Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2011 г. N 17АП-1179/2011
г. Пермь |
|
05 марта 2011 г. |
Дело N А60-17493/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Голубцовой Т.Л., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Логистик-инвест": Гоманович А.А. по доверенности от 21.06.2010,
от заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области: не явились,
от заинтересованных лиц - Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга, Правительства Свердловской области, Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля": не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Логистик-инвест",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 декабря 2010 года
по делу N А60-17493/2010, принятое судьей Сабировой М.Ф.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Логистик-инвест" (ОГРН 1086659014936, ИНН 6659178999)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области,
заинтересованные лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Екатеринбурга, Администрация города Екатеринбурга, Правительство Свердловской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля",
о признании незаконными действий в рамках организации проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Свердловской области, а также действий по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО, общество) "Логистик-инвест" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Свердловской области в рамках организации проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Свердловской области, результаты которой закреплены в постановлении Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, выразившиеся в представлении в Правительство Свердловской области результатов указанной государственной оценки земель на утверждение, в части представления в составе этих результатов сведений о государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204001:0005, площадью 6402 кв.м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Монтажников, 30 и принадлежащего на праве собственности ООО "Логистик-инвест", в размере 117 665 316 руб. Кроме того, заявитель просил признать незаконными действия Федерального государственного учреждения (ФГУ) "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ООО "Логистик-инвест", в размере 117 665 316 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Екатеринбурга (далее - Инспекция), Администрация города Екатеринбурга (далее - Администрация).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2010 произведена замена Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (Роснедвижимость) на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области. Кроме того, в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" (далее - Учреждение).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 05.07.2010 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Свердловской области.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2010 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, заявленные требования - удовлетворить в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, при принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не было учтено то обстоятельство, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в новом размере (117 665 316 руб.) превышает рыночную (2 476 052 руб. на апрель 2008 года) более чем в 47 раз. По мнению заявителя, процедура организации проведения кадастровой оценки земель была нарушена Управлением, действия по представлению результатов оценки на утверждение в орган исполнительной власти являются незаконными. Общество "Логистик-инвест" также полагает, что судом не применены подлежащие применению пункты 1, 5, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), пункты 3, 4 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215. Апеллянт считает, что незаконность действий Управления по представлению на утверждение Правительства Российской Федерации в составе государственной кадастровой оценки земель сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 117 665 316 руб. означает несоответствие постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП в части утверждения кадастровой стоимости участка пунктам 1, 5, 10 Правил. Незаконность действий Управления по представлению на утверждение Правительства Свердловской области недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, по мнению ООО "Логистик-инвест", означает и незаконность действий ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области по внесению этих сведений в государственный кадастр недвижимости, при этом формальное соблюдение процедуры внесения сведений в кадастр для оценки законности действий Учреждения в рассматриваемом случае значения не имеет.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области направило в арбитражный суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В своем отзыве заинтересованное лицо приводит доводы, суть которых сводится к правомерности оспариваемых действий Управления и Учреждения.
От ФГУП "ФКЦ "Земля" также поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу. По мнению заинтересованного лица, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения. ФГУП "ФКЦ "Земля" полагает, что оспариваемые действия являются законными. Кроме того, по убеждению данного лица, к ФГУ "Земельная кадастровая палата" не могут предъявляться требования в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку последнее не является уполномоченным государственным органом по кадастровой оценке.
Инспекция также направила в арбитражный суд письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Доводы, изложенные в отзыве данного лица, соответствуют выводам суда первой инстанции.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, ООО "Логистик-инвест" является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204001:0005, площадью 6402 кв.м, с разрешенным использованием - земли общественно-деловой застройки (для общественно-деловых целей), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Монтажников, 30 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.10.2008 серии 66АГ N 451553, т.1 л.д. 14).
Заявитель пояснил, что по состоянию на 2008 год кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 20 332 368 руб.; из решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 30.11.2009 N 2919 данному лицу стало известно о том, что с 01.01.2009 государственная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204001:0005, принадлежащего ему на праве собственности, составляет 117 665 316 рублей.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства и полагая, что новая кадастровая стоимость земельного участка установлена незаконно и необоснованно, нарушает права и законные интересы общества "Логистик-инвест" в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности действий органов, чьи действия оспариваются в рамках настоящего дела.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и, соответственно, заявленных требований в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Пунктом 2 указанной статьи 1 установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пункту 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0204001:5 поставлен на кадастровый учет 30.12.2002 (т. 2 л.д. 46). Первоначально кадастровая стоимость указанного участка была определена в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 26.11.2002 N 1370-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений, расположенных на территории Свердловской области" и внесена в реестр (т. 1 л.д. 175).
