О возврате к прогрессивной шкале
Начало года ознаменовалось в том числе и инициативой депутатов вернуться к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц. Это была ожидаемая инициатива. Ведь 2007-й - это год выборов в Государственную Думу. Вот и предпринимаются действия, направленные на нужное формирование электоральных предпочтений. Однако анализ с точки зрения политической конъюнктуры представляется не очень продуктивным. Важна содержательная часть таких законопроектов с точки зрения экономики. А она тоже есть. Значит, будем анализировать экономику.
Итак, предлагается доходы до 60 000 руб. в год освободить от налога на доходы физических лиц, годовые доходы от 60 000 до 120 000 руб. облагать по ставке 10%, от 120 000 до 1200 000 руб. - по ставке 13%, от 1 200 000 до 3 600 000 руб. - по ставке 20%, а доход свыше 3 600 000 руб. в год - по ставке 30%.
В качестве обоснования необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения приводится довод о том, что данный подход позволит облегчить налоговое бремя беднейших слоев населения и увеличить налоговые поступления в бюджет за счет повышенного налогообложения сверхдоходов. Таким образом, по мнению авторов законопроекта, должна обеспечиваться социальная справедливость налогообложения. Наконец, данная мера будет стимулировать отечественное производство и потребление, так как позволит гражданам с небольшими доходами тратить больше средств на покупку доступных товаров. Должны несколько снизиться импорт и потребление дорогостоящих предметов роскоши зарубежного производства.
Почему переходили к "плоской" шкале
Для оценки целесообразности введения прогрессивной шкалы подоходного налогообложения физических лиц целесообразно вспомнить мотивы и результаты перехода к нынешней 13-процентной "плоской" шкале. Такая шкала была введена в действие с 1 января 2001 г. До этого в течение многих лет мы безуспешно пытались сделать так, чтобы прогрессивная шкала работала. Меняли ставки, меняли диапазоны по доходам. Ничего хорошего из этого не получалось. Очень показательными в этом отношении являются данные об уклонении от уплаты подоходного налога (табл. 1).
Прогрессивная шкала подоходного налогообложения, действовавшая в те же годы, отнюдь не гарантировала, что богатые будут больше платить. Если доля уплаты налогов самыми бедными составляла в 1995 г. 87,2%, то самые богатые платили лишь 19,1%. И хотя в 1996 г. последние стали платить чуть больше, очевидно, что бедные продолжали платить несоизмеримо больше по сравнению с богатыми. Попытки радикально улучшить ситуацию ни к чему не приводили. Во многом именно поэтому было принято решение перейти с 1 января 2001 г. к "плоской" 13-процентной шкале подоходного налогообложения. Таким образом, основания для введения новой шкалы были более чем убедительными.
Таблица 1. Уплата налогов различными по материальной обеспеченности
группами населения в 1995-1996 гг.
группы населения | доля уплаты, % | |
1995 г. | 1996 г. | |
С 1-й по 4-ю группу всего (с наименьшими доходами) | 87,2 | 77,8 |
5-я | 59,0 | 65,3 |
6-я | 49,6 | 60,6 |
7-я | 46,0 | 62,6 |
8-я | 41,2 | 48,6 |
9-я | 33,5 | 44,5 |
10-я (с наивысшими доходами) | 19,1 | 26,9 |
Всего | 38,1 | 44,6 |
Источник: расчеты компании "ФБК" по данным Бюро экономического анализа.
Особенный интерес представляет анализ фактических данных до и после введения 13-процентной ставки. Корректность такого анализа обеспечивается сравнением средней фактической ставки подоходного налога до и после реформы подоходного налогообложения в 2001 г.
Среднюю фактическую ставку подоходного налога будем исчислять как частное от деления суммы поступлений от подоходного налога в консолидированный бюджет РФ на величину налогооблагаемой базы по подоходному налогу. С учетом того, что в соответствии с российским налоговым законодательством обложению подлежат все денежные доходы населения, за исключением социальных трансфертов (пенсии, пособия, социальная помощь, стипендии и др.), фактическая налогооблагаемая база определяется как разница между величиной номинальных денежных доходов населения и объемами социальных трансфертов. В разделе "Денежные доходы" наряду с заработной платой, доходами от собственности и доходами от предпринимательской деятельности учтена скрытая заработная плата. Эффективная (средняя фактическая) ставка отражает масштабы скрытой заработной платы. Результаты расчетов представлены в табл. 2.
Представленные в табл. 2 данные свидетельствуют о том, что при переходе к налогообложению по единой 13-процентной ставке в 2001 г. средняя фактическая ставка подоходного налога выросла с 5,4% до 6%.
Таблица 2
показатель | годы | |||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Денежные доходы населения - всего (млрд руб.) |
1730,7 | 2811,1 | 3742,3 | 4966,3 |
Социальные трансферты (млрд руб.) |
222,8 (13,1%) | 382,3 (13,6%) | 501,5 (13,4%) | 744,9 (15%) |
Денежные доходы населения за вычетом социальных трансфертов (млрд руб.) |
1507,9 | 2428,8 | 3240,8 | 4221,4 |
Поступления от подоходного налога в консолидированный бюджет (млрд руб.) |
71,4 | 117,7 | 174,1 | 256,7 |
Средняя фактическая ставка подоходного налога |
0,047 (4,7%) | 0,048 (4,8%) | 0,054 (5,4%) | 0,06 (6%) |
Источник: документы Минтрудсоцразвития России, Госкомстата России, МНС России (2002 г.), расчеты компании "ФБК".
Справедливости ради необходимо отметить, что рост соответствующего показателя отражал и общую тенденцию к повышению собираемости подоходного налога, характерную для тех лет.
