Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования таможенного администрирования исчисления, уплаты взыскания и возврата таможенных платежей с целью устранения технических ошибок, внутренних несоответствий, устранения правовых пробелов, выявленных в результате мониторинга применения Таможенного кодекса Российской Федерации с 1 января 2004 года, а также для устранения некоторых противоречий с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Предлагаемые изменения затрагивают ряд статей непосредственно раздела III Таможенного кодекса Российской Федерации "Таможенные платежи", а также некоторые статьи, устанавливающие таможенные правила применения отдельных таможенных режимов.
Содержание предлагаемых поправок основано на общепринятых международных правилах в области таможенного дела, в том числе положений международных конвенций и законодательств государств - основных торговых партнеров Российской Федерации.
В статье 149 предлагается устранить правовую неясность в части возможности выпуска товаров без представления разрешительных документов, подтверждающих соблюдение нетарифных и иных ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Действующая формулировка подпункта 2 пункта 1 позволяет трактовать положения законодательства таким образом, что любые разрешительные документы (сертификат, лицензия и т.д.) могут быть представлены после выпуска товаров по желанию декларанта, что создает угрозу злоупотреблений правами недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности. Нетарифные ограничения устанавливаются в целях охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, иных охраняемых законом интересов Российской Федерации, кроме того, лицензия может являться документом, подтверждающим наличие у декларанта тарифной квоты, что непосредственно влияет на размер подлежащих уплате таможенных платежей. По общему правилу разрешительные документы должны представляться непосредственно при декларировании товаров, исключения из этих правил могут применяться исключительно для добросовестных лиц, в случаях, когда риск их несоблюдения минимален.
Редакционное изменение статьи 154 предлагается с целью закрепления на законодательном уровне механизма реализации возможности выпуска товаров до завершения производства по делу об административном правонарушении (определение должностного лица, могущего принять решение о выпуске товаров, сроки рассмотрения заявления декларанта и т.д.). Отсутствие в Таможенном кодексе указанных положений практически привело к тому, что нормы статьи 154 остались декларативными. В результате, как правило, товары, являющиеся предметом административного правонарушения, находятся на складах временного хранения до окончания производства по делу, даже если правонарушение малозначительно, импортер несет излишние издержки по хранению товаров.
В статье 161 предлагается определить предельный уровень обязательств декларанта по уплате таможенных пошлин и налогов в тех случаях, когда условия избранного им таможенного режима должным образом не исполняются.
Дополнение статьи 207 направлено на установление правил исчисления таможенных платежей в случаях, когда к ввозимым продуктам переработки применяются специфические ставки таможенных пошлин. Действующее законодательство таких правил не содержит, что создает правовую неопределенность в части обязанностей декларанта при ввозе товаров после переработки вне таможенной территории.
Изменения статьи 214 предлагаются для уточнения механизма взимания таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статью 278 предлагается дополнить правилами уплаты таможенных платежей в отношении запасных частей и оборудования для временно ввезенных транспортных средств, которые в действующем законодательстве отсутствуют.
Уточнение статьи 312 предлагается с целью более полного описания правил уплаты таможенных пошлин при вывозе товаров трубопроводным транспортом.
В статье 320 предлагается в случаях, если декларирование производится таможенным брокером, установить солидарную ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов таможенного брокера с декларантом, что должно привести к повышению ответственности таможенного брокера. Кроме того предлагается предусмотреть ответственность лица, на которое установлена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов не только в случае их неуплаты, но и при неуплате в установленный срок.
Кроме того, предлагается дополнить статью нормами об исполнении обязанностей по уплате таможенных платежей ликвидируемого юридического лица ликвидационной комиссией, а также урегулировать случаи исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей приемником юридического лица в случае его реорганизации на основании правил, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации для таких случаев.
Статьей 322 Кодекса установлено, что налоговой базой для исчисления таможенных пошлин и налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Это противоречит Налоговому кодексу РФ, поскольку при исчислении акциза в налоговую базу включается также сумма пошлины, а при исчислении НДС в налоговую базу включается также таможенная пошлина и акциз. В настоящее время по данному вопросу ФТС России изданы соответствующие разъяснения. Но, учитывая, что продолжают поступать жалобы в суд, требуется законодательное урегулирование вопроса.
Вместе с тем, рассматриваемую статью необходимо дополнить нормой, устанавливающей, что налоговой базой по акцизам могут являться и другие характеристики (объем подакцизных товаров в натуральном выражении). В связи с этим в статье 322 слова "и (или) их количество" заменить словами "их количество либо иные характеристики. Особенности по определению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и акцизу могут быть установлены законодательством Российской Федерации по налогам и сборам".
В статье 329 предлагается внесение ряда изменений в связи с уточнением таможенных правил. В данной статье предлагается уточнить сроки уплаты таможенных платежей при ввозе товаров, при предварительном декларировании ввозимых товаров, при подаче периодической декларации и выпуске товаров до подачи таможенной декларации.
В части 6 статьи, устанавливающей особенности исчисления сроков уплаты таможенных платежей для различных товаров и в различных случаях, дающей ссылку на нормы Кодекса, добавлена ссылка "и другими федеральными законами", в связи с принятием Федерального закона "Об Особых экономических зонах", Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", предусматривающих ряд особенностей исчисления сроков уплаты таможенных платежей.
В статье 330 предлагается уточнить правила внесения и возврата авансовых платежей, ограничив возможность их внесения исключительно в валюте Российской Федерации с целью упрощения расчета подлежащих уплате сумм таможенных платежей, учета сумм авансовых платежей, а также их возврата.
