06 апреля 2011 г. |
Дело N А55-22020/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кольберг Н.В.,
с участием:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Самарской области - представитель Кирсанова О.Ю., доверенность от 02.02.2011 N 03-011/01121,
от Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - представитель Сапрыкина Е.Д., доверенность от 19.05.2010 N 12-21/12448,
от общества с ограниченной ответственностью "Скорс-Нефть" - представители Шикунова С.А., доверенность от 07.06.2010 N 7, Денисова Л.В., доверенность от 07.06.2010 N 7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Самарской области и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 января 2011 года по делу N А55-22020/2010 (судья Корнилов А.Б.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Скорс-Нефть" (ИНН 6377007441, ОГРН 1056377009633) Самарская область, г. Нефтегорск,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Самарской области, Самарская область, г. Нефтегорск,
к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Скорс-Нефть (далее - заявитель, Общество, ООО "Скорс-Нефть"), с учетом уточнения требований, просит суд признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Самарской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 30.06.2010 N 10-011/10365 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 3 439 529 рублей, начисления и предложения уплатить пени по налогу на добавленную стоимость в соответствующей части, привлечения к налоговой ответственности на основании п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 687 906 руб., признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление) от 10.09.2010 N 03-15/23622 в части отказа в удовлетворении жалобы о признании недействительным решения Инспекции, касающегося предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 3 439 529 рублей, начисления и предложения уплатить пени по налогу на добавленную стоимость в соответствующей части, привлечения к налоговой ответственности на основании п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 687 906 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2011 заявленные требования ООО "Скорс-Нефть" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда, Инспекция обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований заявителя в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права.
Управление, не согласившись с принятым решением суда, обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Скорс-Нефть".
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на нарушение норм материального права.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Скорс-Нефть" не направлен.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, изложили свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители ООО "Скорс-Нефть" в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласились ввиду их необоснованности, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, оценив их в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Скорс-Нефть" по вопросам полноты исчисления и своевременности уплаты следующих налогов: налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, налога на прибыль, ЕСН, страховых взносов на ОПС, налога на имущество за период с 01.01.2007 по 31.12.2008.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены проверяющими в акте проверки от 31.05.2010 N 10-011/01154.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом было принято решение от 30.06.2010 N 10-011/10365 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО "Скорс-Нефть" привлечено к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 1 082 935 руб., за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 485 539 руб., за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 7 690 руб., на основании ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неисполнение налоговым агентом обязанности по перечислению налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 22 406 руб., на основании п. ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок документов по требованию в виде штрафа в сумме 4 700 руб.
Указанным решением ООО "Скорс-Нефть" также начислены пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 814 700 руб., налогу на прибыль в сумме 514 287 руб., налогу на доходы физических лиц в сумме 34 725 руб., единому социальному налогу в сумме 5 594 руб.
Оспариваемым решением от 30.06.2010 N 10-011/10365 ООО "Скорс-Нефть" было предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 5 414 674 руб., по налогу на прибыль в сумме 2 427 694 руб., по налогу на доход физических лиц в сумме 112 031 руб., единому социальному налогу в сумме 38 451 руб.
Решением Управления от 10.09.2010 N 03-15/23622, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества на вышеуказанное решение Инспекции, данное решение изменено: суммы штрафа по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшены на 364 155 руб. в части НДС, на 485 539 руб. в части налога на прибыль, сумма штрафа по п.1 ст.126 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшена на сумму 2.750 руб., сумма недоимки по налогу на добавленную стоимость уменьшена на 1.820 773 руб., сумма недоимки по налогу на прибыль уменьшена на 2 427 695 руб. Инспекции поручено произвести перерасчет пени по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль.
Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость, в неизмененной решением Управления части (оспариваемой заявителем) послужили результаты встречных проверок трех контрагентов заявителя - ООО "Троя", ООО "Лидер" и ООО "Каскад".
Частично не согласившись с решениями Инспекции и Управления, ООО "Скорс-Нефть" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ООО "Скорс-Нефть", руководствовался статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации и признал, что представленные налогоплательщиком счета-фактуры соответствуют требованиям ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, так как подписаны лицами указанными в ЕГРЮЛ, факт реальности подтвержден оплатой с контрагентами ООО "Троя", ООО "Лидер" и ООО "Каскад".
