г. Томск |
Дело N 07АП-1772/11 |
25 марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2011 г..
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2011 г..
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А. В.,
судей: Ждановой Л. И., Хайкиной С. Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной А. Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Мамайсур Н. А., дов. от 06.09.2010 г..,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области: без участия,
от Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля": без участия, без участия,
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области: без участия,
от общества с ограниченной ответственностью "Автоагрегат-Два": без участия,
от общества с ограниченной ответственностью "Алтея": без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.01.2011 г..
по делу N А27-12835/2010
по заявлению ООО "Интера"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Автоагрегат-Два", общество с ограниченной ответственностью "Алтея"
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.01.2011 г.. заявление Общества с ограниченной ответственностью "Интера", г. Кемерово удовлетворено.
Признан недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка общей площадью 41506,72 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Новгородская, 1, с кадастровым номером 42:24:0101016:78 в размере 218 406 700, 37 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости - 5 261, 96 руб. за кв.м), проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва.
Признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово (правопредшественник Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово) по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик (конкретных значений) удельного показателя кадастровой стоимости за один квадратный метр и общей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 в размере 218 406 700, 37 руб. и 5 261, 96 руб. за кв. м, соответственно.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г. Кемерово обязано устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя путем исключения из государственного кадастра недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78.
Взысканы с Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Интера", г. Кемерово судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Взысканы с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Интера", г. Кемерово судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Возвращена Обществу с ограниченной ответственностью "Интера", г. Кемерово из средств федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.01.2011 г.. и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
Апеллянт указывает на неправильное применение судом норм материального права; несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела; акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая может быть оспорена лишь при оспаривании самого акта, утверждающего кадастровую стоимость. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"") обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.01.2011 г.. и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на следующие обстоятельства.
ФГУП "ФКЦ "Земля"" полагает, что при принятии оспариваемого решения арбитражный суд первой инстанции не установил надлежащим образом права и обязанности лиц, участвующих в деле, а именно, обязанности ФГУП "ФКЦ "Земля"" перед заявителем. В решении не указано какие нормативно правовые акты следовало применить при рассмотрении данного дела. Также ФГУП "ФКЦ "Земля"" не соглашается с решением арбитражного суда первой инстанции относительно взыскания с него государственной пошлины. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала отзыв.
Представители заинтересованных лиц и третьих лиц в судебное заседание не явились, при надлежащем извещении.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, поступивших отзывов на нее, определив рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьих лиц, апелляционный суд находит апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению, а решение арбитражного суда - отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Интера" является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 42:24:0101016:78 по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Новгородская, 1.
Согласно кадастровой выписке и кадастрового паспорта от 02.04.2010 N 4200/001/10-115615 кадастровая стоимость данного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 составляет 218 406 700,37 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 5 261,96 руб. за кв.м.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка установлена незаконно, так как при ее определении не была соблюдена процедура определения кадастровой стоимости земель, в том числе - не принята во внимание рыночная стоимость земельного участка, ООО "Интера" заключило договор с оценочной организацией - Кузбасской Торгово-промышленной палатой для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Новгородская,1. Согласно отчету названной организации, рыночная стоимость участка составляет 25 860 000 руб.
В связи со значительностью размера кадастровой стоимости названного участка относительно его рыночной стоимости, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Требование заявителя мотивированы нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришел к выводу об определении кадастровой стоимости земельного участка не в соответствии с действующим законодательством.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007г. N 215 (далее Административный регламент) предусматривает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При этом порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации и утвержденных Приказом от 15.02.2007 года N 39 (далее по тексту - Методические указания) во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и осуществляется на основе построения статистических моделей.
Исходя из анализа пунктов 1.3., 1.4. , 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 Методических указаний, предусматривающих критерии расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель в составе земель населенных пунктов, сведений о факторах и их значении для группировки земельных участков на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа рыночной информации земельных участков в разрезе факторов стоимости, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что общество фактически оспаривает результаты отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, подготовленном ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнитель) во исполнение заключенного Государственного контракта N 140 от 29.06.2007г. с Управлением Роснедвижимости (заказчик).
В силу статьи 12 Федерального Закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце 4 пункта 1 Информационного Письма от 30.05.2005г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска, возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области; средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам", N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки указанного земельного участка может быть рассмотрен только в рамах дела об оспаривании данного постановления.
Как видно из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 в размере 218 406 700 руб. определена Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, исходя из среднего уровня удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 5 261, 96 руб. Значение кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка в размере 218 406 700 руб. получено в результате умножения площади земельного участка на значение удельного показателя кадастровой стоимости.
В материалы дела представлен протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11 ноября 2008 года, в котором указано на соответствие отчета условиям технического задания.
В связи с чем, Управление Росреестра исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
В силу указанного, действия по внесению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель.
Выводы суда первой инстанций о незаконности действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка нельзя признать правильными, поскольку данные выводы сделаны без учета проведения государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 с последующим ее утверждением органом исполнительной власти.
Доказательств того, что предварительная оценка отчета проведена с нарушением установленного порядка и повлияла на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, заявителем не представлено.
Отчет независимого оценщика Кузбасской Торгово-промышленной палаты N 7/98, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 составляет 25 860 000 руб., не может являться таким доказательством, поскольку цель и назначение отчета определение рыночной стоимости права собственности, а не в целях определения кадастровой стоимости.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельных участков общества и необоснованно признал незаконными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требование заявителя в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствует избранному способу защиты нарушенного права, так как действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов общества, заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, у арбитражного суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных ООО "Интера" требований. Решение арбитражного суда Кемеровской области от 11.01.2011 подлежит отмене, как основанное на выводах, несоответствующих обстоятельствам дела.
В то же время указанное решение не подлежит отмене в части возврата ООО "Интера" из средств федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 января 2011 года по делу N А27-12835/2010 отменить в части удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Интера". Принять в данной части новый судебный акт.Отказать в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Интера".
В части возврата ООО "Интера" из средств федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 руб. решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 января 2011 года по делу N А27-12835/2010 - оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Солодилов А. В. |
Судьи |
Жданова Л. И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12835/2010
Истец: ООО "Интера"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, ФГУП " Федеральный кадастровый центр "ЗЕМЛЯ"
Третье лицо: ООО "Автоагрегат-Два", ООО "Алтея", Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1772/11
19.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3410/11
25.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1772/11
11.01.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12835/10