г. Томск |
Дело N 07АП-921/11 |
14 марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудряшевой А.Ю.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Лаптевой Е.В. по доверенности от 12.01.2011 года (сроком до 31.12.2011 года),
от заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области - без участия;
от третьего лица: Намаконовой Е.Г. по доверенности от 09.09.2010 года (сроком до 20.06.2011 года),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 02.12.2010 года по делу N А27-11523/2010 (судья Титаева Е.В.)
по заявлению Администрации города Кемерово
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
третье лицо: Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (ОГРН 1024200678260, ИНН/КПП 4200000333/222401001)
о признании незаконными решения и акта,
УСТАНОВИЛ
Администрация города Кемерово (далее по тексту - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) о признании незаконными решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее по тексту - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области) от 14.01.2010 N 4200/000/10-1373 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:454 и акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:454 от 16.02.2010 года, составленного ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области и утвержденного Управлением Росреестра по Кемеровской области (далее по тексту - Управление), а также обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенные с учетом 13 вида разрешенного использования (291 623 922 рубля 30 копеек, удельный показатель 562 рубля 68 копеек за кв.м) и внесении предыдущих сведений о кадастровой стоимости участка, определенных ранее по 9 виду разрешенного использования (2 671 514 157 рублей 49 копеек, удельный показатель 5 154 рубля 61 копейка) (дело N А27-11523/2010).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.12.2010 года в удовлетворении заявленных Администрацией города Кемерово требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация города Кемерово обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить по основаниям неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Доводы жалобы мотивированы нарушением статьи 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре), пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ), такой вид разрешенного использования как "земельные участки, необходимые для эксплуатации зданий, строений, сооружений энергетики" не предусмотрен градостроительным регламентом территориальной зоны; внесением сведений о виде разрешенного использования при отсутствии документа, подтверждающего соблюдение требований технических регламентов; нарушением прав заявителя, наделенного полномочиями устанавливать перечень видов разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны, а также в части исполнения обязанности по исполнению бюджета, поскольку доход местного бюджета формируется за счет средств земельного налога.
Подробно доводы Администрации города Кемерово изложены в апелляционной жалобе.
Управление Росреестра по Кемеровской области в отзыве (поступил в суд 17.02.2011 года) указывает на принятие решения о кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 14.01.2010 N 4200/000/10-1373 без учета пункта 9 части 1 статьи 22 Закона о кадастре.
Письменный отзыв ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлен.
Представитель третьего лица - ОАО "Кузбассэнерго" в отзыве (поступил в суд 02.03.2011 года) возражает против доводов апелляционной жалобы по изложенным в нем основаниям, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кемерово - без удовлетворения.
Представители Администрации города Кемерово, третьего лица в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Представители Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.12.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501006:454, расположенный по адресу: г. Кемерово, Центральный район, ул. Станционная, 17, является собственностью ОАО "Кузбассэнерго", используется для размещения промышленной площадки Кемеровской ГРЭС.
Участок является ранее учтенным, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр земель 26.11.2005 года на основании оценочных описей земельных участков, в соответствии с объемом, содержащихся в них сведений, согласно пункту 2.3. "Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки ", утвержденного Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119.
Земельный участок оценен на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, разработанных в соответствии с Правилами проведения государственной оценки земель при проведении массовой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, по функциональному виду использования земельного участка, содержащемуся в базе данных АИС ГКН - "под промышленными объектами (промплощадка)" по группе 9-го вида разрешенного использования земель населенных пунктов (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 2 671 514 157 рублей 49 копеек, удельный показатель 5 154 рубля 61 копейка за кв.м. внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
Вместе с тем, следуя материалам дела, по договору купли-продажи от 04.12.2002 N 86 земельный участок по адресу: г. Кемерово, Центральный район, ул. Станционная,17 приобретен ОАО "Кузбассэнерго" для использования под сооружениями энергосистем (том 2, лист дела 29).
В соответствии с выпиской из государственного земельного кадастра от 14.11.2002 N 1-1217 разрешенное использование земельного участка - "земли под сооружениями энергосистем" (том 2, лист дела 20). Указанное разрешенное использование в целях определения кадастровой стоимости соответствует 13-му виду разрешенного использования в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 года (в редакции от 14.08.2008 года) "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в последующем при отсутствии правовых оснований, заявления собственника об изменении вида разрешенного использования, решения Росреестра об изменении вида разрешенного использования, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:454 изменено на "другие промышленные объекты (промплощадка)", что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 26.02.2009 N 4200/001/09-39802 (том 2 лист дела 19).
