Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и природопользованию от 15 февраля 2007 г.
на проект федерального закона N 390549-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации 1 февраля 2007 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 390549-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" в части вопросов ведения Комитета и отмечает следующее.
Разработка проекта федерального закона N 390549-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признания утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" вызвана необходимостью создания правовой основы для новой организации бюджетного процесса всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, внедрения современных принципов и методов финансового менеджмента, повышения самостоятельности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что обеспечит повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
Законопроект предусматривает переход всех бюджетов бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных фондов Российской Федерации - формированию бюджетов на трехлетний период.
Законопроект предлагает отказаться от утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом и статьями 18-21 вводит в Бюджетный кодекс нормы, ранее предусматриваемые Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Пунктом 1 части 2 статьи 20 определена группа доходов "налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами", что учитывает все виды доходов, получаемые от использования природных ресурсов, в том числе положения Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ (введение платы за пользование водными объектами), Лесного кодекса Российской Федерации, главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О недрах".
Часть 3 статьи 21 "Классификация расходов бюджетов" в числе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определяет:
1) в пункте 4 "национальная экономика" расходы на:
- топливно-энергетический комплекс;
- воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- водные ресурсы;
- лесное хозяйство;
2) в пункте 6 "охрана окружающей среды" расходы на:
охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
другие вопросы в области охраны окружающей среды.
Следовательно, в предлагаемой бюджетной классификации вопросы охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов учтены в полном объеме.
Законопроектом предложено установить в Бюджетном кодексе нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации отдельных видов доходов, в частности, штрафов за нарушения законодательства Российской Федерации. Предложена новая редакции статьи 46 "Штрафы и иные суммы принудительного изъятия".
В части 1 указанной статьи предусмотрены пункты 4 и 5, определяющие порядок зачисления штрафов за нарушения лесного и водного законодательства. Указанные суммы штрафов за нарушения, установленные на лесных участках и водных объектах, находящихся соответственно в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативу 100 процентов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Закрепление непосредственно в Бюджетном кодексе вышеназванных положений представляется целесообразным, так как это делает статью 46 нормой прямого действия, что позволит избежать ежегодного включения соответствующих положений в законы о федеральном бюджете, упростит законодательную процедуру и правоприменение.
Вместе с тем в предлагаемой законопроектом редакции статьи 46 не учитывается, что в соответствии с Федеральным законом "О животном мире", в который внесены изменения Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", с 1 января 2008 года субъектам Российской Федерации передаются полномочия по охране водных биологических ресурсов во внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных и растений, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
Следовательно, штрафы должны быть распределены между соответствующими бюджетами бюджетной системы в соответствии с законодательством о животном мире и законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Кроме того, суммы конфискаций соответствующих водных биоресурсов и продукции из них, а также суммы возмещения вреда, нанесенного водным биоресурсам, взимаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов, должны зачисляться в соответствующие бюджеты бюджетной системы в порядке, предусмотренном Бюджетном кодексом Российской Федерации.
В связи с изложенным необходимо дополнить часть 1 статьи 46 после пункта 5 новым пунктом, определяющим распределение штрафов за нарушение законодательства о животном мире и законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов между бюджетами бюджетной системы в соответствии с полномочиями Российской Федерации, полномочиями субъектов Российской Федерации, а также полномочиями Российской Федерации, переданными дня их осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичным образом должны зачисляться в бюджеты бюджетной системы суммы конфискаций и суммы возмещения вреда, нанесенного водным биоресурсам.
Изменения, вносимые законопроектом в статьи 51 и 57 Бюджетного кодекса, регулирующие распределение неналоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, к которым относятся плата за использование лесов, плата за пользование водными объектами и плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям, носят уточняющий характер и не изменяют распределение доходов между бюджетами разных уровней.
В соответствии с изложенным Комитет рекомендует принять проект федерального закона N 390549-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признания утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.