Почему насторожился алмазный бизнес
Как отличить природный алмаз от искусственно созданного? Этот вопрос становится все более актуальным в современных условиях роста рынка синтезированных драгоценных камней. Генеральный директор ОАО "НТЦ "Алмаззолотопрогресс", кандидат технических наук, профессор, почетный академик Раен Ю.Е. Кацман рассказывает об одной инициативе, позволяющей с уверенностью отделять зерна от плевел.
Синтез алмазов для ювелирных целей массой до 1 карата впервые осуществлен в 1970 г. фирмой "Дженерал Электрик" (США). Вслед за этим крупные фирмы и научные центры в разных странах достигли значительных успехов в создании технологий синтеза ювелирных алмазов: в 1985 г. уже было налажено промышленное производство алмазов в Японии, а в 1987 г. фирма "Де Бирс" сообщила о получении отдельных ювелирных алмазов массой до 30 карат.
В Новосибирске была создана новая технология синтеза алмазов в беспрессовом аппарате "Разрезная сфера" (БАРС), с помощью которой получают БАРС-кристаллы алмаза до 3-6 карат, причем с любыми цветовыми характеристиками. Там же синтезирован алмаз с александритовым эффектом, изменяющий окраску в разных условиях освещения от желтой до желто-зеленой, а также получены необычные красные алмазы, после огранки которых масса бриллиантов превышала 1 карат.
В тот же период в мире начаты серьезные работы по облагораживанию природных алмазов и бриллиантов, направленному в основном на изменение цвета и блеска камней. А в конце прошлого века диамантеры уже начали проявлять озабоченность появлением на рынке значительного количества синтетических и облагороженных алмазов и бриллиантов. Так, Rapaport Diamond Report 26 марта 1999 г. опубликовал статью под характерным названием "Алмазный бизнес насторожился", в которой сообщалось о сделке между компаниями "Дженерал Электрик" и "Лазар Каплан", в соответствии с которой первый участник обрабатывает природные алмазы и бриллианты с низкими цветовыми характеристиками (например, коричневого цвета) по специальной технологии, позволяющей необратимо и существенно влиять на цвет и блеск отдельных категорий камней. При этом компания "Лазар Каплан" считает, что факт обработки с целью облагораживания камней в настоящее время установить нельзя, проблематично будет сделать это и в будущем.
Так почему же так насторожился алмазный бизнес?
Необыкновенные свойства алмаза способствовали возникновению многочисленных легенд и поверий. Алмаз традиционно является символом власти и высокого общественного положения. Как талисман он гарантирует воину победу, активизирует деловые качества человека и остроту ума, ведет его к намеченной цели. Алмаз также принято считать талисманом супружеской верности, отсюда обычай последних десятилетий - дарить обручальное кольцо с бриллиантом. В качестве амулета алмаз оберегает от врагов, приступов ярости и тоски, от ссор и дурных снов. Как оберег он хорош для людей интеллектуального труда. Алмазу приписывали уникальные лечебные свойства от всех болезней, его использовали как стимулирующее средство, дающие сердцу энергию жизни. Алмаз имеет наибольшую силу, когда он подарен или получен свободно без принуждения и насилия; в противном же случае он приносит несчастье. Как счастливый камень он хорош для всех знаков Зодиака, но особую удачу приносит Овну. В Индии, где он был впервые открыт, алмаз считается национальным камнем.
Главное отличие природного алмаза от синтетического заключается в его генезисе, т.е. в процессе образования: природные алмазы кристаллизовались в верхней мантии Земли при высоких температурах и давлениях 2-4 миллиарда лет тому назад и по существу являются ровесниками Земли. По каналам древних вулканов (кимберлитовым трубкам) природные алмазы в крайне ограниченных количествах выносились из недр к поверхности Земли и потому представляют собой исключительно редкий минерал, сложный как для поисков, так и для добычи. Последний тезис усугубляется тем фактом, что алмазоносные кимберлитовые трубки располагаются, как правило, в отдаленных районах Крайнего Севера (Якутия, Канада, Архангельская обл.) и в глухих районах Западной и Юго-Западной Африки.
В то же время производство синтетических алмазов осуществляется в лабораторных условиях и выращенные кристаллы являются продуктом обычных промышленных технологий.
