Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2011 г. N 11АП-12666/2010
03 февраля 2011 г. |
Дело N А55-10878/2010 |
г.Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Балясовой Е.А., с участием:
от ООО "Тамерлан" - представитель
от министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - представитель
от министерства управления финансами Самарской области - представитель
от третьего лица: правительства Самарской области - представитель
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 февраля 2011 года апелляционную жалобу министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года по делу N А55-10878/2010, судья Мешкова О.В., принятое по заявлению ООО "Тамерлан", ИНН 6325023731, ОГРН 1026303057417, г.Самара, к министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, г.Самара, министерству управления финансами Самарской области, г.Самара, третье лицо: правительство Самарской области, г.Самара,
об обязании вернуть уплаченную сумму сбора в размере 25 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамерлан" (далее - ООО "Тамерлан", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об обязании министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области вернуть уплаченную сумму сбора за выдачу органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в размере 25 000 руб.
Определением суда от 25 августа 2010 года к участию в деле на основании ст.46 АПК РФ в качестве второго заинтересованного лица привлечено министерство управления финансами Самарской области.
Протокольным определением суда от 24 сентября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено правительство Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года заявление ООО "Тамерлан" удовлетворено. На министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области совместно с министерством управления финансами Самарской области возложена обязанность вернуть уплаченный ООО "Тамерлан" сбор за выдачу органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в размере 25 000 руб.
В апелляционной жалобе министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области просит отменить решение полностью или в части, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Тамерлан" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 12 января 2011 года рассмотрение дела было отложено на 10 час 15 мин 02 февраля 2011 года в связи с неявкой в судебное заседание представителя ООО "Тамерлан" и необходимостью обеспечить его явку в судебное заседание.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ООО "Тамерлан", министерства управления финансами Самарской области, правительства Самарской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Тамерлан" 22 декабря 2008 года платежным поручением N 757 был оплачен сбор за выдачу органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в размере 25 000 рублей. При этом получателем сбора выступала лицензионная палата Самарской области.
В связи с тем, что обществу не удалось собрать пакет документов, предусмотренный ст.4 Закона Самарской области от 09 февраля 2006 года N 2-ГД "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Самарской области", и лицензия не была получена, заявителем в адрес министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области неоднократно были поданы заявления о возврат перечисленных денежных средств в виде лицензионного сбора в сумме 25 000 рублей, в том числе N 30 от 14 сентября 2009 года и N 12 от 30 марта 2010 года. В ответ на заявление N 12 от 30 марта 2010 года министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области письмом от 30 марта 2010 года N 7-22/237 сообщило, что в соответствии постановлением Правительства Самарской области N 28 от 18 февраля 2009 года "О ликвидации лицензионной палаты Самарской области" лицензионная палата Самарской области ликвидирована 08 июня 2009 года, в связи с чем возврат денежных средств, перечисленных платежным поручением N 757 от 22 декабря 2008 года в сумме 25 000 рублей, не представляется возможным.
В своем ответе N 7-22/237 от 30 марта 2010 года министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, ссылаясь на постановление правительства Самарской области от 18 февраля 2009 года N 28 "О ликвидации лицензионной палаты Самарской области", отказало в возврате денежных средств в сумме 25 000 рублей.
Кроме того, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области сослалось на то, что в журнале "Вестник государственной регистрации" N 12(217) 622 часть 1 от 01 апреля 2009 года в разделе сообщений о ликвидации юридических лиц было опубликовано сообщение следующего содержания: "622. Лицензионная палата Самарской области (ОГРН 1026300956175, ИНН 63158449060, КПП 631601001, место нахождения: 443100, г.Самара, ул.Невская, 1) уведомляет о том, что 18 февраля 2009 года постановлением Правительства Самарской области (постановление N 28 от 18 февраля 2009 года) принято решение о ликвидации Самарской области. Требования кредиторов могут быть заявлены лицензионной палате в течение 2-х месяцев с момента публикации по адресу: 443100, г.Самара, ул.Невская, 1, тел. 3371900". Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области ссылается на то, что в указанный период претензии о возврате какой-либо суммы от общества не направлялось, ликвидация лицензионной палаты Самарской области осуществлена в соответствии с п.1 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, в связи с чем министерство не является правопреемником лицензионной палаты Самарской области.
