Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2011 г. N 05АП-6844/2010
г. Владивосток |
|
18 января 2011 г. |
Дело N А51-9745/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Г.А. Симоновой, Н.В. Алферовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А. Барановой
при участии:
от ИП Малева Сергея Петровича: адвокат Паншин Д.Е. по доверенности со специальными полномочиями от 25.06.2010 сроком действия 3 года
от Думы г.Владивостока: Горовчук Д.Н. по доверенности со специальными полномочиями от 11.01.2011 N 04-14/2 сроком действия 3 года
от Управления муниципальной собственности г.Владивостока: Черпита Т.С. со специальными полномочиями от 15.12.2010 N 28/1-6326 действительна до 31.12.2011
от Администрации г.Владивостока: Черпита Т.С. по доверенности со специальными полномочиями от 20.12.2010 N 1-3/5338 действительна до 31.12.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Думы г.Владивостока
апелляционное производство N 05АП-6844/2010
на решение от 04.10.2010
судьи Н.Л. Бибик
по делу N А51-9745/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Малева Сергея Петровича
к Думе г.Владивостока, Администрации г.Владивостока
третьи лица: Управление муниципальной собственности г.Владивостока
о признании недействительными решения от 14.05.2010 N 487 и постановления от 26.05.2010 N 585
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Малев Сергей Петрович (далее - предприниматель Малев С.П.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Думе г. Владивостока и администрации г. Владивостока о признании недействительным решения Думы от 14.05.2010 N 487 "Об утверждении условий приватизации муниципального имущества в г. Владивостоке" в части установления нормативной цены цокольного помещения площадью 101,80 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Днепровская, 36, в сумме, превышающей 2.555.880 рублей, а также о признании недействительным постановления администрации г. Владивостока от 26.05.2010 N 585 "О приватизации муниципального имущества, включенного в Программу приватизации на 2010 год" в части установления рыночной стоимости указанного цокольного помещения.
Решением суда от 04.10.2010 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Дума г. Владивостока обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права. В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что органом, уполномоченным на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Владивостока, в части утверждения условий приватизации, является Дума г. Владивостока. Заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда о возникновении преимущественного права выкупа у предпринимателя в 2009 году (в момент его обращения в органы местного самоуправления г. Владивостока), поскольку согласно положениям Закона N 159-ФЗ преимущественное право выкупа предоставляется непосредственно путем утверждения уполномоченным органом условий приватизации муниципального имущества. Со ссылкой на пункт 1 Информационного письма ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" Дума считает, что оценка, данная спорному имуществу ООО "Центр оценки собственности МОРФ" по поручению УМС, носит рекомендательный характер и не является обязательной. Дума г. Владивостока при утверждении условий приватизации могла как принять такую оценку, так и не принять. Нормативная цена недвижимого имущества определена независимым оценщиком ООО "Солта Плюс" по поручению Думы в порядке Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом предприниматель праве не заключать договор на приобретение имущества по установленной решением Думы цене. Вывод суда о том, что Дума г. Владивостока должна была утвердить проект приватизации именно в представленной главой г. Владивостока редакции, заявитель апелляционной жалобы считает необоснованным и противоречащим общим принципам порядка принятия решений Думой г. Владивостока.
От Думы г. Владивостока в материалы дела поступило дополнение к апелляционной жалобе, из которого следует, что Дума г. Владивостока обладает полномочиями, установленными частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ. Заявитель жалобы считает, что ссылка суда на постановление администрации г. Владивостока от 04.08.2000 N 1439, которой определены полномочия Управления муниципальной собственности г. Владивостока по оценке рыночной стоимости объектов муниципальной собственности, является необоснованной, поскольку Положение об Управлении муниципальной собственности не соответствует положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Представитель Думы г. Владивостока в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель предпринимателя в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы Думы г. Владивостока не согласился, считает, что в соответствии с пунктами 2.1.2, 3.2, 4.9 Положения об Управлении муниципальной собственности г. Владивостока, утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 04.08.2000 N 1439 (в редакции от 10.09.2009 N 984), в компетенцию УМС г. Владивостока входит разработка и внесение в Думу г. Владивостока проекта программы приватизации муниципального имущества и дополнения к ней. Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) при реализации преимущественного права приобретения муниципального имущества субъектами малого предпринимательства, к которым относится ООО "Центр оценки собственности МОРФ". Установленная нормативная цена спорного объекта являлась законной и никем не оспорена. В связи с этим Дума г. Владивостока не имела правовых оснований для самостоятельного установления своей нормативной цены недвижимости, при этом в размере, значительно превышающим рыночную стоимость данного объекта недвижимости, что нарушает права ИП Малева С.П.
