Вправе ли налоговый орган при проведении камеральных налоговых проверок по ЕСН использовать данные формы 4-ФСС?
До 2007 года налоговые органы при проверке правильности отражения расходов, произведенных на цели государственного социального страхования, в отчетности по ЕСН использовали форму 4-ФСС. Производилась сверка произведенных налогоплательщиком расходов на цели государственного социального страхования с данными раздела I формы 4-ФСС. Также использовались решения отделений ФСС о непринятии к зачету расходов на цели государственного социального страхования, которые направлялись ими в налоговые органы в порядке взаимодействия в ходе проведения контрольной работы. Сумма расходов, не принятых к зачету исполнительным органом фонда, отражалась налогоплательщиком в строке 5 таблицы 2 раздела I формы 4-ФСС РФ.
При этом ФНС руководствовалась следующим. Если налогоплательщиком не представлена уточненная декларация по налогу в связи с непринятием ФСС части сумм расходов, произведенных на цели социального страхования, то он подлежал включению в план проведения выездных налоговых проверок. Решения отделений ФСС не являлись документом, на основании которого можно доначислять ЕСН и соответствующие штрафы.
Представляет интерес Постановление ФАС ВВО от 28.08.2006 N А29-13727/2005а, в котором отмечено, что в гл. 24 НК РФ не приведены ни виды расходов на цели государственного социального страхования, ни порядок их исчисления. При проверке правильности расчета единого социального налога, подлежащего уплате в ФСС, сумма произведенных налогоплательщиками расходов на цели государственного социального страхования определяется налоговыми органами путем сравнения с суммой, отраженной в расчетной ведомости по средствам фонда (форма 4-ФСС РФ), ибо контроль обоснованности и размера таких расходов не входит в компетенцию налоговых органов.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах, то об этом налоговый орган должен сообщить налогоплательщику и потребовать внести соответствующие исправления в установленный срок (ст. 88 НК РФ).
Анализируя данные, приведенные в форме 4-ФСС РФ, налоговый орган пришел к выводу о завышении организацией в налоговой декларации по ЕСН расходов на цели государственного социального страхования. Руководствуясь ст. 106, 122 НК РФ, суд подтвердил правомерность привлечения организации к ответственности в виде штрафа, поскольку занижение ЕСН произошло по причине его неправильного исчисления (в части ФСС).
Что касается правоотношений, возникших после 31.12.2006, следует отметить, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 7 ст. 88 НК РФ), а представление налогоплательщиками в налоговый орган расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ не предусмотрено ни одним нормативно-правовым актом. Однако официальных разъяснений по сложившейся проблеме в настоящее время не имеется.
А.В. Власов,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
15 марта 2007 г.
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 6, март 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"