Требования к кандидатам на должности мировых судей
До августа 2004 г. требования, предъявляемые к кандидатам на должности мировых судей, в соответствии с законом "О мировых судьях в РФ" делились на две группы - устанавливаемые федеральным законодательством и те, которые вправе установить законодатель субъекта Федерации. Законом же от 22.08.2004 г. п. З ст. 5 Закона, предоставляющий законодательным собраниям субъектов Федерации право устанавливать дополнительные требования к кандидатам на должность мирового судьи, признан утратившим силу.
Тем не менее, во многих региональных законах продолжают оставаться закрепленными нормы, ограничивающие статус мировых судей и не соответствующие федеральному законодательству.
Так, статьей 4 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрены требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. В п. 2 данной статьи указано, что дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации могут быть установлены федеральным законом.
Положения ст. 5 Федерального закона "О мировых судьях в РФ" четко регламентирует перечень требований, предъявляемых к мировому судье: "Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ".
Не согласуются с требованиями федерального закона региональные законодательства ряда субъектов РФ, которые устанавливают дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи.
Наименование ст. 4 Закона Калужской области "О мировых судьях Калужской области" - "дополнительные требования, предъявляемые к кандидату на должность мирового судьи" - прямо указывает на направленность регионального законодателя, и эта направленность нашла проявление в соответствующей норме закона Калужской области (аналогично - ст. 6 закона Владимирской области*(1)).
В законах названных и других субъектов РФ в настоящее время можно обнаружить указания на необходимость:
- постоянного проживания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (Оренбургская область, Республики: Адыгея, Мордовия, Кабардино-Балкарская, Краснодарский край);
- быть гражданином данной Республики (Башкортостан, Кабардино-Балкария);
- получения высшего образования в учебном заведении, обладающем государственной аккредитацией (Курганская область);
- отсутствия психических заболеваний (Калужская область, Республика Марий Эл), а также физических недостатков (Калининградская область), препятствующих осуществлению правосудия, либо медицинских противопоказаний для занятия данной должности (Оренбургская область);
- отсутствия порочащих поступков в биографии кандидата, а также судимости (Республика Марий Эл, Астраханская, Амурская, Кемеровская, Липецкая области, Алтайский край и др. В ст. 4 Закона Калужской области "О мировых судьях в Калужской области" уточняется, что речь идет только о не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости);
- отсутствия учета в наркологических или психоневрологических диспансерах (Астраханская область), признания лица дееспособным или ограниченно дееспособным (Республики Алтай, Марий Эл, Астраханская, Амурская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Курская области, Алтайский край);
- наличия стажа работы по юридической профессии и положительной характеристики за весь период трудовой деятельности, в том числе и для кандидата, ранее занимавшего должность судьи федерального суда (Ульяновская область).
В соответствии с Законом Калужской области не может быть кандидатом на должность мирового судьи лицо, ранее замещавшее должность судьи, полномочия которого прекращены в связи с совершением им проступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющее авторитет судебной власти. Здесь же предусмотрено, что при назначении кандидатов на должности мировых судей учитывается опыт их работы по юридической профессии, связанной с признанием, соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина.
В Читинской области кандидат на должность мирового судьи должен обладать высокими моральными качествами и необходимыми способностями, для чего обязан пройти медицинское и психологическое обследование.
Необходимо признать, что данное требование практически нашло свое отражение в законодательстве. Еще в 2002 г. Советом судей РФ было отмечено, что "специфические условия труда судей, работа которых связана с информационным, эмоциональным стрессом, психическим напряжением, высокой ответственностью за принимаемые решения, способствуют развитию заболеваний, ведущих к преждевременной утрате ими профессиональной трудоспособности. Существующая система медицинского обслуживания действующих судей, направленная на выявление и лечение физической патологии, не полностью решает задачи сохранения их здоровья. Поэтому необходимы меры по обеспечению комплексного подхода к профилактике, диагностике и лечению заболеваний, возникающих у судей в связи с их профессиональной деятельностью. Использование достижений психологической науки в профессиональном отборе кандидатов на должность судьи позволит не только выявить лиц, наиболее подходящих для деятельности по отправлению правосудия, но и защитить общество от негативных последствий профессиональной несостоятельности претендентов, не соответствующих требованиям судейской профессии"*(2).
Основанием рассмотрения данного вопроса Советом судей стало изучение Управлением государственной службы и кадрового обеспечения возможности осуществления психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи федеральных судов общей юрисдикции и мирового судьи в 87 субъектах РФ (за исключением Чеченской Республики и Ненецкого автономного округа). Из полученной информации был сделан вывод, что учреждения, способные организовать проведение психодиагностического обследования, имеются в 84 субъектах РФ. Как правило, это центры психологической диагностики Министерства внутренних дел Российской Федерации, медицинские, научные и образовательные учреждения.
На основании полученных данных Судебным департаментом был организован соответствующий эксперимент по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи в 11 субъектах Российской Федерации: Республике Адыгея, Чувашской Республике, Алтайском крае, Архангельской, Владимирской, Нижегородской, Омской, Ростовской, Самарской, Саратовской областях и Еврейской автономной области.
