Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2011 г. N 03АП-5472/2010
г. Красноярск
"21" февраля 2011 г. |
Дело N А74-2987/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" февраля 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от заявителя (закрытого акционерного общества "Промышленный транспорт"): Кислан Т.Д., представителя по доверенности от 24.11.2010 N 250; Любимцевой Н.И., представителя по доверенности от 03.06.2008 N 139,
рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Промышленный транспорт"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "08" ноября 2010 года по делу N А74-2987/2010, принятое судьей Ишь Н.Ю.,
установил:
закрытое акционерное общество "Промышленный транспорт" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Промышленный транспорт") (ИНН 1903005308) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасии с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия (далее - ответчик, Территориальное управление) по отказу в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:100504:0005 и 19:10:100504:0004, об обязании принять решение о предоставлении на праве аренды земельных участков:
- площадью 20586 кв.м, кадастровый номер 19:10:100504:0005, категория земельного участка: земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 7 км юго-западнее д. Курганная;
- площадью 171700 кв.м., кадастровый номер 19:10:100504:0004, категория земельного участка: земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, 1 км южнее д. Курганная.
Определениями арбитражного суда от 01 сентября 2010 года, от 27 сентября 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия), государственное научное учреждение Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакасии Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ НИИ) (ОГРН 1021900851158), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 ноября 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований на том основании, что спорные земельные участки находятся под объектами недвижимости, принадлежащие Обществу, в свою очередь земельный участок, принадлежащий ГНУ НИИ не имеет определенных границ, пользование земельными участками под объектами недвижимости Общества не осуществляется, и осуществляться не может; Обществом представлен полный пакет документов для получения спорных земельных участков в аренду, запрошенные ответчиком документы не предусмотрены действующим законодательством; реализация отказа от права бессрочного пользования земельного участка, принадлежащего ГНУ НИИ, или его изъятие не зависит от волеизъявления Общества и не может быть возложена на него.
Представители заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Ответчик в отзыве с апелляционной жалобой не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Ответчик и третьи лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 30 мин. 15.02.2011.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 21.01.2004 серии 19 АА N 147803 и от 18.12.2002 N 119639, выданные Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, ЗАО "Промышленный транспорт" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- соединительный железнодорожный путь N 10 между станциями "Породная-Южная", протяженностью 2948 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 7 км. южнее д. Курганная, литера В;
- участок 4/1 подъездного железнодорожного пути угольного участка N 8 протяженностью 7961,8 м.п., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км. юго-западнее д. Курганная, литера В.
Постановлением главы муниципального образования Усть-Абаканский район от 21.03.2007 N 368п ЗАО "Промышленный транспорт" предоставлены в аренду земельные участки из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного назначения в том числе:
- земельный участок, кадастровый номер 19:10:100504:0001, площадью 70000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 3 км юго-восточнее д. Курганная, для размещения участка N 3 подъездного железнодорожного пути угольного участка N 8;
- земельный участок, кадастровый номер 19:10:100504:0004, площадью 171700 кв. м, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, 1 км южнее д. Курганная, для размещения участка N 4/1 подъездного железнодорожного пути угольного участка N 8;
- земельный участок, кадастровый номер 19:10:040302:0001, площадью 26315 кв. м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 3 км севернее с. Зеленое, для размещения участка N 1 подъездного железнодорожного пути угольного участка N 8;
- земельный участок, кадастровый номер 19:10:100504:0005, площадью 20586 кв. м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 7 км юго-западнее д. Курганная, под соединительный железнодорожный путь N 10 между ст. Породная-Южная в аренду сроком на 5 (пять) лет.
На основании указанного постановления, муниципальным образованием Усть-Абаканский район (арендодателем) и закрытым акционерным обществом "Промышленный транспорт" (арендатором) заключены договоры аренды земельного участка от 22.03.2007 б/н и N 2998/07, по условиям которых арендодатель предоставил в аренду арендатору вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:100504:0005 и 19:10:100504:0004.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 марта 2009 года по делу N А74-299/2009 заявление Территориального управления о признании недействительным постановления Главы муниципального образования Усть-Абаканский район от 21.03.2007 N 368-п в части предоставления ЗАО "Промышленный транспорт" земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:100504:0005, 19:10:100504:0004, 19:10:100504:0001, 19:10:100403:0001 удовлетворено.
ЗАО "Промышленный транспорт" обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:100504:0005, 19:10:100504:0004, 19:10:100504:0001, 19:10:100403:0001.
Территориальное управление письмом от 27.04.2010 N 1778 сообщило Обществу, что по сведениям на 01.04.2010, предоставленным ГНУ НИИ, на земельные участки с кадастровыми номерами: 19:10:100504:0001, 19:10:100503:64, 19:10:100504:0004, 19:10:040302:0001, не было проведено процедуры изъятия из землепользования института, установленной действующим законодательством, в соответствии с чем, Территориальное управление не вправе принимать решение о предоставлении на праве аренды ЗАО "Промтранс" испрашиваемых земельных участков. Территориальное управление порекомендовало ЗАО "Промтранс" обратиться по данному вопросу в Президиум Россельхозакадемии.