Общий объем поступаемого в бюджетную систему подоходного налога вырос в 2001 г. на 47%. В 2002 г. объем увеличился еще на 40%. В дальнейшем этот показатель несколько снизился, а в 2006 г. вновь был отмечен рост поступлений налога на доходы физических лиц - на 32%. Суммарный объем налога составил 929,8 млрд руб.
Очевидно, что рост собираемости в 2006 г. не был связан с изменением величины ставки, введением прогрессивной шкалы, так как ничего такого попросту не происходило.
Причина была другой: более жесткое администрирование. Как известно, в регионах довольно эффективно поработали комиссии, созданные при местных органах власти для выяснения причин низкой официально декларируемой многими предприятиями средней заработной платы, которую получают их работники.
Даже после перехода к 13-процентной ставке в 2001 г. уровень собираемости подоходного налога по-прежнему оставался недопустимо низким. В 2001 г. достижение фактической ставки 6% означало, что в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило менее половины (6 : 13 = 0,46) положенной суммы.
Таким образом, переход к единой ставке налогообложения доходов населения безусловно сыграл позитивную роль в выводе экономики страны из тени. Однако практический опыт последних лет уже показал, что применение даже этой радикальной меры не является достаточным. Требуется кропотливая работа по восстановлению доверия граждан к государству, а также дополнительные меры комплексного характера.
Почему не сегодня
И сегодня средняя фактическая ставка не превышает 10%. Это значит, что, несмотря на положительную динамику, "плоская" шкала подоходного налогообложения пока не реализовала в полной мере тот потенциал, который был в ней заложен. Возврат к прогрессивной шкале в этих условиях чреват возвратом всего негативного, что содержит в себе такая система: ростом теневой экономики, повышением дефицитности местных бюджетов, увеличением социального расслоения населения (как это ни покажется странным) и т.д.
Что касается возможного облегчения налогового бремени для беднейших слоев населения, то справедливее, наверное, было бы не вводить нулевую ставку, а сделать так, чтобы таких доходов, таких зарплат (получается менее 5000 руб. в месяц) вообще не было.
Предусматривая нулевую ставку, авторы законопроекта фактически соглашаются с тем, что сегодня в России могут быть зарплаты менее 5000 руб. в месяц. В таком случае это закон, который легализует очень низкие зарплаты. Какая уж тут социальная справедливость и забота о беднейших слоях населения! Все с точностью до наоборот.
Не выдерживает критики и тезис, что реанимация прогрессивной шкалы позволит увеличить налоговые поступления в бюджет. Средняя фактическая ставка с большой долей вероятности снизится.
Есть сомнения и в отношении утверждения, что данная мера будет стимулировать отечественное производство и потребление, поскольку позволит гражданам с небольшими доходами тратить больше средств на покупку доступных товаров. Непонятно, почему доступность ассоциируется обязательно с отечественным производством. Зачастую как раз все наоборот.
Ну и совсем наивно рассчитывать, что снизятся импорт и потребление дорогостоящих предметов роскоши зарубежного производства. Если богатые будут больше своих доходов попросту выводить из-под какого-либо налогообложения, то реально средств у них для приобретения предметов будет оставаться больше.
Дополнительные аргументы
Есть, заметим, и формального характера серьезные доводы против возврата к прогрессивной шкале подоходного налогообложения. С 2007 г. стала практически реализовываться идея о трехлетнем бюджетном планировании. Впервые в Государственную Думу будет вноситься проект бюджета на 2008-2010 гг. И проект этот уже готов. Идти в таких условиях на серьезные налоговые новации вряд ли оправданно.
Кроме того, при ответственном подходе о целесообразности и своевременности возврата к прогрессивной шкале подоходного налогообложения заставляет задуматься и то обстоятельство, что в 2007 г. в России проведут "налоговую амнистию". По существу, конечно, она таковой не является*(1). Но дело в другом. Данная инициатива и так имеет все шансы быть по-настоящему провальным мероприятием. Понимая это, заметим, чиновники Минфина России уже не раз заявляли, что целью кампании никто и не ставит задачу сбора дополнительных бюджетных доходов. Просто, мол, создаются комфортные условия для налогоплательщиков, делается шаг в укреплении доверия между бизнесом и властью. Однако трудно представить, что даже то скромное, на что рассчитывает Минфин России, будет достижимо в условиях возврата к прогрессивной шкале подоходного налогообложения.
И еще об одном. "Плоская" шкала подоходного налога - это упрощение налоговой системы, на которое пошли в свое время совершенно осознанно. В этом же русле были и другие налоговые реформы последних лет: переход к единому социальному налогу (ЕСН) и одному налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Есть еще резервы по упрощению. В этих условиях разворот в обратную сторону представляется не самым лучшим решением. Упрощение налоговой системы, как показывает мировой опыт (вспомним знаменитую налоговую реформу Р. Рейгана в США) и как уже показал собственный опыт, - это необходимо и перспективно. Введение же прогрессивной шкалы подоходного налогообложения, напротив, ведет к чрезмерному усложнению налоговой системы.
Общий вывод напрашивается следующий. Когда-нибудь мы скорее всего вернемся к прогрессивной шкале подоходного налогообложения. Но это тогда, когда не будет столь высокой доли теневой экономики; когда не на словах, а на деле возникнут доверительные отношения между бизнесом и государством; когда налоговое законопослушание станет нормой жизни. Сейчас всего этого пока нет. И в таких условиях разного рода эксперименты способны лишь ухудшить ситуацию и окончательно дискредитировать идею возврата к прогрессивной шкале.
И.А. Николаев,
директор департамента стратегического анализа компании "ФБК",
д-р экон. наук
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 3, март 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее см.: Николаев И.А. Всего лишь упрощенное декларирование // ФБК. - 2007. - N 2. - Прим. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru