Высший пилотаж
"Летайте самолетами "Аэрофлота"!" - этот рекламный слоган советского времени знаком многим с детства. Наша редакция вспомнила о нем не случайно: в феврале компания отметила свой 84-й день рождения. А учитывая то, что авиаперевозки становятся самым популярным видом транспорта, журналист "Расчета" решила "пробраться на борт" бухгалтерии самого старейшего авиационного комплекса России.
Взлетная полоса
И не прогадала, встретившись с Лучшим бухгалтером России, работающим в компании "Аэрофлот", Андреем Трусовым. Разговор о специфике работы в отрасли мы начали издалека: а именно с биографии, потому что благодаря предшествующему опыту работы во внешнеторговом объединении (во времена СССР), а позже - в банковской сфере, бухгалтеру "Аэрофлота" удалось кардинальным образом изменить систему работы нынешней подведомственной структуры.
В основу преобразований авиационной бухгалтерии легли знания опытного специалиста в области четырех видов плана счетов: внешнеторговый план (экспортно-импортные операции), план счетов торговых представительств, с 1992 года общероссийская методология плана счетов и, наконец, банковский план счетов.
Наш герой, занимавший в то время (с 1988 года) должность заместителя главного бухгалтера в одном из престижных банков страны, разработал концепцию перехода своего ведомства на прозрачные рельсы работы. Это помогло организации остаться на плаву. Все эти навыки и умения оказались чрезвычайно важными, когда Андрей Трусов в 2000 году решил сменить профиль и занять кресло заместителя главного бухгалтера в компании "Аэрофлот". А случилось это как раз тогда, когда авиационный комплекс страны только-только начал становиться на ноги после экономического спада. Нетрудно догадаться, чтобы привести систему в соответствие с современными реалиями, бухгалтерской службе пришлось изрядно потрудиться в отличие от частных компаний, которые в конце 90-х стали появляться как грибы после дождя и уже с учетом требований времени и запросов потребителей. "Перекройка" же давно существующей системы оказалась делом гораздо более трудоемким.
Расправив крылья
"Аэрофлот" - это огромный комплекс. Здесь и народное хозяйство, и медицина, и ремонтный цех; департамент закупочной деятельности, который занимается приобретением огромного количества сопутствующих и основных товаров, начиная от скрепок и заканчивая самолетами; более ста загранпредставительств, с чем связан мощный поток валютно-расчетных операций; обширная сеть продаж по всему миру. Все это многообразие находится в ведении бухгалтерии.
Несколько лет назад работа финансового отдела в значительной степени осложнялась тем, что как таковой единой бухгалтерии в компании не существовало: все департаменты имели собственные бухгалтерии, а главбуху подчинялись два отдела, которые занимались исключительно составлением отчетностей. При этом до августа прошлого года вся бухгалтерия практически составлялась вручную на бумаге, а в каждом подразделении существовали разные программы, где-то стояла система для учета основных средств, где-то ее не было.
Объединить всю систему в единое структурное подразделение удалось за счет комплекса глобальных мер только в марте 2001 года. Таким образом, бухгалтерия "Аэрофлота" стала насчитывать 350 человек плюс 300 человек - в департаменте учета доходов от воздушных перевозок (весь штат компании составляет примерно 15 тысяч сотрудников). Этому процессу помогло внедрение специальной программы, которая позволила автоматизировать учетный процесс.
- Это достаточно сложная система, предназначенная для многоуровневых крупных компаний в секторе бизнеса среднего звена, - рассказывает Андрей Павлович. - К 2002 году мы автоматизировали 34 своих подразделения.
Но век новых технологий берет свое: версия программы, которая была внедрена в ту пору, быстро устарела и перестала поддерживаться производителями. И компании в оперативном режиме пришлось переходить на более усовершенствованную версию.
- По сути это оказалось нововведением. А что значит перестройка всей системы учета, думаю, особо объяснять не стоит, это все равно, что возвести с основания дом, - говорит глава бухгалтерского цеха "Аэрофлота". - А как известно, время - деньги, и хотелось получить определенный результат.
В итоге потребовалось еще полтора года, и в августе 2006 компания перешла с опытной на промышленную эксплуатацию программы. Ясно, что никакая система сразу идеально работать не может, поэтому в течение четырех месяцев проходила опытная эксплуатация, то есть производился двойной учет: по старой и новой системе, при этом все остатки должны были сходиться в идеальном виде. Двойную нагрузку бухгалтерский персонал перенес стойко.
Со временем специалистами была поставлена и налажена система контроля и многоуровневая система платежей. Это позволило создать мощный информационный источник всех операций компании в режиме онлайн. Информация крайне важна для принятия управленческих решений в интерактивном режиме. В особенности для инженеров и экономистов, которым надо до мельчайших нюансов отслеживать все процессы. Теперь управление полетами воздушных судов автоматизировано в режиме реального времени, что позволяет обеспечивать высокую безопасность полетов (99,95 процента), и соответствовать уровню наиболее надежных авиакомпаний мира. Ввиду этого сразу изменилась сфера ответственности. К примеру, главный бухгалтер не имеет права подписывать отчетности, которые составлены людьми, непосредственно ему не подчиняющимися. Кроме того, не существовало единого плана счетов. Вместе с тогдашним главным бухгалтером Михаилом Полубояриновым был разработан этот план, и уже в январе 2001 года на него перевели бухгалтерские службы, включая все региональные и зарубежные представительства.
Учетная деятельность была изменена в корне. Ранее отчетности носили хаотичный характер: к примеру, в одном представительстве определенные виды расходов велись на одном счете, а в другом - на ином. Также аренда помещений: в одном регионе она стояла на балансовом счете, в другом - нет. При этом платежи за аренду в одном представительстве могли учитываться на расходах будущих периодов, а в другом - эти суммы сразу списывались на расходы.