Как следует из решения налогового органа поводом для привлечения к налоговой ответственности и для доначисления налога на НДС послужил вывод налогового органа о том, что счета-фактуры, полученные ООО "Скорс-Нефть" от поставщиков ООО "Троя", ООО "Лидер", ООО "Каскад", подписаны неустановленными и неуполномоченными лицами, что является нарушением требований п.п. 5, 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в ходе проведения ими мероприятий налогового контроля налоговым органом установлены факты, свидетельствующие о недобросовестности контрагентов - ООО "Троя", ООО "Лидер", ООО "Каскад", не исполняющих своих налоговых обязательств, и доказательства, опровергающие факт ведения финансово-хозяйственной деятельности указанными "проблемными" контрагентами.
Материалами дела установлено, ООО "Скорс-Нефть" заключило договор от 11.01.2009 N 2д с ООО "Манхейм" (переименованное в дальнейшем в ООО "Самарагеофизика") на проведение работ по интерпретации, а также оцифровке, анализу и обобщению материалов геофизических исследований и работ в скважинах месторождений ОАО "Самаранефтегаз".
Для проведения геофизических исследований и работ в скважинах ООО "Скорс-Нефть" заключило договора субподряда с ООО "Троя", ООО "Лидер", ООО "Каскад" .
Помимо договоров субподряда ООО "Скорс-Нефть" были заключены с ООО "Троя", ООО "Лидер", ООО "Каскад" договора поставки.
Из содержания ст. ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для предоставления вычета по НДС необходимо наличие счета-фактуры с выделенной суммой НДС, соответствующего требованиям п. 5 и п. 6 ст. 169 Кодекса, а также наличие первичных документов, в том числе подтверждающих принятие на учет приобретенных товаров (работ, услуг).
Судом первой инстанции установлено, что полученные ООО "Скорс-Нефть" от ООО "Троя", ООО "Лидер" и ООО "Каскад" счета-фактуры за выполненные работы и поставленные товары содержат обязательные реквизиты, установленные п.5 ст.169 Налогового кодекса Российской Федерации и подписаны лицами, являющимися по официальным сведениям из ЕГРЮЛ на дату их подписания руководителями, что соответствует требованиям п.6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность правильного заполнения счетов-фактур лежит на поставщике товаров (работ, услуг), в связи с чем покупатель, получивший от поставщика полноценный с точки зрения соблюдения требований пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактуру, вправе заявить налоговый вычет на сумму налога, указанную в нем.
Судом первой инстанции на основании материалов дела также установлено, что все полученные ООО "Скорс-Нефть" счета-фактуры от ООО "Троя", ООО "Лидер" и ООО "Каскад" зарегистрированы в книгах покупок Общества за соответствующий период, ООО "Скорс-Нефть" фактически произвёло оплату за полученный товар и выполненные субподрядные работы контрагентам, путём перечисления их стоимости в безналичном порядке.
В подтверждение реальности исполнения договоров поставки товаров, заключенных ООО "Скорс-Нефть" с ООО "Троя", ООО "Лидер", ООО "Каскад", заявитель предоставил в материалы дела первичные документы - приходные ордера, карточки учёта материалов и требования-накладные.
Судом первой инстанции установлено, что для подтверждения своего права на применение налоговых вычетов ООО "Скорс-Нефть" представлены все документы, предусмотренные ст.ст.171, 172, 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы Управления об отсутствии ООО "Троя", ООО "Лидер", ООО "Каскад" по юридическим адресам, об отсутствии штатных сотрудников для ведения деятельности, об отсутствии недвижимого имущества и транспортных средств, подлежат отклонению, так как не являются подтверждением недобросовестности ООО "Скорс-Нефть".
Судом апелляционной инстанции принимается во внимание, что ООО "Троя", ООО "Лидер", ООО "Каскад" на момент заключения и совершения сделок, являлись действующими юридическими лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.
