Показатели измерения эффективного управления
Традиция использования показателей для оценки эффективности человеческого труда восходит еще к доисторическому периоду развития человечества. Как гласят сохранившиеся надписи, с помощью показателей были возведены египетские пирамиды и Парфенон, реализованы другие крупные древние проекты.
С появлением денег, и особенно с изобретением метода двойной записи, применение показателей только расширилось. Вместе с тем оказалось, что для эффективного управления необходимо использовать лишь небольшое количество показателей. Применение денег в качестве универсального измерителя на практике привело к фокусированию на одном факторе: прибыли - для коммерческих организаций, бюджета - для некоммерческих и государственных.
В результате возникла необходимость в создании новых систем, предусматривающих использование небольшого количества показателей, подобранных для измерения эффективности человеческой деятельности. Такие системы показателей получили название Key Performance Indicators (KPI), что переводится как "ключевые показатели эффективности", или "ключевые показатели деятельности".
Данные системы предусматривали разнообразные правила подбора показателей. Например, показатели могли отображать эффективность исполнения бизнес-процессов, функций, деятельности на сегментах рынка, выполнения программ и т.п.
Существуют попытки стандартизации правил подбора показателей. Как пример можно привести один из стандартов, выпущенный Американским институтом управленческого учета (Institute of Management Accounting).
Сбалансированная система показателей
Сбалансированная система показателей (ССП) является одним из вариантов систем показателей, который разработан специально для решения задач, связанных с реализацией стратегии.
История создания концепции ССП берет начало в конце 80-х годов XX века, когда Norlan Norton Institute - исследовательский центр всемирно известной аудиторско-консалтинговой компании KPMG Peat Marwick - приступил к изучению вопроса качества управления, а также к поиску инструментов, обеспечивающих его повышение. Целью данного исследования, получившего название "Measuring Performance in the Organization of the Future / Измерение эффективности организации будущего", являлся поиск новых альтернативных методов измерения нефинансовых показателей управления. Его возглавил директор Центра Дэйвид Нортон, занимающий сегодня пост президента компании Balanced Scorecard Collaborative, Inc, и профессор Harvard Business School Роберт Каплан, привлеченный на проект в качестве научного консультанта. В исследовании приняли участие компании, представляющие различные сферы деятельности, такие, как высокие технологии, производство товаров народного потребления, сфера услуг и др.
В результате исследований Р. Каплан и Д. Нортон пришли к двум выводам:
успешные американские организации не только активно применяют в своей работе финансовые показатели, но и уделяют должное внимание другим нефинансовым аспектам их деятельности;
организации широко используют различные инструменты визуализации и коммуникации для устранения разрыва между разработанной стратегией и ее ежедневным исполнением.
В итоге был разработан комплекс инструментов и методик, получивший название Balanced scorecard (Сбалансированная система показателей). Основная задача комплекса - помочь организации реализовать собственную стратегию.
ССП включает парадигму организации, ориентированной на:
ее стратегию и пять основных принципов;
27 лучших практик, используемых организациями для реализации стратегии;
инструмент "стратегические карты", позволяющий формализовать и представить стратегию в виде сбалансированной системы стратегических целей, удобном для управления и мониторинга;
инструмент "система показателей", обеспечивающий проведение мониторинга реализации стратегий;
методики для выравнивания деятельности организации в соответствии со стратегией;
методики для коммуникации, связи с другими системами управления, такими, как бюджетирование, мотивация и т.д.;
методики для работы подразделения, занимающегося поддержанием процесса реализации стратегии (офис стратегического менеджмента).
Таким образом, методика ССП выходит за рамки "простой" системы показателей.
Сходство и различие KPI и ССП
ССП основана на системе KPI, поэтому очевидно, что обе системы основаны на показателях. Основное различие состоит лишь в том, с какой целью и как подбираются эти показатели.
К выбору показателей можно подойти "механистически", базируясь только на двух правилах:
показателей должно быть немного;
показатели должны быть не только финансовыми.
Следование только данным правилам позволит сформировать некий набор показателей, но не позволит определить, чего достигнет организация, используя этот набор, на что она будет ориентирована, действительно ли критически важные показатели будут контролироваться.
Таким образом, необходим способ разработки показателей, отражающих потребности данной организации, причем способ эффективный, позволяющий за ограниченное количество времени создать систему показателей, действительно отражающую суть самых важных задач организации.
Основными отличиями ССП от абстрактной системы KPI являются:
ориентированность на решение конкретной задачи реализации стратегии;
наличие методики подбора, которая позволяет параллельно решать задачи, связанные с реализацией стратегии, такие, как коммуникация стратегии, выравнивание организации в соответствии со стратегией, ориентация систем управления на стратегию.
Естественно, что при использовании инструмента в конкретной организации его следует адаптировать к ее потребностям или культуре, например:
увеличить количество показателей;
отказаться от сбалансированности стратегических целей;
не информировать и не вовлекать сотрудников в процесс разработки системы показателей.
Следует отметить, что в этом случае разработанный инструмент будет решать другую задачу, возможно, отличающуюся от задачи реализации стратегии, например простой мониторинг или переход на бюджетирование по нефинансовым показателям.
ССП является полным комплексом методик, направленных на решение одной из важнейших задач современного бизнеса - реализация стратегии.
А. Гершун,
управляющий партнер
BSCol МАГ КОНСАЛТИНГ
"Финансовая газета", N 15, апрель 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71