Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 декабря 2006 г. N вн. 2.2-1/4731
по проекту федерального закона N 357119-4 "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установлению административной ответственности за нарушение ограничений розничной продажи табачных изделий, за розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет) (внесенному депутатами Государственной Думы А.Е. Лебедевым, А.А. Самошиным)
(1 чтение)
По проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщаем следующее.
1. Проектом предлагается дополнить статью 14.16 Кодекса новыми частями, предусматривающими административную ответственность за нарушение ограничений розничной продажи, а также розничную продажу табачных изделий, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, лицам, не достигшим 18 лет.
Как представляется, административная ответственность за указанные противоправные действия вводится для более полной реализации положений базовых законов - Федерального закона "Об ограничении курения табака", Федерального закон# "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". При этом обращаем внимание, что Федеральный закон "Об ограничении курения табака" определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения (преамбула Федерального закона), а Федеральный закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", устанавливает ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних (преамбула Федерального закона). Как представляется, сказанное в равной степени может быть отнесено и к проектируемым нормам в части административной ответственности за розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лицам, не достигшим 18 лет, поскольку цель введения ответственности та же.
С учетом сказанного проектируемые составы более правильно было бы включить а# главу 6 Кодекса, в которой содержатся административные правонарушения, посягающие на здоровье населения.
При этом обращаем внимание, что в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 287353-4, предусматривающий административную ответственность за аналогичные правонарушения в части нарушений розничной продажи табачных изделий.
2. По проекту имеются и иные основные замечания.
Например, розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет, также может считаться ограничением розничной продажи табачных изделий, что делает необходимым включение в новую часть 5, как более общей по своему характеру (в части продажи табачных изделий) соответствующей оговорки.
Также, учитывая порядок производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, определенный Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в частности, статьи 1, 10.1, 11), согласно которому в правоотношениях, регулируемых данным Федеральным законом, участвуют юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также пункта 2 статьи 16 данного Федерального закона, в котором предусматривается запрет на продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, в новой части 6 ответственность, по всей видимости, может предусматриваться только за розничную продажу лицам, не достигшим 18 лет, алкогольной продукции.
Кроме того, нуждается в уточнении последний абзац статьи 1 проекта. В данном абзаце отдельным составом предусматривается административная ответственность за повторное совершение административных правонарушений, за которые виновные лица уже привлекались к ответственности. Однако концептуальные положения статьи 4.3 Кодекса признают повторность обстоятельством, отягчающим административную ответственность, что подразумевает возможность применения более строгого наказания в пределах санкции одной конкретной статьи или части. По указанной причине полагаем включение в Кодекс дополнительного состава административных правонарушений, предусматривающего ответственность за совершение повторных правонарушений, не согласующимся с концепцией Кодекса.
Кроме того, данный абзац необходимо определить как структурную единицу статьи 14.16.
3. Проект также нуждается в тщательной юридико-технической правке.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.