Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям от 23 марта 2007 г.
по проекту федерального закона N 384664-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов)", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального" закона N 384664-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов)", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование действующего процессуального законодательства, а также законодательства, регулирующего правовое положение хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, в части, посвященной процедурным вопросам урегулирования так называемых корпоративных споров.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, в Налоговый кодекс Российской Федерации, в Трудовой кодекс Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в Федеральный закон "Об акционерных обществах", в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", в Федеральный закон "О производственных кооперативах", в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
Согласно указанным изменениям предлагается исключительную подсудность всех дел по спорам акционеров (участников иных хозяйственных товариществ и обществ, членов кооперативов и некоммерческих организаций), связанным с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ, включая дела по искам к держателям реестров (регистраторам) акционерных обществ. В соответствии с законопроектом все подобные споры должны рассматриваться арбитражным судом по месту нахождения соответствующего юридического лица.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает, что отдельные положения законопроекта требуют доработки.
Законопроектом вводится понятие "корпоративных споров", при этом, как указывается в пояснительной записке к законопроекту, данное понятие раскрывается через набор двух признаков - субъектный и предметный критерий. Вместе с тем, по мнению Комитета, в целях устранения в последующем неоднозначного толкования норм закона в правоприменительной практике необходимо более подробно определить понятие корпоративных споров.
Законопроектом вносятся изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, согласно которым индивидуальные трудовые споры руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, работников, входящих в контрольные органы (ревизионные комиссии) или осуществляющих функции ревизора, с организацией (работодателем) - коммерческой организацией независимо от организационно-правовой формы либо некоммерческой организацией в форме некоммерческого партнерства, ассоциации, союза, фонда, кредитного потребительского кооператива, негосударственного пенсионного фонда рассматриваются в арбитражном суде. Вместе с тем следует учитывать, что при такой постановке вопроса создается коллизия предлагаемой нормы с иными нормами Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам и судами.
Относительно предлагаемых законопроектом изменений в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Комитет отмечает следующее.
Исходя из положений законопроекта, действующая редакция статьи 26 указанного Федерального закона, в которой содержится понятие и признаки недобросовестной эмиссии, излагается в новой редакции, регулирующей вопросы приостановления эмиссии ценных бумаг, признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся или недействительным. Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что законопроектом не предусмотрено изменений в пункт 3 статьи 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", в соответствии с которым определен перечень действий федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении с учетом необходимости его доработки при подготовке к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении в соответствии с высказанными замечаниями.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.