О праве на столовую
Начало XXI века совершенно справедливо называется временем системного кадрового кризиса. Демографические проблемы сопровождаются ростом промышленного производства, который требует большого количества как квалифицированных, так и неквалифицированных рабочих рук. Это приводит к тому, что работодатели конкурируют между собой в отношении найма наиболее качественного персонала. Эта конкуренция распространяется не только на область оплаты труда, но и на области социальных программ, которые гарантируют работодатели.
От современного менеджера по персоналу требуется настоящее искусство в плане формирования принципов и направлений социальной политики. Социальная программа предприятия должна строиться на принципах:
- экономической целесообразности;
- стратификации персонала по степени важности для развития организации;
- соблюдения трудового законодательства.
Наиболее целесообразным является формирование в социальной программе поддержки персонала нескольких разделов, которые включают в себя мероприятия, охватывающие работников по степени их важности для предприятия. Например, социальные льготы в первой части распространяются на всех работников без исключения, вторая часть - на работников, проработавших от года до пяти лет. третья - более пяти лет (принципы могут быть и другие: по степени технической и технологической важности).
Право пользования столовой должно распространяться без исключения на всех работников предприятия. Изменения в трудовом законодательстве, вступившие в силу с октября 2006 года, требуют обязательного включения в текст коллективного договора положения о полной или частичной компенсации питания на предприятии.
Таким образом, становится очевидной важность качественной работы комбината питания, особенно для промышленности России, испытывающей серьезный дефицит в квалифицированном и неквалифицированном персонале. Организация питания в рабочее время поможет сократить текучесть кадров, оптимизировать кадровый состав предприятия, сохранить здоровье сотрудников, что в итоге приведет к сокращению затрат на персонал.
Мониторинг качества работы комбината питания проводился на примере регионального промышленного холдинга, имеющего в своем составе три завода (общая численность свыше 1200 человек). Из приложения становится понятна степень удовлетворенности питанием на предприятии. Но приведенные цифры требуют комментария.
Удовлетворенность питанием в организации зависит от принадлежности к социально-психологической группе персонала. Среди этих групп можно выделить следующие:
высшее руководство;
руководители среднего звена;
специалисты и инженерно-технические работники;
опытные рабочие старшего возраста;
молодые специалисты; "современные беженцы из деревень";
люмпен-пролетариат, социальные маргиналы.
Специалисты и ИТР высказывают, как правило, умеренную степень удовлетворенности питанием, они вносят наибольшее количество предложений по улучшению работы столовой. Менее притязательны представители рабочих профессий. Парадоксальные предложения высказываются представителями люмпенпролетариата: выше качество, ниже цены, больше порций.
Но обычно большинство персонала предприятия удовлетворено качеством питания и обслуживания.
Приложение. Анкета
Посещаете ли вы столовую?
1. Да 79, 8%
2. Нет 20, 2%
Вам нравится уровень обслуживания в вашей столовой?
1. Да 87, 5%
2. Нет 12,5%
Нравится ли вам качество блюд?
1. Да 29, 8%
2. Нет 6%
3. Не всегда 64, 2%
Устраивает ли вас ассортимент блюд столовой?
Да 32%
Нет 12%
Не всегда 56%
Вас устраивает уровень цен в вашей столовой?
1. Да 32, 8%
2. Нет 67, 2%
Всегда ли чисто в столовой?
1. Да 100%
2. Нет 0%
Опрятно ли выглядят сотрудники столовой?
1. Да 100%
2. Нет 0%
Удобный ли график работы в вашей столовой?
1. Да 98%
2. Нет (если нет, то какой график для вас был бы удобным?) 2%
Ваши предложения по изменениям в работе столовой
Организовать продажу выпечки в выходные дни.
Разнообразить ассортимент.
Понизить цены для работников предприятия.
Ввести в меню молочные блюда.
Расширить ассортимент соков, салатов.
Ввести в меню минеральные воды.
Организовывать дни национальных кухонь.
Готовить блюда с грибами.
Горячий чай.
Организовать легкий музыкальный фон.
На столах должен стоять черный перец.
И.А. Юрасов
"Управление персоналом", N 23, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.