г. Пермь
14 сентября 2010 г. |
Дело N А50-8444/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И. В.
судей Полевщиковой С.Н., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя ФГОУ СПО "Кудымкарский лесотехнический техникум" - Харина Л.А., паспорт 4801 044107, доверенность от 13.09.2010 г.. N 316;
от заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае - Левашина С.Ф., паспорт 4804 139456, доверенность от 11.01.2010 г.. N 56-01-26/6;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
ФГОУ СПО "Кудымкарский лесотехнический техникум"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 мая 2010 года
по делу N А50-8444/2010,
принятое судьей Кетовой А.В.,
по заявлению ФГОУ СПО "Кудымкарский лесотехнический техникум"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае
о признании незаконным предписания в части,
установил:
ФГОУ СПО "Кудымкарский лесотехнический техникум", уточнив заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным п.п. 1,4 раздела Й.Й и п.1 раздела Й.ЙЙ "Предписания по устранению выявленных нарушений" N 4 от 29.03.2010 г.., вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.05.2010 г.. заявленные требования удовлетворены в части: признан незаконным п.4 раздела Й.ЙЙ предписания N 4 от 29.03.2010 г.., вынесенного в отношении ФГОУ СПО "Кудымкарский лесотехникум" Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае в части указания размера переплаты свыше 1 268,5руб., а также п.1 раздела Й.ЙЙ предписания в части указания излишней выплаты в сумме сверх 8 148,15 руб., как несоответствующие ТК РФ. На Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Пермскому краю возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом в части, ФГОУ СПО "Кудымкарский лесотехнический техникум" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным п. 1 раздела Й.Й предписания и признать данный пункт предписания незаконным. Заявитель жалобы указывает, что спорные денежные средства в сумме 141 787 руб., погашение дебиторской задолженности прошлых лет, перечислены напрямую в отделение казначейства, зачислены на лицевой счет техникума. Таким образом, распоряжаться денежными средствами техникум не может, это прерогатива казначейства.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае в период с 05 февраля 2010 года по 22 марта 2010 года была проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФГОУ СПО "Кудымкарский лесотехнический техникум" за период с 01.01.2008г. по 31.12.2009 г.., по результатам которой составлен акт от 22.03.2010 г.. (л.д. 17-39).
На основании данного акта руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае вынесено предписание по устранению выявленных нарушений N 4 от 29.03.2010 г.. (л.д. 11-16).
Данным предписанием ФГОУ СПО "Кудымкарский лесотехнический техникум" предложено в срок до 29.04.2010 г.. восстановить в доход федерального бюджета средства в размере 141 787 руб., поступившие на счет техникума в 2009 г.. в порядке погашения дебиторской задолженности 2008 г., восстановить в доход федерального бюджета переплату заработной платы по причине начисления не за фактически отработанное время в сумме 1 873,22 руб., переплату заработной платы за декабрь 2008 г. по причине начисления на в соответствии с новой системой оплаты труда, введенной в действие в 01.12.2008г., переплату заработной платы за январь 2009 г.. по причине начисления ее не в соответствии с табелей учета рабочего времени, переплату отпускных сумм по причине неправильного определения количества календарных дней при неполном отработанном месяце, восстановить в доход федерального бюджета сумму 9 629,66 руб. и 2 461,68, произведенную в списание ГСМ без учета норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, 190 руб. и 90 руб. оплаты расходов по добровольному страхованию на транспорте при служебных командировках работников, 34,09 руб. и 739 руб. задолженности по подотчетной сумме, числящейся длительное время за уволенным работником, 95 597,66 руб. излишней выплаты стимулирующей надбавки за существенный вклад в развитие материально-технической базы директору Патрушеву В.Л. за период с января про ноябрь 2008 г. не за фактически отработанное время и за декабрь 2008 г. по причине отмены указанной надбавки с 01.12.2008г., 180 руб. списания подотчетной суммы без оправдательных документов.
22.03.2010 г.. в адрес управления направлен протокол разногласий (л.д. 40-43).
30.03.2010 г.. в адрес учреждения направлено заключение на протокол разногласий от 22.03.2010 г.. (л.д. 73, оборот).
На разрешение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос правомерности п. 1 раздела Й.Й предписания.