16.12.2009 года ОАО "Кузбассэнерго" в порядке статей 8, 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), статьи 22 Закона о кадастре обратилось в Кадастровую палату с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре недвижимости, с указанием вида разрешенного использования, соответствующего фактическому использованию земельного участка, предусмотренного статьей 40 Правил землепользования и застройки на территории г. Кемерово - "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры".
Поскольку для осуществления кадастрового учета Обществом к заявлению от 16.12.2009 года были представлены все необходимые документы: заявление об учете изменений, с приложением доверенности, утверждающей полномочия представителя; свидетельства о государственной регистрации права (отдельно по каждому земельному участку), подтверждающие право собственности юридического лица на земельный участок; отдельные копии правил землепользования и застройки г. Кемерово по конкретной территориальной зоне; отдельная копия типового перечня видов разрешение использования (13 вид использования) Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пункт, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, Управлением Росреестра принято решение от 14.01.2010 N 4200/000/10-1373 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:454.
В результате изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:0454 определена его кадастровая стоимость в соответствии с Методическими yкaзaниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в соответствии с соотносимым кадастровым кварталом и на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель 13-го вида разрешенного использования, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519.
Полагая решение от 14.01.2010 N 4200/000/10-1373 и акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:454 от 16.02.2010 года незаконными, принятые с нарушением установленного порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка, нарушающими права Администрации города Кемерово в части недополучения земельного налога уменьшением кадастровой стоимости земельного участка, в сфере мониторинга землепользования, Администрация города Кемерово обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, Арбитражный суд Кемеровской области обоснованно исходил из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые его осуществили.
В соответствии со статьей 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании как уникальной характеристике земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
На основании пунктов 2, 3 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В части 4 статьи 37 ГрК РФ предусмотрен самостоятельный выбор правообладателем земельного участка основного и вспомогательного вида разрешенного использования.
На основании пункта 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 85 ЗК РФ собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы могут использовать земельный участок в соответствии с любым соответствующим данной территориальной зоне видом разрешенного использования.
Пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, также установлено, что в Реестре объектов недвижимости могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
В соответствии с подпунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений в пределах одной группы его кадастровая стоимость не изменяется.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с частью 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Закона о кадастре предусмотрено осуществление кадастрового учета и ведение государственного кадастра недвижимости федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 указанного Закона установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре).
Исходя из указанной нормы и имеющихся материалов дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у органа кадастрового учета предусмотренных статьей 27 Закона о кадастре оснований для отказа в осуществлении государственного учета, требования Закона о кадастре соблюдены.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденными Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75, земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501006:454 находится в территориальной зоне П1 "Производственная зона предприятий 1-2 класса вредности, подлежащих реконструкции для снижения уровня загрязнения окружающей среды", основные виды разрешенного использования недвижимости, расположенной в указанной территориальной зоне определены градостроительным регламентом.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ и пункта 4 статьи 37 ГрК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем земельного участка самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Информация об основных и вспомогательных видах разрешенного использования земельных участков правообладателями вносится в кадастровый план.
Оценив исследованные в судебном заседания доказательства в порядке, предусмотренном нормами статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области при принятии решения от 14.01.2010 N 4200/000/10-1373 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:454 и составлении акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:454 от 16.02.2010 года, утвержденного Управлением Росреестра по Кемеровской области.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами Арбитражного суда Кемеровской области об отсутствии нарушений прав заявителя, в том числе и в сфере налоговых правонарушений и мониторинга землепользования, оспариваемыми решением от 14.01.2010 и актом от 16.02.2010 года, поскольку фактический вид разрешенного использования земельного участка не менялся, на указанном участке находилась и находится в настоящее время Промплощадка Кемеровской ГРЭС, реконструкция или модернизация данного объекта не производилась, принятые органом государственного кадастра оспариваемые акты не повлияли на зонирование территории г. Кемерово и охраняемые посредством установления правил зонирования права и интересы; функции администратора поступления земельного налога с соответствующими контрольными функциями и правами осуществляет налоговый орган; права Администрации города Кемерово на проведение мероприятий в рамках муниципального земельного контроля никем не ограничены, в связи с чем доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные.
Доводы апеллянта не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Администрация города Кемерово освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.12.2010 года по делу N А27-11523/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11523/2010
Истец: Администрация города Кемерово
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области
Третье лицо: Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-11523/10
22.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13900/11
28.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3135/11
14.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-921/11