доказанными десятки эпизодов транспортировки и продажи нескольких десятков килограммов героина. Верховный народный суд также сообщил о прошедшей 23 июня казни еще одного наркоторговца, Цин Тэнцзюня, признанного виновным в производстве, перевозке и продаже 18 килограммов наркотика "лед" (метиламфетамина). По статистике Верховного народного суда, с января 2005 по май 2006 года в стране было рассмотрено свыше 45 тыс. уголовных дел, связанных с наркотиками. К различным срокам заключения было приговорено 53 205 преступников, в том числе 22 371 человек - к срокам заключения, превышающим пять лет, пожизненному заключению или высшей мере наказания*(4).
Статья 349 УК КНР устанавливает ответственность за прикрытие и выгораживание преступников, занимавшихся контрабандой, торговлей, перевозкой, производством наркотиков, в том числе работниками по борьбе с наркопреступностью или других государственных органов, словом, за то, что в российской криминологии называется "крышеванием".
В целом уровень наркопреступности положительно коррелирует с либерализмом уголовно-правовой политики по отношению к наркомании. Поэтому в странах романо-германской правовой системы он наиболее высок и в сотни раз превышает соответствующий показатель по Китаю и по многим мусульманским странам. Правда, при этом следует уточнить, что жесткая карательная практика в отношении лиц, совершающих такие преступления, может быть причиной и более высокой регистрации соответствующих показателей в полицейской статистике.
Репрессивная стратегия противодействия НОН заметно выигрывает при сравнении с либеральной стратегией, однако она содержит ряд угрожающих тенденций. Первая из них заключается в стремлении ввести уголовную ответственность за потребление наркотических средств. Время от времени в России предлагается вернуться к советскому опыту борьбы с наркоманией, в концепции которого наркоман признавался преступником, а не больным человеком. Понятно, что это предложение неприемлемо, потому что оно создает более выгодные условия для безнаказанности организаторов наркобизнеса.
Вторая тенденция репрессивной стратегии проявляется в переносе центра тяжести в противодействии НОН с причин на следствия. Это неизбежно становится правилом, поскольку внимание прессы и властей привлекают именно "успехи" в борьбе с наркобизнесом, а не работа по ограничению его социальной и производственной базы.
Третья угрожающая тенденция заключается в расширении круга "врагов" не только потребителей, но и близких родственников жертв наркомании. Репрессии должны так или иначе затронуть и их интересы.
Следовательно, ни либеральная, ни репрессивная стратегии не могут быть признаны той моделью противодействия НОН, которая способна обеспечить наибольшую эффективность антинаркотической политики в современных условиях. Современная оптимальная стратегия по существу представляет их симбиоз, объединяя идею толерантности (к жертвам наркомании и их близким родственникам) с идеей быстрого и строгого реагирования на преступную деятельность наркодельцов с целью ее пресечения.
Формирование толерантности к наркоманам должно выражаться исключительно в выражении сочувствия к ним по поводу того, что они оказались жертвами тяжкого недуга. Ни в коем случае нельзя акцентировать внимание на фатальности (неизлечимости) этого недуга.
По отношению к родителям толерантное отношение предполагает противодействие тенденции нарастания депрессивных настроений и безразличия со стороны родителей к наркомании у детей. По материалам наших исследований такая тенденция является ярко выраженной. Динамика трансформации отношения родителей к очень острой проблеме наркомании собственных детей такова: энергичные меры, принимаемые на начальном этапе после обнаружения фактов потребления наркотических веществ, в дальнейшем сменяются апатией, стремлением забыть неприятную информацию, формированием позиции "я больше ничего не могу сделать". Если сюда приплюсовать высказывания наркологов о неизлечимости наркомании, то можно констатировать возникновение настроений (у наркоманов и их родителей), близких к отчаянию. У наркоманов это выражается в попытках суицида, у родителей - в поиске любых лечебных программ, которые дают надежду выздоровления их ребенку.
Что же касается пресечения деятельности наркодельцов, то здесь центральной представляется проблема противодействия коррупции сотрудников правоохранительных органов, которые, по существу, прикрывают деятельность наркодельцов. С утверждением "правоохранительные органы плохо борются с наркобизнесом потому, что они коррумпированы представителями накромафии" стабильно соглашаются не менее 65% респондентов. Материалы проведенных нами опросов не дают оснований упрекнуть население в предвзятости по отношению к работникам правоохранительных органов, поскольку на страницах анкет указаны годами действующие "точки" реализации наркотических средств. О них известно всем, кроме тех, кто должен знать об этом по долгу службы.
Это указывает на то, с чего необходимо начать решительную борьбу против наркобизнеса - с очищения рядов подразделений, специализирующихся на противодействии незаконному обороту наркотиков, от коррупционеров и предателей. В противном случае центр борьбы с наркобизнесом будет традиционно находиться в аудиториях, где проводятся очередные конференции, на страницах научных и научно-популярных изданий.
И.М. Клейменов,
кандидат юридических наук
Д.Ю. Артемов,
юрист
"Российская юстиция", N 2, февраль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Бланкенбург Э.Р. Голландская правовая культура // Правовая система Нидерландов. - М.: Издательство "Зерцало", 1998. С. 213.
*(2) Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Общая характеристика правовой системы Нидерландов // Правовая система Нидерландов. - М.: "Зерцало", 1998. С. 166-167.
*(3) См.: Об итогах голландского эксперимента по легализации некоторых наркотиков // Борьба с преступностью за рубежом: По материалам зарубежной печати; Информационный бюллетень. - М.: ВИНИТИ РАН, 2000. - N 7. - С. 3-13.
*(4) См.: Китай усиливает борьбу с наркобизнесом // ChinaPRO
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегии противодействия незаконному обороту наркотиков
Авторы
И.М. Клейменов - кандидат юридических наук
Д.Ю. Артемов - юрист
"Российская юстиция", 2007, N 2