Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19 января 2011 г. N 02АП-7985/2010
г. Киров
19 января 2011 г. |
Дело N А31-5739/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каранкевич А.М.,
при участии в судебном заседании:
представителей ответчика: Божок О.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 N 8, Барышевой К.Е., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 N 9,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества по производству фанеры и древесино-стружечных плит "ФАНПЛИТ"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.10.2010 по делу N А31-5739/2010, принятое судом в составе судьи Смирновой Т.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества по производству фанеры и древесно-стружечных плит "ФАНПЛИТ"
к Государственному учреждению - Костромскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации,
о признании незаконным решения от 12.05.2010 N 01-09/10/3354,
установил:
открытое акционерное общество по производству фанеры и древесно-стружечных плит "ФАНПЛИТ" (далее - Общество, страхователь) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области к Государственному учреждению - Костромскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании незаконным решения от 12.05.2010 N 01-09/10/3354 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.10.2010 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Общество с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции по жалобе Общество обращает внимание арбитражного апелляционного суда, что форма 4-ФСС РФ не должна была приниматься судом первой инстанции в качестве относимого доказательства по делу, поскольку данный документ не имеет преимущественного значения перед другими документами. В данном случае сведения, имеющиеся в форме 4-ФСС РФ, расходятся с данными по учету количества дней нетрудоспособности, поэтому при расчете скидки к страховому тарифу Фонду следовало принять во внимание и иные документы по данному вопросу.
Таким образом, Общество считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, т.к. принято с нарушением норм материального и процессуального права и без учета фактически обстоятельств по делу.
Фонд представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором против доводов Общества возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. При этом Фонд считает, что при существующих фактических обстоятельствах рассматриваемого спора суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и, проанализировав представленные в материалы дела документы, обосновано отказал Обществу в удовлетворении его требований.
12.01.2011 в суд апелляционной инстанции от Общества поступило ходатайство об участии в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы путем использования систем видеоконференц-связи.
Определением от 14.01.2011 в удовлетворении данного ходатайства Обществу отказано в связи с отсутствием у Арбитражного суда Костромской области технической возможности для организации видеоконференц-связи.
17.01.2011 от Общества поступило ходатайство, в котором оно подтвердило свою позицию относительно рассматриваемого спора и ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Общества.
В судебном заседании представители Фонда поддержали свою позицию по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 07.05.2010 Общество обратилось в Фонд с заявлением на установление скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010.
Рассмотрев представленные обществом документы на установление скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Фонд установил, что один из расчетных показателей (количество дней временной нетрудоспособности в связи со страховыми случаями) на один страховой случай превышает среднее значение аналогичного показателя по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности Общества.
Данное обстоятельство послужило основанием для отказа в предоставлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование.
Общество с решением Фонда не согласилось и обжаловало его в судебном порядке.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652), Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утверждена Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11), в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал. При этом суд первой инстанции признал обоснованной позицию Фонда о том, что один из расчетных показателей Общества, а именно: количество дней временной нетрудоспособности в связи со страховыми случаями на один случай, превышает среднее значение аналогичного показателя по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности Общества и отклонил довод Общества о том, что при определении количества дней временной нетрудоспособности в связи со страховыми случаями за 2009 не должны были учитываться дни по несчастным случаям, произошедшим в 2007 и в 2008, расходы по которым фактически были приняты Обществом в 2009.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу, заслушав в судебном заседании представителей Фонда, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пунктом 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ установлено, что страхователи по обязательному социальному страхованию обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховые взносы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, набавки и скидки к страховому тарифу.
В пункте 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ определено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Установление скидок и надбавок урегулированы "Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 (далее - "Правила_").
В соответствии с пунктом 2 "Правил_" скидки и надбавки устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на текущий год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом. Максимальный размер скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю.
Согласно пункту 3 "Правил_" размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, исходя из установленных основных показателей.
В пункте 4 "Правил_" закреплено, что скидки и надбавки определяются на основании сведений, представляемых страхователем в установленном страховщиком порядке; пунктом 5 предусмотрено, что скидка или надбавка устанавливается страховщиком в случае, если основные показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя.
Во исполнение приведенных выше "Правил_" Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11 утверждена "Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - "Методика_").
Согласно пункту 5 Правил и абзацу 2 пункта 4 "Методики_" скидка устанавливается страхователю, если значение всех трех основных показателей (отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми несчастными случаями, произошедшими у страхователя, к начисленной сумме страховых взносов; количество страховых случаев у страхователя на 1 000 работающих; количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай) меньше аналогичных показателей по виду экономической деятельности, соответствующего ОКВЭД основного вида экономической деятельности страхователя.
Средние значения основных показателей для расчета скидок и набавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2010 утверждены постановлением Фонда социального страхования от 26.03.2010 N 73.
Согласно постановлению Фонда социального страхования от 26.03.2010 N 73 коду 20.20.1 ОКВЭД (производство клееной фанеры, древесных плит и панелей) соответствует показатель количества дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности, аналогичной виду деятельности Общества, на один страховой случай, равный 59,940.
В силу пункта 2 "Порядка предоставления страхователями сведений для установления скидок и набавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний", утвержденного Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.03.2002 N 32, скидка рассчитывается страхователю на текущий год на основании:
- отчетных данных расчетных ведомостей по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за предшествующий календарный год;
- сведений о страховых случаях, произошедших у страхователя за предшествующий календарный год;
- данных личных (учетных) дел пострадавших.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.01.2010 Общество представило в Фонд расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования за 2009 по форме 4-ФСС РФ.
Согласно строке 1 таблицы 11 "Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с начала года" количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве за 2009 составило 606 дней.
Согласно строке 1 таблицы 12 "Численность пострадавших (застрахованных) по страховым случаям, произошедшим (впервые установленным) в отчетном периоде (человек)" количество пострадавших в 2009 составило 9 человек.
При подсчете скидки к страховому тарифу для Общества Фондом были учтены сведения о расходах, произведенных страховщиком в 2009, по выплатам обеспечения по страхованию согласно личным (учетным) делам пострадавших, а также данные, содержащиеся в расчетной ведомости формы 4-ФСС РФ за 2009 год:
- расходы страхователя, отраженные в строке 1 таблицы 11 "Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с начала года",
- сведения о страховых случаях, отраженные в строке 1 таблицы 12 "Численность пострадавших (застрахованных) по страховым случаям, произошедшим (впервые установленным) в отчетном периоде (человек)".
С учетом указанных Обществом в расчетной ведомости формы 4-ФСС РФ за 2009 сведений, количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай рассчитано Фондом в соответствии с "Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" как количество дней временной нетрудоспособности (606) по отношению к несчастным случаям на производстве (9), которое составило 67,333, что превысило утвержденный показатель по отрасли (59,940), в которой осуществляет производственную деятельность Общество.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, один из расчетных показателей Общества, а именно: количество дней временной нетрудоспособности в связи со страховыми случаями, на один страховой случай, превышает среднее значение аналогичного показателя по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности Общества, что лишает страхователя права на применение скидки при расчете страхового тарифа.
Позиция Общества о необоснованном отнесении Фондом дней временной нетрудоспособности Буяновского А.А. и Каюрина Е.А., которая имела место в 2007 и в 2008 к расчету страхового тарифа к 2009, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной с учетом следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Закона N 125-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем, выплачивается за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Иных источников финансирования данных выплат, при наличии причинно-следственной связи временной нетрудоспособности с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, независимо от сроков наступления страховых случаев, действующим законодательством не предусмотрено. Таким образом (с учетом того, что расходы по страховым случаям, произошедшим с Буяновским А.А. и Каюриным Е.А., были приняты Обществом в 2009), довод Общества о том, что при определении коэффициента для исчисления скидки для расчета страхового тарифа должно учитываться количество дней временной нетрудоспособности за предшествующий год в связи со страховыми случаями, произошедшими только в этот период, отклоняется судом первой инстанции, как противоречащий пункту 2.3 названной выше "Методики...".
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод Общества о том, что суд первой инстанции сделал выводы об отсутствии у Общества права на применение скидки при расчете страхового тарифа только на основании формы 4-ФСС РФ, поскольку из решения суда усматривается, что судом первой инстанции были исследованы все документы, представленные сторонами в материалы дела и этим документам (в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) была дана надлежащая оценка.
Позиция Общества о наличии противоречий между сведениями, включенными им в форму 4-ФСС РФ, и листами временной нетрудоспособности признается арбитражным апелляционным судом не влияющей на существо рассматриваемого спора, поскольку сведения в форму 4-ФСС РФ были включены непосредственно самим Обществом и заявлений о недостоверности этих сведений Обществом в Фонд не представлялось и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в материалы дела не представлялось.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Общества по изложенным в ней доводам у арбитражного апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При обращении с апелляционной жалобой Обществом уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. по платежному поручению N 00004 6906 от 24.11.2010. На основании статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату Обществу, как излишне уплаченная за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 26.10.2010 по делу N А31-5739/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества по производству фанеры и древесино-стружечных плит "ФАНПЛИТ" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета открытому акционерному обществу по производству фанеры и древесино-стружечных плит "ФАНПЛИТ" 1000 рублей госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 00004 6906 от 24.11.2010.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5739/2010
Истец: ОАО по производству фанеры и древесно-стружечных плит "ФАНПЛИТ"
Ответчик: ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: ГУ-Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