Основными понятиями в работе бухгалтерии "Аэрофлота" стали аналитика и единообразие, которые позволили сопоставлять фактические данные с плановыми, был открыт путь к более детальному изучению балансов и просчету рисков.
Пожалуй, самым главным аспектом в компании, занимающейся авиаперевозками, является ориентирование на западный опыт авиационной отрасли. Для бухгалтерии это в первую очередь принципы международной финансовой отчетности. С основными принципами МСФО Андрей Трусов столкнулся, еще работая в системе Внешторга. Поэтому переход "Аэрофлота" на новую систему главный бухгалтер воспринял спокойно, тем более что опыт в этой сфере у него уже был.
Первым делом - самолеты
Любая авиакомпания в первую очередь это, конечно же, самолеты, весь парк которых значится в основных средствах. В настоящее время "Аэрофлот", авиапарк которой состоит из 96 самолетов, ведет переговоры с компанией "Аэробус" о приобретении 15 новых машин А-330.
И здесь стоит вспомнить один из самых важных аспектов работы данной отрасли: безопасность пассажиров. На первом плане в этом отношении стоят процедуры страхования. В связи с этим отслеживается передвижение основных средств, например, недопустимы факты, когда два двигателя самолета вдруг оказываются под одним номером. При этом напрямую в обязанности бухгалтерии не входит контроль качества поставляемых или ремонтируемых частей. В соответствии с международными стандартами и признанными в мире стандартами "Оеса", которые "Аэрофлот" прошел в прошлом году, страхуются и жизни пассажиров.
Билетная тактика
Соответствие качеству международного уровня обслуживания, несомненно, отражается и на деятельности всей бухгалтерии. В прошлом году "Аэрофлот" стал участником альянса "Скай-тим". Эта система позволяет каждому пассажиру купить билет в любой конец мира. Соответственно для бухгалтерии это - расширение системы расчетов между странами. Через финансовый отдел проходят огромные потоки денежных средств. Причем не только в рублях, но и в иностранной валюте. Поэтому здесь большое внимание уделяется контролю за денежными средствами. Стоить отметить, что валютные платежи достаточно специфичны, в частности, в банк бухгалтерия должна предоставлять громадный пакет документов: от паспортов сделок до копий контрактов и различных справок о валютных операциях.
Раньше в этом плане было несколько легче, поскольку "Аэрофлот" имел лицензию Центробанка, по которой позволялось расходовать и начислять средства на счета в заграничных представительствах. Сейчас лицензии в связи с новым законодательством отменены. Таким образом, вся выручка начала попадать на российские счета в уполномоченных банках. На каждое поступление компания теперь вынуждена предоставлять справки о проведении рассчетно-валютных операций, в частности - паспорта сделок, чего раньше не было. Таким образом, учетной работы существенно прибавилось, для чего бухгалтерии даже потребовалось специально увеличить численность своего штата на 12 человек. В итоге, желая оптимизировать работу за счет автоматизации технологического процесса, который подразумевает под собой сокращение численности персонала, компания, следуя букве закона, вынуждена прибегать к совершенно противоположным мерам.
А пока авиакомпания работает, основываясь на простом принципе: каждый билет - это отдельный контракт. И учитывая, что у компании около 7 миллионов клиентов, причем каждый пассажир обычно берет проездные билеты в оба конца, то через бухгалтерию проходит более 14 миллионов контрактных договоров!
- А ведь каждый полетный купон необходимо ввести в бухгалтерскую систему по всем реквизитам: маршрут, тариф, таксы и сборы, дата и номер рейса, фамилия-имя-отчество, номер билета. И каждый полетный купон в отдельности в итоге формирует доходную часть компании. Причем все это заносится в компьютер вручную. Решение этой проблемы я вижу в принятии закона об электронном билете: такое нововведение облегчит работу всех авиакомпаний и приведет их деятельность в соответствие с международными требованиями, - высказывает свое мнение Андрей Трусов.
Причем во всем мире уже давно действует такая безбумажная технология, которая значительно облегчает жизнь работникам бухгалтерии. К примеру, в США таким образом обслуживается 90 процентов клиентов, причем делают они это самостоятельно у стойки регистрации.
К сведению
Открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские международные авиалинии" создано в июле 1992 года. Учредитель ОАО - Правительство Российской Федерации - владеет 51 процентом акций, а 49 процентами - трудовой коллектив авиакомпании и другие юридические лица.
Высший орган управления Общества в период между годовыми собраниями акционеров - Совет директоров.
В компании работает около 15 тысяч человек, в том числе около 2 тысяч летных специалистов, более 500 из них являются командирами воздушных судов.
Сегодня Аэрофлот, используя собственную сеть и возможности партнеров, предлагает своим пассажирам полеты в 53 страны мира. Из них собственными рейсами - в 90 городов 47 стран мира, в том числе: 36 пунктов в Европе; 5 - в США, Канаде и на Кубе; 2 - в Африке; 5 - на Ближнем и Среднем Востоке; 9 - в Азии, 8 - в странах СНГ и 25 - в России. Открыт новый рейс по маршруту Москва - Минеральные Воды - Джидда (Саудовская Аравия). До этого прямого авиасообщения между Россией и Саудовской Аравией не было.
Полеты в 58 пунктов в 2007 году выполняются в соответствии с код-шеринговыми соглашениями с иностранными авиакомпаниями - партнерами Аэрофлота как рейсы совместной эксплуатации (36 пунктов за рубежом и 22 пункта в России).
"Аэрофлот" располагает крупнейшим в Восточной Европе Центром управления полетами (ЦУП).
И. Мелехова
"Расчет", N 3, март 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru