Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности от 8 февраля 2007 г. N 108/3
по проекту федерального закона N 314401-4 "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (в части изменения порядка размещения осужденных при отбывании наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы), внесенному депутатом Государственной Думы С.Н. Абельцевым
Комитет Государственной Думы по безопасности, рассмотрев проект федерального pакона N 314401-4 "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (далее - проект), отмечает следующее.
Проектом предусматривается внесение изменений в части вторую и третью статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающих возможность размещения осужденных в ближайших исправительных учреждениях, расположенных на территории другого субъекта Российской Федерации исходя из реальных возможностей уголовно-исполнительной системы, а также возможность содержать иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вместе с осужденными российскими гражданами.
Комитет Государственной Думы по безопасности предлагает при рассмотрении законопроекта во втором чтении исключить слово "ближайшие" из абзаца второго пункта 1 проекта, поскольку в Кодексе отсутствует четкое юридическое понятие этого термина, что может привести к произвольному его толкованию при осуществлении правоприменительной деятельности.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы и Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству считают необоснованным исключение из содержащегося в части третьей статьи 73 Кодекса перечня категорий осужденных, которые должны направляться для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений, иностранных граждан и лиц без гражданства.
По данным ФСИН России во исполнение требования действующей нормы части третьей статьи 73 Кодекса, устанавливающей, что осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства должны направляться для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений, практически в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы определены колонии общего и строгого видов режима для содержания указанных лиц. В этих же колониях содержатся и осужденные - граждане России.
Необходимо отметить, что данное требование Кодекса по традиции перешло из предыдущих редакций аналогичных кодексов республик, входящих в состав бывшего СССР, и было обусловлено закрытостью государственной системы советского периода, а также специфическим составом содержащегося тогда контингента (шпионы, диверсанты и пр.).
В настоящее время в условиях демократизации общества соблюдение такого требования на практике превратилось в формальность. Осужденные - граждане государств так называемых "ближнего" и "дальнего зарубежья" отбывают наказание на всем пространстве России и их численность (около 23,0 тысяч человек) незначительная по сравнению с численностью осужденных россиян, а также разбросанность по территории России не дают возможность создавать специализированные исправительные учреждения для содержания такой категории осужденных в каждом субъекте Российской Федерации. В связи с этим они содержатся в учреждениях, лишь формально определенных для содержания иностранцев, совместно с осужденными гражданами России, которые сегодня составляют подавляющее большинство в данных учреждениях.
Создание же исправительных учреждений, где могли бы отбывать наказание исключительно иностранные граждане, а таких учреждений потребуется 15-20, во-первых повлечет значительные затраты федерального бюджета, а во-вторых нежелательно из-за режимных соображений, поскольку в них неизбежно будут возникать группировки осужденных по национальному признаку, что в результате дестабилизирует криминогенную обстановку в этих учреждениях. Кроме того, в этом случае значительно возрастут затраты на этапирование осужденных - иностранцев по территории России к месту отбывания наказания.
Между тем, как показывает международная практика, ни в одной европейской стране не применяется деление осужденных при их направлении в пенитенциарные учреждения по национальному признаку.
Содержание осужденных иностранцев на общих основаниях ни в коей мере не ущемит их правовое положение, как иностранных граждан. В частности, никто не умаляет их право, предусмотренное частью пятой статьи 12 Кодекса, в отношении ведения переписки и дачи объяснений, обращений и т.д. на родном языке. В необходимых случаях администрация колонии обязана и имеет возможность пригласить переводчика. Содержать же в штате колонии переводчиков совершенно не имеет смысла, поскольку в учреждениях уголовно-исполнительной системы в настоящее время отбывают наказание граждане 58 разноязычных стран.
Осужденные иностранные граждане в настоящее время имеют возможность поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представляющими их интересы.
Кроме того, совместное содержание осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства с осужденными российскими гражданами основано на положениях статьи 8 Кодекса, предусматривающей равенство осужденных перед законом вне зависимости от их гражданства.
Необходимо также отметить, что Государственной Думой 19 января 2007 года принят, а Советом Федерации 23 января 2007 года одобрен Федеральный закон "О признании утратившим силу абзаца шестого пункта 2 части второй статьи 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в соответствии с которым подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства будут содержаться вместе с подозреваемыми и обвиняемыми российскими гражданами.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по безопасности с учетом высказанного замечания поддерживает проект федерального закона N 314401-4 "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.