Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2011 г. N 18АП-13084/2010
г. Челябинск |
|
31 января 2011 г. |
Дело N А07-15282/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Пивоваровой Л.В., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2010
по делу N А07-15282/2010 (судья Азаматов А.Д.),
В судебном заседании приняли участие:
от Министерства обороны Российской Федерации: Старостин А.Л. (доверенность от 03.08.2010 N 1111а),
от ТУ Росимущества по РБ: Зиянурова Г.С. (доверенность от 30.12.2010 N 373-д), Вахитова Д. М. (доверенность от 30.12.2010 N 372-д).
Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Управление Росимущества в РБ, заинтересованное лицо) N 183 от 1.04.2010 г.
Определением суда от 14.09.2010 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Военный комиссариат Республики Башкортостан (далее - Комиссариат), Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - УФСБ РФ), Следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - Следственный комитет), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - МЗИО РБ) (л.д. 18-19 т.1).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2010 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обороны РФ (далее так же Минобороны, податель жалобы) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне", пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ N 1082 от 16.08.2004, а так же Постановления Правительства N 1053 от 29.12.2008 в силу которых Министерство обороны РФ являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, самостоятельно определяет порядок использования этого имущества. Суд не учел, что Росимущество в РБ нарушило установленный Постановлением Правительства РФ от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества" порядок изъятия излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества Вооруженных сил, согласно которому решение о высвобождении недвижимого военного имущества принимается Росимуществом на основании представленных Министерством обороны перечней имущества, подлежащего высвобождению. С таким представлением Министерство обороны РФ в Росимущество не обращалось.
Кроме того, податель жалобы полагает, что вывод суда об отсутствии зарегистрированного за истцом права оперативного управления спорным имуществом опровергается имеющимся в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права за Военным комиссариатом Советского района г. Уфы, правопреемником которого в результате реорганизаций путем слияния является Военный комиссариат Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы. Ссылаясь на непредставление заявителем доказательств того, что обжалуемое распоряжение не соответствует закону, суд неправильно распределил бремя доказывания, без учета нормы ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону возлагается на лицо, принявшее акт.
Представитель подателя апелляционной жалобы в судебном заседании доводы жалобы поддержал, изложив их в тезисной форме.
Представитель Управления Росимущества по Республике Башкортостан в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, полагая решение законным и обоснованным.
На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела постановлением Правительства РБ N 291 от 29.12.2005 в федеральную собственность передано имущество, находящееся в пользовании военных комиссариатов Республики Башкортостан согласно Приложению (л.д. 68 т.1).
23.03.2006 подписан акт приема-передачи государственного имущества Республики Башкортостан, находящегося в пользовании военных комиссариатов, в федеральную собственность. В соответствии с указанным актом в федеральную собственность, в том числе, переданы административные здания военных комиссариатов Советского и Октябрьского районов г. Уфы, расположенные по адресу: Уфа, ул. Кирова, 101/4 и г. Уфа, ул. Менделеева, 221 (л.д.44-47 т.1).
Распоряжением Управления Росимущества по РБ N 90 от 07.06.2006 за Военным комиссариатом Советского района г. Уфы на праве оперативного управления закреплено административное здание литер А, находящееся по адресу г. Уфа, ул. Кирова, 101/4 (л.д.65 т.1)
27 июня 2006 г. произведена государственная регистрация права оперативного управления Военного комиссариата Советского района г. Уфы на указанное административное здание, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации номер 02-04-01/167/2006-090 (л.д.60 т.1).
Распоряжением Управления Росимущества по РБ N 127 от 05.07.2006 за Военным комиссариатом Октябрьского района г. Уфы на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество - административное здание литер А, А1, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 221 (л.д.57-58 т.1).
21.02.2005 произведена государственная регистрация возникшего на основании постановления Главы администрации г. Уфы N 4679 от 09.12.2004 г. права постоянного бессрочного пользования Военного комиссариата Октябрьского района г. Уфы на земельный участок N 02:55:02 07 07:0029, площадью 2932 кв.м., расположенный по адресу г. Уфа, ул. Менделеева, д. 221 (л.д.43 т.1).
11.09.2006г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о прекращении деятельности юридических лиц - Военного комиссариата Советского района г. Уфы и Военного комиссариата Октябрьского района г. Уфы в связи с реорганизацией в форме слияния (л.д.70,71 т.1).
