Комментарий к Федеральному закону
от 30.12.2006 N 268-ФЗ
Этот документ в очередной раз поменял Налоговый кодекс. В частности, он устранил неясность с определением численности работников для обязательного перехода на электронную отчетность. Кроме того, документ разрешает учесть в расходах затраты на покупку земли. Подробнее об этих и некоторых других изменениях - в нашем комментарии.
С 1 января 2007 года вступили в силу многочисленные поправки в Налоговый кодекс. Основание тому - Федеральный закон N 137-ФЗ. Однако это еще не все. Перед вами Закон от 30.12.2006 N 268-ФЗ, который также вносит изменения в кодекс. Они коснулись как первой, так и второй его части. Только действовать одни из них начинают уже в этом году (с 31 января), а другие - с начала следующего.
Отчитываться нотариусы будут по срокам
Напомним, что до недавнего времени сохранялась неопределенность по поводу обязанности нотариусов и адвокатов сообщать налоговым инспекциям об открытии (закрытии) счета. Первым шагом на пути решения этого вопроса стало письмо МНС России от 04.10.2004 N 24-1-10/700. В нем финансисты указали, что нотариусы и адвокаты должны извещать об этом инспекции в 10-дневный срок. С 1 января 2007 года подавать такие сведения нотариусы и адвокаты обязаны. Однако конкретный срок не установлен. Опубликованный закон исправляет данную "погрешность". С 31 января частные нотариусы и адвокаты должны будут сообщать в инспекцию об открытии (закрытии) таких счетов в течение семи дней.
Налоговая декларация
С начала этого года "спецрежимники" могут не подавать декларации и расчеты по налогам, от уплаты которых они освобождены. Это, например, НДС, налог на прибыль, налог на имущество и т.д. Еще один положительный момент. Фирмы, которые не ведут хоздеятельность по тем или иным причинам, могут теперь отчитываться по упрощенной форме. Однако опубликованный закон дает такое право при одном условии: если у организации не было операций, в результате которых происходит движение денег на банковских счетах или в кассе. Бланки упрощенных деклараций утверждает Минфин. А заполненные формы фирмы должны будут представить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
На этом приятные для компаний новшества заканчиваются. С 2007 года у них появилась новая обязанность. Если в фирме работает более 250 человек (по состоянию за 2006 год), то она должна будет подавать декларации и авансовые расчеты только в электронном виде. С 1 января 2008 года такая же участь ожидает и те организации (в т.ч. и вновь созданные), в которых численность сотрудников превышает 100 человек. Подавать все декларации в "безбумажном" виде со следующего года надо будет и крупным плательщикам. Причем на этом "новые" обязанности плательщиков налогов не заканчиваются. Им надо еще отчитаться в налоговой инспекции о количестве своих работников. Компании, у которых среднесписочная численность на 1 января 2007 года превышает 250 человек, должны подать сведения в течение месяца после вступления комментируемого закона в силу. А фирмы, у которых штат превысит 100 человек (начиная с 2008 года), - в срок не позднее 20 января текущего года.
"Прибыльные" поправки
Важное и ожидаемое изменение внесено в главу 25 Налогового кодекса. Расходы на покупку права на земельные участки теперь можно учесть при расчете налога на прибыль. Правила учета подобных расходов будут прописаны в статье 264.1 Налогового кодекса. Отметим, что учесть в налоговой себестоимости можно будет только расходы по договорам на приобретение участков, заключенным в период с 1 января 2007 по 31 декабря 2011 года. По мнению разработчиков, поправки направлены на "уравнивание" фирм, которые покупают право на землю или заключают договор аренды.
Но обо всем по порядку. Бухгалтерское законодательство не разрешает включать в расходы затраты на покупку земли. Поясним, почему. Земельный участок - это особый объект основных средств. Причем его потребительские свойства со временем не меняются. Поэтому амортизации он не подлежит (п. 17 ПБУ 6/01). Включить расходы на покупку земли в себестоимость единовременно тоже не получится, поскольку они формируют первоначальную стоимость основного средства.
В налоговом учете земля также не амортизируется (п. 2 ст. 256 НК РФ). Это значит, что погашать ее стоимость фирма не сможет. Как указали финансисты, не будут такие затраты и материальными расходами (см. письма Минфина России от 09.03.2006 N 03-03-04/1/201, от 17.02.2006 N 03-03-04/1/126).
После вступления в силу изменений компании смогут включить затраты на покупку земельных участков, а также права на их аренду в прочие расходы. В законе предусмотрено два варианта списания этих затрат:
- равномерно в течение срока, установленного фирмой самостоятельно, но не менее пяти лет. При покупке земельных участков в рассрочку на более долгий период нужно учитывать договорной срок;
- в размере не более 30 процентов налоговой базы предыдущего периода до полного списания затрат.
В любом случае выбранный порядок фирма должна отразить в налоговой учетной политике. Однако включить в прочие расходы "покупные" затраты на землю можно только с момента подачи документов на госрегистрацию. Кстати, это же правило предусмотрено и для аренды земельных участков.
Не обошли стороной законодатели и вопрос, связанный с продажей земли. Напомним, что с 1 января 2006 года в Налоговом кодексе появился пункт, который определил порядок учета затрат на покупку тех или иных прав. По нему стоимость права, а также расходы, связанные с его приобретением, уменьшают облагаемую прибыль. Но списать их можно только в момент продажи прав (ст. 268 НК РФ).
При покупке права пользования участком компания оплачивает и другие расходы: на получение сведений о зарегистрированных правах, на госрегистрацию договора, на оплату услуг по оценке земли и т.д. Такие затраты можно также включить в налоговые расходы. При этом, как мы уже отметили, учитывают их только после продажи права.
Таким образом, фирма может получить или прибыль, или убыток. Финансовый результат будет равен разнице между ценой реализации и не возмещенными затратами на покупку объекта. Если был получен убыток, то его можно учесть при налогообложении прибыли. Но не единовременно, а частями. Его списывают в том же порядке, который установлен для учета затрат на покупку права на участок.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 4, февраль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.