Администрация г. Владивостока в лице УМС с доводами апелляционной жалобы Думы не согласна в полном объеме, считает, что органом администрации г. Владивостока, уполномоченным на осуществление функций по приватизации имущества и проведение оценки в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ является УМС г. Владивостока. Указанная в отчете ООО "Центр оценки собственности МОРФ" об оценке объекта недвижимости общей площадью 101,80 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, Днепровская, 36, цена объекта никем не оспорена, является достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки. В связи с этим у Думы отсутствовали основания для самостоятельного определения цены объекта.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно свидетельству серии 25 N 00315603 Малев Сергей Петрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела, с 2000 года предприниматель арендует нежилое помещение (цоколь), площадью 101,80 кв.м., расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Днепровская, 36, являющееся муниципальной собственностью.
В августе 2009 года предприниматель Малев С.П. обратился в Управление муниципальной собственности (далее - УМС г. Владивостока) с заявлением о принятии решения об условиях приватизации муниципального недвижимого имущества, арендуемого по ул. Днепровская, 36 в г. Владивостоке, с включением в него условия о наличии преимущественного права выкупа нежилого помещения.
По результатам рассмотрения заявления предпринимателя УМС г. Владивостока приняло решение о включении в решение об условиях приватизации условия о преимущественном праве предпринимателя на приобретение указанного арендуемого имущества, и направлении его на утверждение Думой, о чем предпринимателю были направлены письма от 23.09.2009 N 19863сп, N 19864сп.
Постановлением главы г. Владивостока от 15.03.2010 N 233 в Думу г. Владивостока внесен проект решения "Об утверждении условий приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2010", в пункт 20 приложения которого включен спорный объект недвижимости с указанием выкупной цены в размере 2.555.880 рублей.
В соответствии с муниципальным контрактом от 13.11.2009 N 288-971/09, заключенным администрацией г. Владивостока в лице УМС с ООО "Центр оценки собственности МОРФ" как победителем конкурса на размещение заказа в соответствии с Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" проведена рыночная оценка стоимости объекта - нежилого помещения, расположенного адресу: г. Владивосток, ул. Днепровская, 36 общей площадью 101,8 кв.м.
Согласно отчету по определению рыночной стоимости, выполненного ООО "Центр оценки собственности МОРФ", стоимость вышеназванного объекта недвижимости по состоянию на 13.11.2009 составила 2.555.880 рублей, с учетом налога на добавленную стоимость (НДС).
Не согласившись с указанной оценкой, Дума города Владивостока 08.04.2010 заключила договор N 0804-10 на оценку спорных нежилых помещений с ООО "Солта Плюс", согласно отчету которого стоимость указанного объекта по состоянию на 15.04.2010 составила 4.963.000 рублей, с учетом НДС.
14.05.2010 Думой города Владивостока принято решение N 487 "Об утверждении условий приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке", в соответствии с которым нормативная цена приобретения в собственность муниципального имущества - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Днепровская, 36, общей площадью 101,8 кв.м. путем преимущественного права выкупа указана в размере 4.963.000 рублей.
26.05.2010 администрация приняла постановление N 585 "О приватизации муниципального имущества, включенного в программу приватизации на 2010 год", согласно которому установлена рыночная стоимость спорного объекта недвижимого имущества с учетом НДС в размере 4.963.000 рублей.