В силу п.2 ст.18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N171-ФЗ) осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Согласно п.10 ст.18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со ст.7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.3 ст.3 Закона Самарской области от 09 февраля 2006 года N 2-ГД "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Самарской области" лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, производства, хранения и поставок спиртосодержащей непищевой продукции, произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей техническим регламентам, а также получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции на территории Самарской области, осуществлялась на момент уплаты спорного лицензионного сбора лицензионной палатой Самарской области.
Согласно ст.6 Закона Самарской области от 09 февраля 2006 года N 2-ГД "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Самарской области" в редакции, действовавшей на момент уплаты лицензионного сбора обществом и подачи им заявления о его возврате, сбор за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции был установлен в размере 25 000 рублей. Закон устанавливал, что сбор за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается организацией, подающей заявление в лицензирующий орган о выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. При этом сбор за выдачу лицензии подлежал уплате до подачи в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии.
Статья 6 Закона Самарской области от 09 февраля 2006 года N 2-ГД "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Самарской области" на момент обращения заявителя за возвратом сбора действовала в следующей редакции: "Возврат суммы уплаченного сбора за выдачу лицензии в случаях отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии, отзыва заявления о выдаче лицензии либо отказа лицензирующего органа в продлении срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, и с учетом положений абзаца четвертого настоящей статьи при предъявлении юридическим лицом документа лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии либо документа об отказе в продлении срока действия лицензии, либо копии заявления юридического лица об отзыве заявления о выдаче лицензии с отметками лицензирующего органа, подтверждающими его получение".
Согласно той же статье 6 в редакции Закона Самарской области от 30 апреля 2010 года N 43-ГД, действовавшей на момента подачи заявления ООО "Тамерлан" в суд, возврат суммы уплаченной государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, продление срока действия и переоформление лицензий осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Сторонами не оспаривается, что заявитель не обращался в лицензирующий орган с целью получения лицензии, следовательно, исходя из положений ст.6 Закона Самарской области от 09 февраля 2006 года N 2-ГД лицензионный сбор в размере 25 000 руб. является излишне уплаченным.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно исходил из того, что порядок возврата суммы уплаченного сбора за выдачу лицензии определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п.14 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации правила, установленные названной статьей, распространяются на отношения по возврату излишне уплаченных сумм сбора.
Согласно п.7 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя за возвратом сбора) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению плательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 года N 28 "О ликвидации лицензионной палаты Самарской области" указанный лицензирующий орган на момент обращения общества с заявлением о возврате лицензионного сбора была ликвидирована.
Во исполнение постановления правительства Самарской области от 18 февраля 2009 года N 28 функции лицензионной палаты Самарской области в части лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, производства, хранения и поставок спиртосодержащей непищевой продукции, произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей техническим регламентам, а также получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции на территории Самарской области, переданы министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 года N 28 руководителям органов исполнительной власти Самарской области, указанных в пункте 2 настоящего постановления, в десятидневный срок со дня принятия настоящего постановления предписано обеспечить решение организационных, материально-технических, кадровых и иных вопросов, связанных с реализацией настоящего постановления.
Постановлением правительства Самарской области от 18 февраля 2009 года N 29 "О реорганизации департамента развития предпринимательства Самарской области и внесении изменений в Положение о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, утвержденное постановлением правительства Самарской области от 20 июня 2007 года N 83" на министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области возложены полномочия органа исполнительной власти Самарской области, осуществляющего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, производства, хранения и поставок спиртосодержащей непищевой продукции, произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей техническим регламентам, а также получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции на территории Самарской области.
Требования заявителя связаны с бюджетными правоотношениями и предъявлены к министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области не как правопреемнику прав и обязанностей в смысле, придаваемом 61 ГК РФ, а как администратору платежей, поступающих за выдачу соответствующих лицензий.
До ликвидации лицензионной платы Самарской области данный орган являлся главным администратором в отношении сборов за выдачу органами государственной власти субъектов РФ лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в соответствии с Законом Самарской области от 29 ноября 2007 года N 134-ГД "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Согласно Перечню главных администраторов доходов областного бюджета (приложение 1 к Закону Самарской области от 29 ноября 2007 года N 134-ГД "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"") главным администратором в отношении сборов за выдачу органами государственной власти субъектов РФ лицензий на розничную продажу алкогольной продукции являлась лицензионная палата Самарской области.
Исходя из положений Перечня главных администраторов доходов областного бюджета (приложение 1 к Закону Самарской области от 27 ноября 2008 года N 131-ГД "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" главным администратором в отношении сборов за выдачу органами государственной власти субъектов РФ лицензий на розничную продажу алкогольной продукции является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
В силу п.2 ст.160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.
