В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ и Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" организация представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Организация отправила налоговую декларацию по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП в последний день представления деклараций (подтверждение оператора датировано тем же числом). Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ и п. 3.2 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС РФ от 04.02.2004 N БГ-3-06/76, датой представления налоговой декларации считается дата отправки декларации, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Однако квитанция о получении отчетности и протокол входного контроля, отправленная налоговым органом, датирована более поздним сроком и наша организация была привлечена к ответственности.
Правомерно ли привлечение к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ в тех случаях, когда налоговым органом допускаются нарушения Регламента (несвоевременная отправка квитанций и протоколов входного контроля)?
В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Налоговая декларация может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по каналам телекоммуникационной связи. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
В силу с п. 3.2 Регламента датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. В п. 6.10 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС РФ от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", указано, что налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) считается представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное электронной цифровой подписью специализированного оператора связи.
Согласно п. 3.3.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме после проверки требований, предъявляемых к документам пп. 3.4.1 и 3.4.2 Регламента.
Пунктом 3.4.1 Регламента налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, представленные по телекоммуникационным каналам связи, в обязательном порядке проходят программный контроль, предусматривающий подтверждение подлинности электронной цифровой подписи (ЭЦП) отправителя, и проверку соответствия формату представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде.
Согласно п. 6.13 Методических рекомендаций бухгалтерская отчетность и налоговые декларации в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями, установленными законодательством, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению как юридически значимые документы и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.
Учитывая изложенное, налоговая декларация и бухгалтерская отчетность, направленная по телекоммуникационным каналам связи в срок, установленный для их представления, что подтверждено оператором связи, а подлинность ЭЦП отправителя - налоговым органом, считается представленной в налоговый орган, и ответственность, установленная ст. 119 НК РФ, в этом случае не применяется.
В соответствии с п. 6.7.6 Регламента если налогоплательщик не получил от налогового органа в установленное время квитанцию о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде и (или) протокол входного контроля, он заявляет налоговому органу и (или) оператору о данном факте и при необходимости повторяет процедуру сдачи налоговой декларации (бухгалтерской отчетности).
Налоговым правонарушением признается противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом предусмотрена ответственность (ст. 106 НК РФ). Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.
Ю.Г. Кувшинов,
главный редактор журнала "Налоговая проверка"
1 марта 2007 г.
"Налоговая проверка", N 2, март-апрель 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"