Не согласившись с решением Думы г. Владивостока от 14.05.2010 N 487 и постановлением администрации г. Владивостока от 26.05.2010 N 585 в части установления нормативной цены в размере 4.963.000 рублей, предприниматель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства по цене, равной его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Обязательность проведения оценки объектов, принадлежащих муниципальному образованию, в целях их приватизации предусмотрена статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, ИП Малев С.П., являясь субъектом малого предпринимательства, имеет преимущественное право на приобретение арендуемого имущества (нежилое помещение по адресу: г. Владивосток, ул. Днепровская, 36, общей площадью 101,8 кв.м.) по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В соответствии с Положением об Управлении муниципальной собственности г. Владивостока, утвержденном постановлением администрации г. Владивостока от 04.08.2000 N 1439, органом, уполномоченным на осуществление функций по приватизации муниципального имущества, является УМС г. Владивостока.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 25 Закона Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае", Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества", решением Думы города Владивостока "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Владивостока" в целях урегулирования отношений в сфере приватизации муниципального имущества города Владивостока решением Думы города Владивостока от 23.04.2002 N 82 утверждено Положение о порядке проведения приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке (далее - Положение о порядке проведения приватизации муниципального имущества).
Согласно части 5 указанного Положения о порядке проведения приватизации муниципального имущества программа приватизации муниципального имущества ежегодно разрабатывается администрацией города Владивостока на соответствующий год, вносится на утверждение Думы города Владивостока в табличной форме, утвержденной настоящим Положением, и включает в себя, в том числе перечень приватизируемого имущества и его характеристики.
Проведение конкурсов по определению аудиторов и оценщиков при приватизации муниципального имущества отнесено к компетенции администрации г. Владивостока в силу статьи 9 Положения о порядке проведения приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке, утвержденного решением Думы города Владивостока от 23.04.2002 N 82.
Комиссии по проведению аукциона, специализированного аукциона, конкурса, в том числе конкурсов для определения аудиторов и оценщиков при приватизации муниципального имущества (далее - комиссии) состоят из 5 человек. Комиссии формируются в составе двух представителей продавца, представителя администрации города Владивостока, направляемых соответствующими распорядительными документами, и двух депутатов Думы города Владивостока, направляемых в комиссию распоряжением председателя Думы города Владивостока (статья 8 Положения о порядке проведения приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке (в редакции Муниципального правового акта города Владивостока от 02.04.2008 N 23-МПА)).
Таким образом, администрация г. Владивостока является полномочным органом по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости муниципального имущества, а в комиссию по определению оценщиков входят депутаты Думы города Владивостока.
В свою очередь Дума г. Владивостока в соответствии со статьей 10 Положения о порядке проведения приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке, утвержденного решением Думы города Владивостока от 23.04.2002 N 82, ежегодно утверждает разработанную администрацией города Владивостока программу приватизации муниципального имущества на соответствующий год; утверждает отчет администрации города Владивостока об итогах выполнения программы приватизации муниципального имущества за прошедший год; утверждает условия приватизации муниципального имущества.
В связи с этим коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Думы г. Владивостока как представительного органа законных полномочий на заключение договора на оказание услуг по оценке рыночной стоимости муниципального имущества, реализуемого в соответствии с законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
В соответствии с муниципальным контрактом от 13.11.2009 N 288-971/09, заключенным между администрацией г. Владивостока в лице УМС и ООО "Центр оценки собственности МОРФ" последним проведена оценка рыночной стоимости объекта: нежилое помещение, расположенное адресу: г.Владивосток, ул. Днепровская, 36, общей площадью 101,8 кв.м., и составлен отчет по определению рыночной стоимости указанного имущества, составившей по состоянию на 13.11.2009 - 2.555.880 рублей, с учетом НДС.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной нормой права, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки со спорным объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Поскольку в силу статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ величина стоимости объекта оценки в спорной ситуации носит обязательный характер, достоверность оценки в силу статьи 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ подлежит оспариванию в судебном порядке.
Отчет независимого оценщика - ООО "Центр оценки собственности МОРФ" по определению рыночной стоимости объекта недвижимости никем не оспорен, основания признавать его недостоверным в рамках оспариваемого дела у суда отсутствуют.
То обстоятельство, что уполномоченным органом на утверждение условий приватизации муниципального имущества является Дума г. Владивостока не опровергает наличие у администрации г. Владивостоке в лице УМС законных, предусмотренных Положением о порядке проведения приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке, утвержденным решением Думы города Владивостока от 23.04.2002 N 82, Положением об управлении муниципальной собственности г. Владивостока, утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 04.08.2000 N 1439 в редакции от 10.09.2009 N 984, полномочий по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости муниципального имущества, приватизация которых осуществляется в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Довод заявителя жалобы о том, что оценка, данная спорному имуществу ООО "Центр оценки собственности МОРФ" по поручению УМС, носит рекомендательный характер и не является обязательной, коллегией не принимается как не имеющий значения, поскольку выполненная ООО "Центр оценки собственности МОРФ" оценка Думой г. Владивостока до самостоятельного определения рыночной стоимости имущества не оспорена, основания считать ее недостоверной отсутствуют.
Ссылка Думы города Владивостока на различие цены одних и тех же объектов недвижимости в 2009 и 2010 году как основание проведения собственной оценки, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку рыночная стоимость объектов недвижимости является меняющейся величиной и зависит от природных, экономических, социальных и других факторов, в том числе финансово-экономической ситуации, сложившейся на момент проведения оценки. В разделах 1.3, 1.4 отчета ООО "Солта Плюс", проведенного по поручению Думы, также отмечено, что рыночная стоимость объекта признается действительной на эффективную дату оценки, полученная величина рыночной стоимости носит вероятностный характер с определенными параметрами рассеивания.
Довод заявителя жалобы о том, что предприниматель вправе не заключать договор на приобретение указанного имущества по установленной решением Думы цене, в связи с чем его права не нарушены, коллегией не принимается. В рассматриваемом случае в силу вышеизложенного по тексту постановления Дума г. Владивостока не имела оснований для самостоятельного установления нормативной цены недвижимости, размер которой значительно превышает рыночную стоимость данного объекта недвижимости, определенную администрацией г. Владивостока, что не может не нарушать права ИП Малева С.П., который желает реализовать свое законное право на приобретение арендуемого им имущества в собственность, и установленная в утвержденной Думой программе приватизации цена приватизируемого имущества будет для него обязательной.
На основании вышеизложенного, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Дума города Владивостока не имела правовых оснований для установления цены объекта - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Днепровская, 36 общей площадью 101,8 кв.м. в размере 4.963.000 рублей, решение Думы от 14.05.2010 N 487 и постановление администрации г. Владивостока от 26.05.2010 N585 в оспариваемой части противоречит закону и нарушает права ИП Малева С.П. как субъекта малого предпринимательства на реализацию преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по рыночной цене, определенной в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Ссылки Думы на то, что оценка муниципального имущества произведена до принятия решения о приватизации данного имущества, а также на утрату ИП Малевым С.П. преимущественного права на приобретение муниципального имущества в связи с истечением 30-дневного срока для подписания договора, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку определением суда от 24.06.2010 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемых решения Думы и постановления администрации.
Кроме того, проект договора предпринимателем подписан 29.06.2010 и с протоколом разногласий в этот же день передан в МУ "АПМЗН".
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 04.10.2010 по делу N А51-9745/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
З.Д. Бац |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9745/2010
Истец: ИП Малев Сергей Петрович
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Дума г. Владивостока
Третье лицо: Управление муниципальной собственности г. Владивостока, Управление муниципальной собственности г. Владивостока (УМС г. Владивостока), Отдел судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа