Организация обратилась в налоговую инспекцию по вопросу государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, в связи с назначением нового руководителя. Ей было отказано в регистрации в связи с тем, что документы были направлены заказным, а не ценным письмом. В целях избежания судебной волокиты организация потребовала возврата документов для отправки их ценным письмом. Однако налоговая инспекция не вернула документы, ссылаясь на отсутствие порядка их возврата, сообщив при этом организации о необходимости оформления всех документов заново. Правомерны ли отказ в государственной регистрации изменений, удержание подлинных документов в налоговом органе и обязанность повторного изготовления ранее высланных документов?
Порядок представления документов при государственной регистрации установлен ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), которой предусмотрена обязанность представления документов в регистрирующий орган непосредственно или путем направления документов почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке почтового отправления и описью вложения.
Отказ в государственной регистрации регламентирован положениями ст. 23 Закона N 129-ФЗ, согласно части первой п. 1 которой отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Следует отметить, что наряду с вышеуказанным основанием отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также при представлении документов для государственной регистрации изменений в случае нахождения юридического лица в процессе ликвидации согласно п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ.
В то же время представление необходимых для государственной регистрации документов в надлежащий регистрирующий орган в порядке, не отвечающем требованиям ст. 9 Закона N 129-ФЗ, должно рассматриваться в качестве ненадлежащего представления заявителем соответствующих документов. При этом поданные заявителем документы для регистрирующего (налогового) органа являются основанием для вынесения соответствующего решения.
Однако читателям журнала необходимо иметь в виду, что постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" не содержит форму решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае ненадлежащего представления документов в соответствующий регистрирующий орган.
Таким образом, очевидно, что в рассматриваемом случае регистрирующим органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов (по форме N Р50001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439). Одновременно с этим регистрирующий (налоговый) орган не может вернуть заявителю поданные им документы, на основании которых было вынесено названное решение.
М.А. Высоцкий
1 февраля 2007 г.
"Налоговый вестник", N 2, февраль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1