На территории Свердловской области в течение 2007-2008 годов проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", вступившего в силу с 01.01.2009 и подлежащего применению с 01.01.2009, в том числе утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка. Согласно указанному документу государственная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204001:0005, площадью 6402 кв.м, принадлежащего на праве собственности обществу "Логистик-инвест", установлена в размере 117 665 316 руб. На основании принятого территориальным отделом N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области решения N 41/09-235 от 13.01.2009 "Об осуществлении учета изменений характеристик земельных участков" кадастровая стоимость земельного участка была внесена в государственный кадастр недвижимости.
Из содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Административного регламента по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, а также Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, следует, что целью проведения государственной кадастровой оценки земель является определение кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в целях проведения государственной кадастровой оценки формируется Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов. Указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных (пункт 2.1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов).
Согласно Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. При проведении работ по государственной оценке во внимание принимается большое количество факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость земельных участков в определенном кадастровом квартале.
Обоснованность и достоверность стоимости объектов оценки, в том числе кадастровой, в соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254, является частью профессионального суждения оценщика и отражается в отчете об оценке со ссылкой на подтвержденную соответствующими документами информацию, то есть относится к исключительной компетенции субъектов оценочной деятельности. В соответствии с пунктом 2.2.2 Методических указаний в состав факторов стоимости включаются факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Административный регламент по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" определяет последовательность и сроки осуществления действий территориальных органов Роснедвижимости (правопреемник - Росреестр) при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В силу положений Административного регламента отчет об определении кадастровой оценки, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля", прошел проверку. Поверка отчета проведена Управлением Росреестра на соответствие условиям технического задания и на соответствие Методическим указаниям. По результатам проведенной проверки Росреестром было принято решение о соответствии с данного отчета Методическим указаниям и действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для определения кадастровой стоимости земельного участка являются результаты государственной кадастровой оценки земель, которые в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204001:5 в государственный кадастр недвижимости была внесена в соответствии с нормами действующего законодательства (пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, части 4 статьи 15, части 3 статьи 16, пунктам 7-17 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает также, что одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В статье 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрены основания государственного кадастрового учета. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В состав дополнительных сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входят сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости (пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с пунктом 3 той же статьи кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7-17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. В частности, кадастровый учет в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости земельного участка осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.
Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов (пункт 2 статьи 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений) (пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Из вышеизложенного следует, что на основании пункта 1 статьи 16, пункту 2 статьи 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр подлежат внесению изменения в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка с применением кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, поскольку указанное постановление направлено в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Обязанность по осуществлению кадастрового учета в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости земельного участка установлена пунктом 5 статьи 4, пунктом 3 статьи 16, пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Таким образом, неправомерными признаются доводы заявителя о том, что незаконными являются действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в рамках организации проведения государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в представлении в Правительство Свердловской области результатов указанной оценки на утверждение, а также действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка заявителя. Соответствующие доводы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права. Суд апелляционной инстанции не усматривает в действиях Управления, и, соответственно, в действиях Учреждения несоответствия требованиям правовых актов, регламентирующих порядок осуществления кадастрового учета.
Суд первой инстанции правомерно сослался на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10 по делу N А46-9432/2009, согласно которой по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Ссылка заявителя на то, что вновь утвержденная кадастровая стоимость земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью увеличилась более чем в 47 раз, с учетом заявленных исковых требований не может быть принята судом во внимание.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Между тем, действующим законодательством не установлено, какой процент от рыночной стоимости земельного участка составляет кадастровая стоимость, а нормативные акты в развитие положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не приняты.
Кроме того, предметом настоящего спора являются действия в рамках организации проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Свердловской области, а также действия по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Вопросы надлежащего осуществления Управлением контроля за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проверки результатов таких работ, а также оценка достоверности результата государственной кадастровой оценки земель (в части величины кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка), утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, находятся за камками заявленных требований.
Вместе с тем, заявитель не лишен права на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями при использовании надлежащих способов защиты, если полагает что его права нарушены.
Доводы ФГУП "ФКЦ "Земля" о том, что действия Учреждения не могут оспариваться в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.
В силу части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
При этом согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области представляют собой, по сути, единую систему уполномоченных субъектов, наделенных определенными полномочиями при осуществлении государственного кадастрового учета на каждом его этапе, преследующих единые цели и задачи. Соответственно, то обстоятельство, что Учреждение не является непосредственно государственным органом, не умаляет значения его действий по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости по отношению к правообладателю земельного участка.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 декабря 2010 года по делу N А60-17439/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17493/2010
Истец: ООО "Логистик-инвест"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (Роснедвижимость), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области, ФГУ ЗЕМЕЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА
Третье лицо: Администрация г. Екатеринбурга, Администрация города Екатеринбурга, ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга, Правительство Свердловской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" Екатеринбургский филиал