Отказывая в удовлетворении требований в данной части, суд первой инстанции пришел к выводу, что вменение нарушения произведено ответчиком правомерно, поскольку в силу положений ст.ст. 161,162, 220.1 БК РФ, п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, утвержденного Приказом федерального казначейства от 10.10.2008г. N 8-н учреждение в установленном порядке не дало указания (поручения) отделению федерального казначейства в г. Кудымкаре на перечисление спорной суммы в доход соответствующего бюджета.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 268 БК РФ федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов и осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
В соответствии с п. 5.1 Положения "О федеральной службе финансово-бюджетного надзора", утвержденного постановлением Правительства РФ N 278 от 15.06.2004г., а также Положения "О территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской республике", утвержденного приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28.06.2006г. N 62 территориальное управление осуществляет полномочия по контролю за использованием средств федерального бюджета, за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ.
5.14. в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:
5.14.1. проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
5.14.2. проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);
5.14.3. направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;
5.14.4. осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств.
Компетенция по принятию представлений определена в п. 2 ст. 284 БК РФ, в соответствии с которым при наличии оснований, установленных ст. 283 БК РФ, принимается представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
Исходя из положений ст. 24 БК РФ представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушения бюджетного законодательства.
Учитывая, что в предписании содержатся выводы о неправомерном использовании учреждением средств федерального бюджета, за невыполнение предписания (представления) органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое предписание, принятое уполномоченным органом по результатам проведенной проверки как меры принуждения, может быть оспорено в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
Таким образом, судом апелляционной инстанции отклонены доводы управления о том, что предписание в данном случае не нарушает права и законные интересы учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно не возлагает на должностных лиц техникума какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, судом первой инстанции верно установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 2.5.6 Приказа Казначейства РФ от 10.10.2008г. N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) на счет N 40101 для перечисления в доход соответствующего бюджета.
В случае, если суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет поступили на счета N 40105, N 40201, N 40204, минуя счет N 40101, то не позднее пяти рабочих дней со дня отражения соответствующих сумм на лицевом счете получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) указанные суммы подлежат перечислению в установленном порядке получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в доход соответствующего бюджета.
Пунктом 7 ст.161 БК РФ определено, что Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.
Пунктом 49 "Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством Министерства Финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета" (в редакции, действующей до 01.01.2008г.) предусмотрено, что суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя средств в доход федерального бюджета. В случае поступления сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет получателя средств указанные суммы подлежат перечислению в установленном порядке получателем средств в доход федерального бюджета не позднее пяти рабочих дней со дня их отражения на данном лицевом счете.
Согласно уведомлению ГУ ПРО ФСС РФ от 16.01.2009 г.. за исполнительным органом фонда по ЕСН числится задолженность в сумме 141 787,29 руб. за 2008 г. (л.д. 58).
30.01.2009 г.. учреждение обратилось в фонд с заявлением за N 31 о перечислении 141 797 руб. на лицевой счет (л.д. 60).
Платежным поручением N 176 от 30.01.2009 г.. спорная сумма зачислена на лицевой счет техникума, открытого в отделении федерального казначейства г. Кудымкара.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт не перечисления спорной суммы в доход соответствующего бюджета.
Данное обстоятельство не оспаривается учреждением.
Судом первой инстанции обосновано отклонены ссылки учреждения на ст. 40 БК РФ, поскольку согласно ст. 40 БК РФ органы федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.
Прим этом, денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств, что учреждение дало указание отделению казначейства на перечисление денежных средств в доход соответствующего бюджета.
Ссылка на то, что отделение федерального казначейства должно самостоятельно перечислить спорные суммы в доход соответствующего бюджета судом апелляционной инстанции не принимается во внимание как не соответствующая положениям ст. 40 БК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии вмененного нарушения, в связи с чем решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а жалоба - удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20.05.2010 г.. в части отказа в признании недействительным п.1 раздела Й.Й предписания N 4 от 29.03.2010 г.., вынесенного в отношении ФГОУ СПО "Кудымкарский лесотехникум" Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8444/2010
Истец: ФГОУ СПО "Кудымкарский лесотехникум", ФГОУ СПО "Кудымкарский лесотехнический техникум"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае, ТУ Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора в ПК