В ходе проведения эксперимента кандидатам на должность судьи было выдано 337 направлений. Фактически прошли обследование 334 человека. Два кандидата в Республике Адыгея после дачи согласия на обследование отказались от прохождения такового без объяснения причин. В Еврейской автономной области один кандидат из пяти направленных на обследование не явился.
Полная информация о результатах обследования была получена только в отношении 223 кандидатов. Из этого числа по первой шкале оценки личностей кандидатов: соответствует требованиям профессии - 41 кандидат (18%), соответствуют в основном - 89 (39,9%), соответствуют частично (группа риска) - 69 (30,9%), не соответствуют - 24 (10,8%)*(3).
Указанным постановлением Совета судей было решено признать необходимым создание в судебной системе и системе Судебного департамента психологической службы для решения задач обеспечения судебной деятельности и профессионального психологического отбора кандидатов на должность судьи. Судебному департаменту было поручено определить комплекс мероприятий, проведение которых необходимо для решения поставленных задач, и принять меры по их реализации в течение 2003-2004 годов.
Тем не менее, соответствующие дополнения в федеральное законодательство так и не были внесены.
Надо сказать, что большинство норм региональных законов хотя и идет вразрез с федеральным законодательством, но вполне обоснованно и может претендовать на реализацию в виде внесения изменений в Закон "О мировых судьях в РФ".
Так, разумными представляются ограничения, связанные с постоянным проживанием кандидата на территории конкретного региона и состоянием его здоровья. Мировой судья должен осуществлять правосудие на территории своего участка, знать его проблемы, что при проживании в другой области проблематично. А законность и обоснованность требования, касающегося состояния здоровья, прямо вытекает из п. 1. ч. 1 ст. 14 Закона "О статусе судей в РФ", в соответствии с которым длительная неспособность судьи по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности является основанием для прекращения полномочий.
Республики, входящие в состав РФ, могут потребовать, чтобы мировой судья владел государственным языком данного субъекта, и это требование также представляется обоснованным, так как п. 2 ст. 11 Закона "О судебной системе" предусматривает, что судопроизводство и делопроизводство у мировых судей ведутся на русском языке либо на государственном языке республики.
Кроме того, опыт отдельных регионов свидетельствует о том, что в судейском сообществе имеют место элементы поручительства. Многие кандидаты в мировые судьи рекомендованы заслуженными, обладающими профессиональным и житейским опытом судьями, которые видят в мировых судьях продолжателей своего дела. Им небезразлично, кто будет осуществлять правосудие и поддерживать авторитет судебной власти. Поэтому введение института поручительства также могло бы стать рычагом, способствующим повышению качества отбора кандидатов на должность мирового судьи.
Одним из недостатков Закона "О мировых судьях в РФ" можно назвать отсутствие в нем указания на обязательную стажировку кандидата в мировые судьи в районном (городском) суде. Решение проблемы Судебный департамент при Верховном Суде РФ видит в том, что квалификационная коллегия должна при рассмотрении кандидатуры давать предварительное согласие на избрание (назначение), после чего лицо, претендующее на должность мирового судьи, назначается помощником (или стажером) судьи в районный (городской) суд сроком на год. По результатам стажировки квалификационная коллегия принимает решение о даче рекомендации или об отказе в ней*(4).
Безусловно, нельзя не принимать во внимание нормы федерального законодательства, даже если они явно не отвечают требованиям жизни. Федеральный закон на то и федеральный, что должен исполняться неукоснительно и на всей территории страны. Поэтому содержание рассмотренных положений региональных законов в части определения статуса мировых судей не может быть целиком и полностью оправдано, так как прежде всего противоречит Федеральному закону "О мировых судьях", а значит, должно быть приведено в соответствие с ним. Ведь каждый субъект РФ имеет право выступать с инициативой по поводу внесения изменений и дополнений в федеральный закон, и именно таким путем, законным и юридически верным, следует добиваться решения проблемы.
В.Ю. Анохина,
помощник мирового судьи судебного участка N 2 Валуйского района
и г. Валуйки Белгородской области
"Российская юстиция", N 2, февраль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Справка о проблемах организации и деятельности мировой юстиции в Российской Федерации // Материалы пленарного заседания Совета судей РФ. 21 марта 2005 г. С. 13.
*(2) Постановление Совета судей РФ "О психологическом обеспечении судебной деятельности и использовании методов психодиагностического обследования личности кандидата на должность судьи" от 26.12.2002. N 86 // Российская юстиция. 2003. N 5.
*(3) Психодиагностическое обследование кандидатов на должность судьи. Информация Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента при Верховном Суде РФ // Российская юстиция. 2002. N 10.
*(4) Настольная книга мирового судьи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Проф. В.М. Лебедева. М.: Издательство БЕК. 2002. С. 446-447.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Требования к кандидатам на должности мировых судей
Автор
В.Ю. Анохина - помощник мирового судьи судебного участка N 2 Валуйского района и г. Валуйки Белгородской области
"Российская юстиция", 2007, N 2