Этой же датой произведена государственная регистрация юридического лица - Военного комиссариата Октябрьского и Советского районов г. Уфа Республики Башкортостан (л.д.124-125 т.1).
23.04.2007 г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации N 02-04-01/033/2007-187, согласно которой за Военным комиссариатом Октябрьского и Советского районов г. Уфы зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования земельным участком N 02:55:01 06 07:0144, площадью 1586 кв.м., расположенным по адресу г. Уфа Советский район, ул. Кирова, 101/4 (л.д.62 т.1).
07.09.2007 зарегистрировано прекращение деятельности Военного комиссариата Октябрьского и Советского районов г. Уфа Республики Башкортостан в связи с реорганизацией в форме слияния (л.д.72 т.1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц правопреемником вышеназванного Военного комиссариата является Военный комиссариат Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы, регистрация которого произведена 07.09.2007 (л.д.126 т. 1).
30.04.2009 Управлением Росимущества в РБ принято распоряжение N 198 о снятии с баланса военного комиссариата Октябрьского и Советского районов г. Уфы, передаче на баланс, закреплении в оперативное управление военного комиссариата Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы федерального имущества, указанного в приложениях к настоящему распоряжению (л.д.53-56 т.1).
В материалы дела представлен утвержденный руководителем Росимущества в РБ акт приема-передачи без указания даты, согласно которому военный комиссариат Октябрьского и Советского районов г. Уфы передал, а военный комиссариат Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы принял федеральное имущество согласно приложениям N 1 и 2. В приложении N2 в качестве передаваемого недвижимого имущества поименованы административное здание комиссариата Октябрьского района, расположенное по адресу г. Уфа, ул. Менделеева, 221, и административное здание комиссариата Советского района, расположенное по адресу г. Уфа, ул. Кирова, 101/4 (л.д.30-32 т. 1).
17.08.2010 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности военного комиссариата Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы в связи с реорганизацией в форме присоединения. Согласно выписке из ЕГРЮЛ указанный военный комиссариат наряду с венным комиссариатом Кировского, Советского и Ленинского района г. Уфа вошел в состав Военного комиссариата Республики Башкортостан.
01.04.2010 Управлением Росимущества в РБ принято распоряжение N 183 в соответствии с которым недвижимое имущество, относящееся к федеральной форме собственности, а именно нежилые помещения по адресам: г.Уфа, ул. Менделеева, 221 и ул.Кирова, 101/4, принято в государственную казну Российской Федерации, отделу учета управления указано внести данное имущество в реестр федерального имущества в качестве имущества государственной казны Российской Федерации. Пунктом 3 распоряжения N 183 признано утратившим силу распоряжение Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан от 30.04.2009г. N 198.
Полагая, что данное распоряжение принято Управлением Росимущества в РБ с превышением предоставленных ему полномочий, а так же указывая на нарушение принадлежащего ему права оперативного управления поименованным в указанном распоряжении имуществом заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на отсутствие юридического значения принятых Управлением Росимущества в РБ распоряжений о передаче спорного недвижимого имущества в оперативное управление ликвидированных военных комиссариатов в силу прекращения деятельности данных комиссариатов в качестве юридических лиц и соответственно прекращения их правоспособности. Так же судом сделан вывод об отсутствии у заявителя права оперативного управления спорными административными зданиями в силу отсутствия государственной регистрации данного права. Учитывая представленный ответчиком акт обследования спорного недвижимого имущества, согласно которому здания пустуют, суд пришел к выводу о наличии у ответчика, как собственника имущества, права на его изъятие как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества казенного предприятия.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выслушав пояснения участвующих лиц, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, полагает выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее так же - ГК РФ) казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ N 10/22 от 29.04.2010г. разъяснено, что иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации юридического лица. Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Учитывая, что право оперативного управления является в силу ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещным правом на него распространяется правило об ином моменте возникновения при переходе к правопреемнику реорганизованного юридического лица.
Из материалов дела следует, что право оперативного управления на административное здание, расположенное по адресу г. Уфа, ул. Кирова 101/4 зарегистрировано за Военным комиссариатом Советского района г. Уфы 27 июня 2006 г. Правопреемником названного комиссариата в силу реорганизации путем слияния стал Военный комиссариат Октябрьского и Советского районов г. Уфа Республики Башкортостан, за которым 23.04.2007 зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования земельным участком, под указанным зданием.