В статье 331 предлагается ввести правило учета таможенных платежей в валюте Российской Федерации, точно определив день, на который применяется курс валют. Данная поправка вызвана изменяющимися требованиями бюджетного законодательства. Кроме того, предлагается установить предельный период времени, за который таможенный орган может представить подтверждение об уплате таможенных платежей - 3 года.
Статья 337 устанавливает общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Учитывая, что статьей 153 и статьей 323 определены случаи выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов необходимо дополнить иными случаями, предусмотренными Кодексом. Кроме этого, учитывая, что федеральная система таможенных органов является единой, а в отношения, связанные с обеспечением уплаты таможенных платежей, каждый таможенный орган вступает как самостоятельное юридическое лицо, необходимо законом установить право таможенных органов выступать в качестве "единого кредитора".
Статью 338 предлагается технически корреспондировать с соответствующими положениями статьи 153 в части определения размера обеспечения.
В статье 343 условия включения в реестр необходимо дополнить пунктом об отсутствии убытков у кредитных организаций в течение последнего календарного года, поскольку этот показатель является одним из основных при определении финансовой устойчивости банков.
До вступления в силу нового Кодекса в соответствии с положениями предыдущего Таможенного кодекса разрешение на право выступать гарантами перед таможенными органами выдавалось банкам на три года. В настоящее время согласно статье 344 Таможенного кодекса банки включаются в реестр на один год.
Целесообразно увеличить срок нахождения банков и иных кредитных организаций в реестре до 3-5-ти лет, поскольку свидетельство на осуществление деятельности, требующей внесения обеспечения уплаты таможенных платежей выдается на пять лет (владелец склада временного хранения или таможенного склада, таможенный перевозчик).
Изменения статей 348, 350, 351 и 353, а также дополнение Кодекса новой статьей 351-1 предлагаются в целях устранения правовой неопределенности последовательности применяемых таможенными органами мер по принудительному взысканию таможенных платежей, устранения технических неточностей, установления сроков на совершение действий по принудительному взысканию.
В статье 355 предлагается уточнить правила возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, в том числе предусмотрев особенности возврата таможенных платежей в тех случаях, когда за плательщика таможенных платежей их уплачивает иное лицо.
Изменения статьи 357-9 вызваны необходимостью уточнения случаев, когда при перемещении товаров через таможенную границу сборы за таможенное оформление не уплачиваются. Необходимость данных изменений выявлена по результатам анализа правоприменительной практики. В частности, подпункты 3, 14, 22, 23 и 24 пункта 1 статьи предусматривают освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при ввозе либо вывозе товаров с упущением случаев, когда те же самые товары обратно вывозятся или ввозятся, что привело к многочисленным обращениям заинтересованных организаций, и вынуждает Правительство Российской Федерации принимать отдельные акты по освобождению непосредственно при поставках товаров.
Также предлагается расширить перечень случаев освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление теми, когда минимальный размер таможенных сборов явно несоизмерим с приблизительной стоимостью оказываемых услуг таможенными органами при таможенном оформлении мелких поставок (подпункты 12 и 28), а также случаями, когда таможенные сборы за таможенное оформление не взимались таможенными органами до введения в Таможенный кодекс Главы 33 (подпункты 26 и 27).
Новая статья 432-1 призвана устранить правовой пробел в части реализации иностранных товаров в соответствии с гражданским или уголовным законодательством Российской Федерации. Предлагается закрепить правило о том, что любое введение в оборот иностранных товаров, за исключением их конфискации, должно сопровождаться уплатой таможенных и иных пошлин (специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных). Данная норма призвана обеспечить равные условия ценовой конкуренции при обороте иностранных товаров на внутреннем рынке независимо от того, выпускаются ли товары в свободное обращение в соответствии с таможенным законодательством либо реализуются на основании положений гражданского или уголовного законодательства.
Предусмотренные законопроектом меры позволят исправить неточности, допущенные при подготовке Таможенного кодекса Российской Федерации, а также устранить недостатки в сфере урегулирования исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей, выявленные правоприменительной практикой.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Предлагаемые изменения в статью 357-9 в части уточнения случаев, когда при перемещении товаров через таможенную границу РФ сборы за таможенное оформление не уплачиваются, в целом не повлекут потерь федерального бюджета, поскольку освобождение от уплаты сборов в настоящее время в таких случаях регулируется Правительством РФ.
В части взимания таможенных сборов за таможенное оформление товаров, предназначенных для выполнения космических программ и обеспечения функционирования комплекса "Байконур". В соответствии с Соглашением между ГТК России и Таможенным комитетом Министерства финансов Республики Казахстан об упрощенном порядке таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, ввозимых из Российской Федерации на комплекс "Байконур" и вывозимых с комплекса "Байконур" в Российскую Федерацию от 06.07.1998 г. таможенные сборы за таможенное оформление указанных товаров не взимаются. Поэтому введение данной нормы в Таможенный кодекс не скажется на доходной части федерального бюджета.
В связи с предлагаемым освобождением от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление вывезенных из Российской Федерации товаров стоимостью до 5 тыс. рублей ожидается сокращение доходной части федерального бюджета по экспертным оценкам на сумму не более 50 млн. рублей в год. При этом освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление будет способствовать ускорению таможенного оформления данной категории товаров, что позволит таможенным органам сосредоточить контроль на таможенном оформлении товаров риска и товаров прикрытия.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.