ЗАО "Промышленный транспорт", считая отказ Территориального управления в предоставлении в аренду земельных участков, выраженный в письме от 27.04.2010 N 1778, незаконным, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что Территориальное управление доказало законность оспариваемого бездействия, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (утратил силу с 01.07.2006 в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) и статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ) земельные участки, переданные государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, относятся к федеральной собственности.
Как следует из материалов дела, ГНУ НИИ организовано на основании распоряжения Совета министров РСФСР от 30.04.1991 N 398-р и приказа Россельхозакадемии от 08.05.1991 N 23-пк и зарегистрировано распоряжением администрации Усть-Абаканского района от 15.01.1993.
Согласно пункту 1.2 устава ГНУ НИИ институт является государственным учреждением и находится в непосредственном подчинении Сибирского отделения Россельхозакадемии. Земля передана учреждению в бессрочное бесплатное пользование.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" Россельхозакадемия является высшей самоуправляемой организацией, которая действует на основании законов Российской Федерации и устава. Пунктом 3 названного Указа вновь созданной Россельхозакадемии переданы в собственность основные фонды, научные приборы, предприятия, оборудование Российской академии сельскохозяйственных наук и ее научных учреждений, а также собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и ее научных учреждений, находящееся на территории Российской Федерации. Кроме того, Россельхозакадемии переданы в бессрочное бесплатное пользование земли, ранее предоставленные Российской академии сельскохозяйственных наук, ВАСХНИЛ и их научным учреждениям.
В соответствии подпунктом "г" пункта 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации и пунктом 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое может делегировать определенные полномочия в отношении объектов федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеративным договором и законами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации Усть-Абаканского района от 22.06.1994 N 220-р в соответствии с постановлением Верховного совета Республики Хакасия от 02.09.1992 N 95-п ГНУ НИИ в постоянное пользование переданы земли общей площадью 36 214 га, используемые опытно - производственными хозяйствами "Зеленое" и "Красноозерное".
Указанный земельный участок площадью, предоставленный ГНУ НИИ, согласно выписке из государственного земельного кадастра от 09.03.2008 N 10/08-810, поставлен на кадастровый учет 01.04.2004 с присвоением кадастрового номера 19:10:990101:58.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также защиту прав и законных интересов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 марта 2009 года по делу N А74-299/2009 постановление администрации муниципального образования Усть-Абаканский район от 21.03.2007 N 368-п "О предоставлении земельных участков в аренду закрытому акционерному обществу "Промышленный транспорт" признано недействительным. Судом установлено, что указанное постановление вынесено в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:100504:0005, 19:10:100504:0004, 19:10:100504:0001, 19:10:100403:0001, которые являются федеральной собственностью, переданной ГНУ НИИ на праве постоянного бессрочного пользования.
Указанный судебный акт в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего дела.
Ссылки заявителя на то обстоятельство, что Россельхозакадемия не была привлечена к участию в деле, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в указанном деле участвовали заявитель и ответчик, а также ГНУ НИИ. Россельхозакадемия не выразила свое несогласие с установленными в рамках дела N А74-299/2009 обстоятельствами.
В силу статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, арендодатели могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имуществом в аренду.
Как следует из пункта 5 статьи 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук и отраслевых академий наук имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения отраслевой академии наук, которое должно быть согласовано с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на управление и распоряжение объектами федеральной собственности.
При изложенных обстоятельствах распоряжение указанным земельным участком должно осуществляться Россельхозакадемией при наличии согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение объектами федеральной собственности.
В письме от 27.04.2010 N 1778 Территориальное управление отказало в предоставлении в аренду спорных земельных участков, поскольку не была проведена процедура изъятия из землепользования ГНУ НИИ, установленная действующим законодательством.
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком приведены в статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации. Доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ГНУ НИИ в материалы дела не представлено.
Таким образом, в данной ситуации Территориальное управление не обладало правомочиями на предоставление в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:100504:0004 и 19:10:100504:0005, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:58, находящегося у ГНУ НИИ на праве постоянного бессрочного пользования.
Следовательно, в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении требований Общества о признании незаконным бездействия Территориального управления по отказу в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:100504:0005 и 19:10:100504:0004 и об обязании принять решение о предоставлении на праве аренды спорных земельных участков следует отказать.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным, отмене в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия края от 08 ноября 2010 года по делу N А74-2987/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2987/2010
Истец: ЗАО "Промышленный транспорт"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РХ
Третье лицо: ГНУ НИИ аграрных проблем Хакасии СО Россельхозакадемии, Государственное научное учреждение Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакасии Сибирского отделения Россельхозакадемии, Российская академия сельскохозяйственных наук, ФА по УГИ по РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2012 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-2987/10
03.04.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 12955/11
02.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12955/11
22.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12955/11
20.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2167/11
21.02.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5472/2010