Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона (далее - законопроект).
Законопроектом предусматривается освобождение от проверки технического состояния при государственном техническом осмотре транспортных средств, которые в течение гарантийного срока эксплуатации прошли в установленном порядке гарантийное обслуживание, а также транспортных средств, прошедших проверку технического состояния у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих сертификат на выполнение указанных работ.
Законопроектом предлагается уточнить содержание понятия "запрещение эксплуатации" транспортных средств, механизм его реализации, наступающие в этой связи последствия, а также условия и порядок прекращения действия запрещения эксплуатации.
Предлагаемые изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) определяют порядок выявления неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, а также устанавливают административную ответственность за управление транспортными средствами с неисправными колесами и шинами.
Заявленная в пояснительной записке цель законопроекта в части освобождения от обязательной проверки технического состояния транспортных средств при проведении государственного технического осмотра не согласуется с его содержанием.
В предлагаемой редакции части 1 статьи 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон) фактически дается понятие государственного технического осмотра транспортных средств, единственной целью которого определяется контроль отсутствия неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. По сути, данная процедура является проверкой технического состояния транспортных средств, понятие которой раскрывается в предлагаемой редакции статьи 18 Федерального закона.
При этом законопроектом не учитывается, что при проведении государственного технического осмотра, как государственной функции, возложенной Законом Российской Федерации "О милиции" и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" на органы внутренних дел (Госавтоинспекцию), решается комплекс следующих задач:
обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации по Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров (от 13 ноября 1997 года);
государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения в части технического состояния зарегистрированных в Госавтоинспекции транспортных средств;
проверка соответствия технического состояния транспортных средств требованиям нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
выявление транспортных средств, находящихся в розыске, имеющих скрытые, измененные, уничтоженные номера узлов и агрегатов, признаков подделки регистрационных документов и знаков, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;
ведение учета технического состояния транспортных средств, предоставляемых в период мобилизации и в военное время;
контроль за выполнением требований законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцами транспортных средств.
Предлагаемая редакция части 2 статьи 17 Федерального закона предполагает освобождение от проверки технического состояния при государственном техническом осмотре транспортных средств, которые в течение гарантийного срока эксплуатации прошли в установленном порядке гарантийное обслуживание. При этом не учитывается, что гарантийные обязательства изготовителей транспортных средств не распространяются на предметы дополнительного оборудования, а также отдельные составные части транспортных средств, в том числе, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения.
Законопроект предусматривает возможность проведения выборочных проверок технического состояния транспортных средств, прошедших техническое обслуживание в организациях, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту. При этом не устанавливаются правовые основания и порядок проведения указанных проверок, которые, как представляется, могут повлечь увеличение количества остановок транспорта в процессе дорожного движения, создать предпосылки для злоупотреблений и коррупции со стороны контролирующих должностных лиц. Проведение выборочных проверок потребует дополнительного оснащения подразделений Госавтоинспекции передвижными техническими комплексами, что не соответствует сделанному в финансово-экономическом обосновании выводу о том, что реализация законопроекта не потребует финансирования из федерального бюджета
Предлагаемой редакцией части 3 статьи 18 Федерального закона предусмотрено, что нормы, правила и процедуры проверки технического состояния транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В то же время, положениями статьи 8 Федерального закона "О техническом регулировании", установлено, что обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих и специальных технических регламентов.
В предлагаемой редакции статьи 19 Федерального закона понятие "эксплуатация транспортных средств" дано неоднозначно, без учета возможности выполнения с использованием транспортных средств различных технологических операций, и фактически отождествляется с понятием "движение". При этом запрещение движения (эксплуатации) транспортных средств не соответствует степени угрозы для безопасности дорожного движения различных видов неисправностей и технически не обосновано, в том числе, в отношении неисправностей колес и шин. Кроме того, законопроектом остался не урегулирован механизм прекращения действия запрещения эксплуатации транспортных средств после устранения выявленных неисправностей.
Так же представляется необоснованным запрещение эксплуатации (т.е. дальнейшего движения) транспортных средств с выявленными неисправностями в случае их представления на государственный технический осмотр.
В целом предлагаемая редакция статьи 19 Федерального закона дублирует отдельные положения Кодекса, Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, а положения, предусмотренные частями 4 и 5 названной статьи, представляются не соответствующими задачам Федерального закона.
Содержащееся в статье 2 законопроекта примечание к части 1 статьи 12.5 Кодекса, не является предметом правового регулирования Кодекса, а содержание пункта 2 статьи 2 законопроекта не представляется возможным оценить ввиду ошибок юридико-технического характера.
Пояснительная записка к законопроекту не содержит расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий реализации положений, предлагаемых законопроектом.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 11 января 2007 г. N 44п-П9 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 337754-4 "О внесении изменений в статьи 17, 18 и 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатом Государственной Думы А.А. Сигуткиным"
Текст письма официально опубликован не был