И вот теперь, после появления на рынке и синтетических, и природных алмазов, по мнению алмазодобывающих и ювелирных предприятий, а также потребителей, необходимо разделить рынок природных алмазов и бриллиантов, обладающих свойствами амулетов, талисманов и т.п., от рынка синтетических и облагороженных алмазов, не обладающих указанными свойствами; в противном случае может быть подорвано доверие к алмазу как к элитной драгоценности, вечному камню, символу власти, верности, удачи и благополучия. Ведь рынок природных алмазов ювелирного качества, бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантовыми вставками огромен и составляет в настоящее время более 80 млрд долл. США в год. Природный алмаз ювелирного качества - самый дорогостоящий камень, так как добыча его ведется с использованием новейших технологий и обходится дорого. При этом с каждым годом добыча алмазов усложняется А в добычу и обработку природных алмазов вложены огромные средства, в этой сфере трудятся миллионы рабочих и специалистов. В то же время синтетический алмаз по определению вовсе не является драгоценным камнем, так же как синтетические рубин, сапфир, изумруд, александрит.
Работы по созданию технологии и аппаратуры для идентификации природных алмазов и бриллиантов, с одной стороны, и синтетических алмазов и бриллиантов - с другой начаты в ведущих центрах алмазодобывающей промышленности, в том числе в России, еще в конце прошлого века. К настоящему времени разработаны и применяются методы и приборы для идентификации синтетических камней с высокой надежностью, которая достигает практически 100%; положительно решаются проблемы идентификации облагороженных камней. Однако существующие приборы весьма дороги и потому используются для идентификации только дорогих камней.
Поэтому российская акционерная компания "АЛРОСА"- одна из крупнейших алмазодобывающих компаний в мире - по собственной инициативе недавно разработала и начинает претворять в жизнь "План мероприятий по реализации Концепции АК "АЛРОСА" в области разграничения рынка природных алмазов от облагороженных и синтетических алмазов". Этим планом ставится задача создания эффективных способов и недорогих, доступных для большинства крупных магазинов приборов, с помощью которых в присутствии покупателя можно было бы однозначно и быстро определять характеристики алмазов и бриллиантов. При этом в работе задействованы крупнейшие научные учреждения России: Институт Кристаллографии имени А.В. Шубникова РАН, российский научный центр Курчатовский институт (РНЦ КИ), Институт геологии и минералогии СО РАН, а также крупнейшее в России предприятие по огранке алмазов ОАО "ПО "Кристалл" (г. Смоленск), Государственная пробирная палата, Гильдия ювелиров России, Российская ассоциация производителей бриллиантов, Алмазная палата России, общество защиты прав потребителей и др.
Дорогостоящая инициатива АК "АЛРОСА" предпринята в ситуации, когда в мире отсутствуют какие-либо законодательные и нормативные правовые акты, требующие обязательной идентификации и разделения рынка природных алмазов и бриллиантов от рынка синтетических и природных облагороженных алмазов и бриллиантов.
Проблема законодательного и нормативного правового обеспечения разделения рынка природных алмазов и бриллиантов от рынка синтетических и облагороженных алмазов и бриллиантов представляется, по крайней мере, не менее сложной, чем научно-техническая проблема разработки методов и аппаратуры для идентификации камней, так как:
- во-первых, до разработки и добровольного подписания международной конвенции о принципах разделения рынков и нанесении соответствующих меток (клейм) на камни необходимо решить все научно-технические проблемы, относящиеся к данному вопросу;
- во-вторых, еще не ясны права и обязанности миллионов частных собственников камней (особенно на вторичном рынке), связанные с обязательным указанием, например, того, что камни подверглись обработке с целью их облагораживания;
- в-третьих, не исключены попытки отдельных лиц, главным образом с целью извлечения необоснованной прибыли, поставлять на рынок камни, не отвечающие международно принятым характеристикам;
- в-четвертых, в процессе законодательного и нормативного правового разделения рынков нельзя допустить перегибов, например, таких, которые были допущены в России при наведении порядка на рынке алкогольной и другой спиртосодержащей продукции.
Человечество может и должно сохранить на тысячелетия добрую славу природных алмазов и бриллиантов - символов красоты, верности, удачи и счастья. Каждый покупатель бриллиантов или изделий с бриллиантами должен быть уверен в том, что он приобретает настоящий алмаз, по праву относящийся к самым дорогим камням; при этом покупатель не должен быть обманут в своих ожиданиях. Уверенность в этом придает сам факт инициативы по разделению рынков, предпринятой крупнейшей алмазодобывающей компанией "АЛРОСА".
Ю.Е. Кацман,
Генеральный директор ОАО "НТЦ "Алмаззолотопрогресс",
кандидат технических наук, профессор, почетный академик РАЕН
"Законодательство и экономика", N 3, март 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Почему насторожился алмазный бизнес
Автор
Ю.Е. Кацман - Генеральный директор ОАО "НТЦ "Алмаззолотопрогресс", кандидат технических наук, профессор, почетный академик РАЕН
"Законодательство и экономика", 2007, N 3