Материалами дела так же подтверждено наличие регистрации права постоянного бессрочного пользования Военного комиссариата Октябрьского района на земельный участок, где расположено административное здание по адресу г. Уфа, ул. Менделеева, 221.
Учитывая, что Военный комиссариат Октябрьского и Советского районов г. Уфы реорганизован путем слияния в Военный комиссариат Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы, регистрация которого произведена 07.09.2007 последний как универсальный правопреемник является обладателем принадлежавших его правопредшественникам прав оперативного управления объектами недвижимости и постоянного бессрочного пользования земельными участками независимо от наличия либо отсутствия их государственной регистрации за данным юридическим лицом. Впоследствии названные права перешли к следующему правопреемнику, которым является Военный комиссариат Республики Башкортостан.
В силу изложенного вывод суда об отсутствии у подведомственных заявителю учреждений статуса обладателей вещных прав на спорное имущество противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Делая вывод о наличии у ТУ Росимущества в РБ как представителя собственника права на изъятие имущества из оперативного управления учреждения, суд первой инстанции не учел следующего.
В силу п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Тем самым условием прекращения права оперативного управления при изъятии имущества собственником является правомерность такого изъятия.
Согласно пунктам 10, 12 ст. 1 Федерального закона N 61-ФЗ от 31.05.1996 "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В рамках указанных функций согласно подпункту "г" пункта 2 названного Постановления Министерство производит в установленном порядке изъятие у учреждений излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Тем самым изъятие у подведомственных учреждений излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества входит в компетенцию Министерства обороны РФ как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации.
Порядок высвобождения недвижимого военного имущества регламентирован Постановлением Правительства РФ от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества".
При этом данный порядок предусматривает, что решение о высвобождении недвижимого военного имущества принимает Росимущество, но по представлению федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, в настоящем случае, Министерства обороны РФ.
Порядок высвобождения недвижимого военного имущества предполагает, что балансодержатели по итогам проведения инвентаризации ежегодно, к 15 августа, направляют в федеральные органы исполнительной власти перечни недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению. На основании этих перечней федеральные органы исполнительной власти составляют сводный перечень недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению, по формам, утвержденным Росимуществом, и лишь затем могут издаваться распоряжения об изъятии у Минобороны России высвобождаемого имущества.
Предоставление Министерством обороны РФ неиспользуемого недвижимого имущества ответчику другим, отличным от установленного Постановлением Правительства РФ от 24.06.1998 N 623 порядком, не предусмотрено.
Доказательств того, что спорное недвижимое имущество Минобороны России представлялось в Росимущество в качестве излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению ответчиком представлено не было, как не было представлено и доказательств согласия Минобороны России, осуществляющего правомочия собственника спорного недвижимого имущества, на его передачу.
При указанных обстоятельствах принятое Управлением Росреестра в РБ распоряжение N 183 от 01.04.2010 нарушает установленный законодательством порядок изъятия высвобождаемого имущества Вооруженных сил РФ и нарушает права заявителя как уполномоченного на управление указанным имуществом органа.
Учитывая противоречие изданного Управлением Росимущества в РБ распоряжения N 183 нормам пункта 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне", пункта 1 Постановления Правительства N 1053 от 29.12.2008, нормам п.п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества", судебная коллегия усматривает наличие установленных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ условий недействительности ненормативного акта и полагает решение подлежащим отмене, требования заявителя подлежащими удовлетворению.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что восстановление нарушенных прав заявителя достигается фактом признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, поскольку его недействительность свидетельствует об отсутствии оснований полагать спорное имущество включенным в состав казны Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2010 по делу N А07-15282/2010 отменить.
Требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Республике Башкортостан N 183 от 01.04.2010г.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-15282/2010
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Республике Башкортостан, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по РБ
Третье лицо: Военный комиссариат РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Следственное управление следственного комитета при Прокуратуре РФ по РБ, Управление Федеральной службы безопасности России по РБ, Управление Федеральной службы безопасности РФ по Республике Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8007/11
06.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8007/11
16.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8007/11
20.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1271/11
31.01.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13084/2010
02.11.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-15282/10