В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается, в частности, исключить указание на характер деятельности некоммерческой организации из числа требований к наименованию некоммерческой организации, предусмотренных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон).
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименования некоммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. К тому же в пояснительной записке отсутствует обоснование необходимости такой новации.
Проектом федерального закона также предусматривается введение двух типов членства в некоммерческой организации: действительного и ассоциированного. Предложенное законопроектом разграничение типов членства в некоммерческой организации сформулировано юридически нечетко. Кроме того, не ясно, кто именно будет непосредственно осуществлять такое разграничение членов некоммерческих организаций.
В этой связи следует также учитывать решения Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал на то, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразного понимания, создает возможность злоупотребления исполнительной властью своими полномочиями, порождает противоречивую правоприменительную практику (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 7-П).
Законопроектом предлагается дополнить статью 15 Федерального закона новой нормой, обязывающей некоммерческую организацию инициировать процедуру принудительного прекращения деятельности данной организации. Вместе с тем не определены процедура возбуждения органом, осуществляющим государственную регистрацию некоммерческой организации, производства по принудительному прекращению деятельности некоммерческой организации, равно как и порядок и последствия ее проведения.
В то же время в пункте 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации дается исчерпывающий перечень случаев, в которых может быть ликвидировано юридическое лицо.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 указанной статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в единый государственный реестр юридических лиц вносятся в том числе сведения о способе прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа). К тому же положения законопроекта, касающиеся прекращения деятельности некоммерческой организации, не относятся к предмету правового регулирования статьи 15 Федерального закона.
Законопроектом предлагается также дополнить статью 29 Федерального закона новым пунктом 4.2, устанавливающим, что заседание высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно принимать решения по вопросам, которые были оглашены при его созыве, если уставом не предусмотрено иное. Вместе с тем Федеральный закон, а также рассматриваемый законопроект не содержат положений, предусматривающих при созыве высшего органа управления обязательного оглашения вопросов, для решения которых он собирается. Кроме того, необходимо учитывать, что в пункте 3 статьи 29 Федерального закона дается перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией. При этом согласно пункту 4 статьи 29 Федерального закона общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 23 августа 2006 г. N 3102п-П44 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 310136-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", внесенный Московской городской Думой"
Текст письма официально опубликован не был