Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму от 5 марта 2007 г. N вн 3.8-13/272
по проекту федерального закона N 391230-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности", внесенному Правительством Российской Федерации
Проект федерального закона N 391230-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" внесен Правительством Российской Федерации в целях стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.
Законопроект предусматривает внесение изменений в главы "Налог на добавленную стоимость", "Налог на прибыль организаций" и "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, которыми устанавливаются дополнительные основания освобождения от обложения соответствующими видами налогов, связанные с финансированием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет вместе с тем считает, что законопроект не в полной мере отвечает требованиям Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года в части обеспечения возможности для "серьезного шага к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций". "Точечные" льготы не обеспечат создания такой инновационной среды, "которая поставит производство новых знаний на поток". Предлагаемые Правительством Российской Федерации меры по стимулированию инновационной деятельности должны иметь комплексный, более системный характер.
По мнению Комитета, значительного увеличения объемов фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", и создаваемых для содействия инициативным проектам научных исследований, за счет повышения предельного размера отчислений на формирование таких фондов с 0,5 до 1,5 процента доходов налогоплательщика на практике не произойдет. В настоящее время в реестре отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ведение которого осуществляется Федеральным государственным учреждением "Российский фонд технологического развития", числятся только 6 фондов: 4 - при федеральных министерствах и ведомствах и 2 - при коммерческих организациях. За последние годы отчисления во внебюджетные фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ практически прекратились, что свидетельствует о том, что данная льгота и отсутствие надлежащей подзаконной нормативной правовой базы не стимулируют отчисления налогоплательщиков на развитие инновационной деятельности. Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту на протяжении 2003 - 2005 годов по данным Росстата имеют четкую тенденцию к сокращению: в 2003 г. - 1,28%, в 2004 г. - 1,17%, в 2005 г. - 1,07%. В структуре внутренних затрат на исследования и разработки на долю внебюджетных фондов приходилось в 2004 году 2,5%, в 2005 году уже 1,8%, а доля средств предпринимательского сектора за указанный период сократилась с 21,4% до 20,7% соответственно. Кроме того, необходимо отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 281 ведение реестра отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ возложено на Федеральное агентство по науке и инновациям.
В части увеличения объемов фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ представляется недостаточным увеличение предельного размера отчислений на формирование указанных фондов лишь до 1,5 процентов доходов налогоплательщика.
Законопроектом устанавливается, что перечень научных фондов, из которых средства, полученные в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определяется Правительством Российской Федерации. Отсутствие в настоящее время четких подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам образования и использования внебюджетных фондов коммерческих организаций не способствует их образованию. В частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года N 1156 утвержден Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок (далее - Порядок). Согласно Порядку внебюджетные фонды коммерческих организаций создаются по согласованию с Министерством науки и технологий Российской Федерации, которое осуществляет регистрацию и учет этих внебюджетных фондов. Порядок регистрации и учета указанных внебюджетных фондов устанавливается Министерством науки и технологий Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации в соответствии с договором с Министерством науки и технологий Российской Федерации должны ежеквартально перечислять в Российский фонд технологического развития 25 процентов средств, поступающих в их внебюджетные фонды. Порядок содержит и другие нормы, которые сдерживают образование коммерческих фондов поддержки научной и научно-технической деятельности. В связи с этим в законопроекте целесообразно предусмотреть полный перечень требований для применения налоговых льгот иными фондами поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, исключив соответственно положение об определении Правительством Российской Федерации перечня таких фондов. Кроме того, в целях комплексного решения проблемы стимулирования инновационной деятельности ко второму чтению возможно включение в законопроект и положений, вносящих изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части стимулирования образования и развития научных фондов коммерческих организаций с соответствующим уточнением наименования законопроекта.
Требует уточнения положение законопроекта о возможности применения к основной норме амортизации специального коэффициента - не выше 2 - в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. По мнению Комитета, целесообразно рассмотреть предоставление такой возможности и для осуществления научной деятельности, с учетом ее важности для инновационного развития экономики и при которой также создаются наработки, имеющие перспективу для прикладного использования (в области биотехнологии и микробиологии, производства фармацевтических препаратов и др.). Целесообразно также рассмотреть вопрос об увеличении специального коэффициент до 3.
В части определения перечня видов деятельности, включаемых в состав научно-технических и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость, целесообразно во избежание сложностей в правоприменении уточнить такие виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Кроме того, использование таких неопределенных понятий, как "новая продукция", "характерные принципиальные особенности" могут привести к возникновению на практике препятствий субъективного характера.
Целесообразно, по мнению Комитета, в целом унифицировать в Налоговом кодексе Российской Федерации терминологию по вопросам инновационной деятельности. В частности, в подпункте 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса говорится о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций. В то же время в абзаце двенадцатом подпункта 14 пункта 1 статьи 251 говорится о средствах, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". В главе "Налог на добавленную стоимость" использовано понятие "научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы", в главе "Налог на прибыль организаций" - "научно-техническая деятельность", в главе "Упрощенная система налогообложения" - "научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки".
Комитет также считает возможным отметить, что при рассмотрении вопросов формирования благоприятных условий для развития инновационной деятельности следует в первоочередном порядке рассмотреть вопрос о законодательном решении в целом проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Изучение опыта стран, для которых инновационная экономика является состоявшимся фактом, показывает, что, несмотря на сохраняющееся доминирование крупных компаний, основным источником инновационной активности являются малые предприятия, действующие в условиях жесткой конкуренции. Объем научно-исследовательских разработок крупных предприятий по отношению к численности персонала не превышает аналогичный показатель малых предприятий, притом, что малые предприятия выдают больше патентов и инноваций в расчете на единицу расходов, чем крупные. По сравнению с крупными компаниями с численностью занятых более 10 тыс. человек, малые фирмы, в которых работают десятки или, много реже, сотни служащих, внедряют в 17 раз больше нововведений на единицу затрат. В США, согласно экспертным оценкам, малые предприятия дали от 40 до 46% всех крупных научно-технических нововведений, освоенных американской промышленностью. При этом на их долю приходится около 4% общих расходов промышленности на НИОКР.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 391230-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.