Суд первой инстанции пришёл правомерному выводу о том, что изменение органа, администрирующего поступления лицензионного сбора, не может служить препятствием для возврата сбора за выдачу органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в сумме 25 000 рублей на расчетный счет организации.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.
Согласно ст.57 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции применительно к спорным правоотношениям) неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.
Таким образом, денежные средства в виде лицензионного сбора в полном объеме поступают в бюджет Самарской области.
В соответствии с постановлением правительства Самарской области от 21 ноября 2008 года N 447 "Об утверждении Положения о министерстве управления финансами Самарской области" (далее - Положение) министерство управления финансами Самарской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, обеспечивающим проведение в пределах своих полномочий финансовой, бюджетной и налоговой политики Самарской области и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Самарской области. Министерство является финансовым органом Самарской области; органом, исполняющим областной бюджет.
В силу пункта 2.1 Положения в ведении министерства находятся: взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, юридическими лицами и гражданами по вопросам реализации на территории Самарской области финансовой, бюджетной и налоговой политики Самарской области.
При этом согласно пункту 2.2 Положения в рамках закрепленных предметов ведения министерство наделяется следующими полномочиями: 1) непосредственно составляет проект областного бюджета; 2) организует исполнение областного бюджета; 3) составляет сводную бюджетную роспись областного бюджета и доводит утвержденные показатели сводной бюджетной росписи областного бюджета до главных распорядителей средств областного бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета; 5) утверждает и доводит до главных распорядителей средств областного бюджета лимиты бюджетных обязательств; 6) утверждает и доводит до главных распорядителей средств областного бюджета предельные объемы финансирования; открывает и ведет лицевые счета для учета операций по исполнению областного бюджета; 8) осуществляет учет и контролирует правильность принятия бюджетных обязательств Самарской области получателями средств областного бюджета; 9) санкционирует оплату денежных обязательств получателей средств областного бюджета; 10) организует и ведет учет исполнения областного бюджета; 22) организует работу по распределению и использованию средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет; 25) осуществляет в пределах своих полномочий контроль за использованием средств областного бюджета; 34) выступает от имени казны Самарской области в установленных законом случаях в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами; 37) осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета, главного администратора доходов областного бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита областного бюджета, если иное не предусмотрено законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период; 39) выступает от имени Самарской области в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в рамках компетенции, установленной настоящим Положением, федеральным и областным законодательством.
При этом в силу п.1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими полномочиями в области бюджетных отношений: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 10) обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении; 11) организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; 12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; 12.1) несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
Таким образом, министерство управления финансами Самарской области как орган, осуществляющий полномочия главного распорядителя средств областного бюджета и министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области как главный администратор в отношении сборов за выдачу органами государственной власти субъектов РФ лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, обязаны возвратить излишне уплаченную ООО "Тамерлан" сумму сбора за выдачу органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в размере 25 000 руб. из средств областного бюджета.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае общество не направляло заявления о выдаче лицензии, в связи с чем отсутствовали предусмотренные законом основания для возврата сбора (отзыв заявления о выдаче лицензии), не принимаются, поскольку в данном случае лицензионный сбор подлежал возврату как излишне уплаченный в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не проверил наличие оснований для производства зачета сумм излишне уплаченного лицензионного сбора, не могут быть приняты. В силу п.1 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Материалами дела не подтверждается наличие у общества задолженности по уплате лицензионных сборов: факт неподачи обществом заявления о получении лицензии никем из лиц, участвующих в деле, никем не оспаривается.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что судом смешаны понятия госпошлины и лицензионного сбора несостоятельны. Суд первой инстанции обоснованно сослался на положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя за возвратом излишне уплаченного сбора) в той части, в какой положения данной статьи регулируют порядок возврата излишне уплаченного сбора (в частности, наличие у заявителя права на обращение с заявлением в течение трех лет). На применение законодательства о налогах и сборах в части определения порядка возврата лицензионных сборов указано в областном законодательстве. При этом допущенная судом опечатка (вместо пункта 14 статьи 78 ошибочно указан пункт 11 исходя из старой редакции статьи 78 НК РФ) не повлияла на законность выводов суда первой инстанции, поскольку данная норма в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации имеется в пункте 14.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 01 октября 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, однако взысканию не подлежат в связи с освобождением государственных органов от её уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ).
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года по делу N А55-10878/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10878/2010
Истец: ООО "Тамерлан"
Ответчик: Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области