Факт государственной регистрации юридического лица означает приобретение им гражданской правоспособности, в том числе права на заключение и исполнение договоров.
ООО "Троя", ООО "Лидер" и ООО "Каскад" зарегистрированы налоговыми органами в качестве юридических лиц. Это подтверждает, что контрагенты Общества приобрели статус юридических лиц, обладают правоспособностью, а также подтверждает статус должностных лиц организаций. Фактом государственной регистрации ООО "Троя", ООО "Лидер" и ООО "Каскад" подтверждает легитимность их органов.
Заявителями апелляционных жалоб в качестве доказательства недостоверности сведений, указанных в первичных документах, подтверждающих совершение хозяйственных операций с ООО "Троя", ООО "Лидер" и ООО "Каскад", ссылается на свидетельские показания лиц, числящихся согласно выпискам из ЕГРЮЛ руководителями спорных поставщиков, которые отрицают свою причастность к деятельности указанных организаций.
Однако налоговый орган не приводит доказательств подписания спорных документов, в том числе счетов-фактур, лицами, не имеющими на это полномочий, и на наличие таких доказательств она не ссылается.
Налоговый орган не воспользовался своим правом, предоставленным ему статьей 95 Налогового кодекса Российской Федерации, на проведение экспертизы подписей на спорных документах.
Доказательств недобросовестности самого налогоплательщика, а также неполноты, недостоверности и (или) противоречивости сведений, содержащихся в документах, представленных в обоснование права на вычет, налоговым органом ни в суд первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию не представлено.
Доводы налогового органа о том, что у субподрядчиков ООО "Скорс-Нефть" отсутствовали лицензии на проведение геофизических и геодинамических исследований, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается как не имеющий правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку нормами ГК РФ не предусмотрена зависимость права на оплату выполненных работ от наличия (отсутствия) этих документов.
Кроме того, Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации нефтегазодобывающих производств, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382, отменено Федеральным законом от 02.07.2005г. N80-ФЗ.
Довод Инспекции о том, что ООО "Скорс-Нефть" не представлены товарно-транспортные накладные, подтверждающие доставку Обществу товаров от контрагентов ООО "Троя", ООО "Лидер" и ООО "Каскад", апелляционным судом не принимается, так как для оприходования приобретенных товарно-материальных ценностей достаточно товарной накладной, составленной по унифицированной форме ТОРГ-12.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки ООО "Скорс-Нефть" были предоставлены товарные накладные, составленные по форме ТОРГ-12.
Инспекция указывает, что в представленных товарных накладных не заполнены все реквизиты данной формы, поскольку в них отсутствуют указания идентифицирующих признаков самого договора, не заполнены строки "отпуск груза разрешил", "отпуск груза произвел", "груз принял", "дата получения груза", в графе груз получил грузополучатель - не указана должность.
Данный довод несостоятелен, поскольку отдельные нарушения порядка заполнения товарных накладных не являются основанием для отказа в налоговом вычете, поскольку недочеты, выявленные в заполнении накладных, не свидетельствуют об отсутствии реальности хозяйственной операции и не являются безусловным основанием для отказа в применении налоговых вычетов.
Кроме того, в представленых ООО "Скорс-Нефть" товарных накладных остальные обязательные реквизиты, включая наименование товара, дату составления накладной, подписи уполномоченных лиц на передачу и приемку товара, печати организации продавца и покупателя заполнены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что для подтверждения своего права на применение налоговых вычетов ООО "Скорс-Нефть" представлены все документы, предусмотренные ст.ст.171, 172, 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иные доводы апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого судебного акта в силу вышеизложенного.
На основании изложенного, доводы апелляционных жалоб Инспекции и Управления судом апелляционной инстанции не могут быть приняты как основание для отмены решения суда, поскольку они опровергаются материалами дела, а, кроме того, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, которую апелляционная инстанция поддерживает.
Таким образом, оспариваемый судебный акт соответствует нормам права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционным жалобам не рассматривался, так как заявители в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 января 2011 года по делу N А55-22020/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Самарской области и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
В.С.Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22020/2010
Истец: ООО "Скорс-Нефть"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Самарской области, Управление ФНС России по Самарской области