28 марта 2011 г. |
Дело N А65-4810/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Холодной С.Т., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился;
от Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района - извещен, не явился;
от третьих лиц:
от общества с ограниченной ответственностью "Беркутовское" - извещен, не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился;
от Прокуратуры Республики Татарстан - извещен, не явился;
от Акционерного коммерческого ипотечного банка "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) - Гильманов Р.И., доверенность от 21 апреля 2010 г. N 50,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело
по заявлению муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани", г. Казань,
к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района, ж.д.ст. Высокая Гора, Высокогорский район, Республика Татарстан,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Беркутовское", г. Казань,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
Прокуратура Республики Татарстан, г. Казань,
Акционерный коммерческий ипотечный банк "АКИБАНК" (открытое акционерное общество)
о признании постановления недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района (далее - Исполком) с заявлением, при участии третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Беркутовское" (далее - ООО "Беркутовское"), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан), Прокуратуры Республики Татарстан, о признании постановления от 22 апреля 2008 г. N 523 "О продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность ООО "Беркутовское" недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2010 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что у Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района на дату вынесения оспариваемого постановления от 22 апреля 2008 г. N 523 отсутствовали полномочия по предоставлению земельного участка в собственность ООО "Беркутовское" ввиду вступления в силу Закона Республики Татарстан от 28 декабря 2007 г. N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан" (далее - Закон N 69-ЗРТ).
Акционерный коммерческий ипотечный банк "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) как лицо, не участвовавшее в деле, о правах и обязанностях которого арбитражный суд принял судебный акт, в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе, а также в дополнении к ней, указывает, что истец, как и суд, не учел положений ст. 7 Закона N 69-ЗРТ, согласно которым разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями в связи с изменением их границ, предусмотренным настоящим Законом, осуществляется правовым актом Кабинета Министров Республики Татарстан. На момент вынесения оспариваемого постановления такой правовой акт принят не был, т.е. фактической передачи имущества (в частности, земельного участка) произведено не было.
Таким образом, распоряжение земельными участками в границах бывшего Константиновского сельского поселения органами местного самоуправления Высокогорского муниципального района являлось правомерным.
Кроме того, судом необоснованно восстановлен срок оспаривания ненормативных правовых актов, предусмотренный законом.
Данная апелляционная жалоба определением от 28 декабря 2010 г. была принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании 24 января 2011 г. в 14 час. 45 мин. под председательством судьи Рогалевой Е.М.
Определением председателя третьего судебного состава от 21 января 2011 г., в связи с болезнью судьи Рогалевой Е.М., произведена замена председательствующего судьи Рогалевой Е.М. на судью Засыпкину Т.С.
При рассмотрении дела в арбитражном апелляционном суде установлено, что имеется предусмотренное п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловное основание для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно оспариваемому постановлению от 22 апреля 2008 г. N 523 земельный участок площадью 95, 18 га с кадастровым номером 16:16:12 06 00:0038, расположенный в Высокогорском районе в границах бывшего СХПК Агрофирмы "Нокса", был предоставлен в собственность ООО "Беркутовское".
24 апреля 2008 г. на основании вышеуказанного постановления между ООО "Беркутовское" и Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан был заключен договор купли-продажи N 24-072-1062, согласно которому собственником указанного земельного участка стало ООО "Беркутовское".
В целях обеспечения исполнения принятых ООО "КомТраст" перед Акционерным коммерческим ипотечным банком "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) кредитных обязательств по кредитному договору от 01 августа 2008 г. N 135/08 ООО "Беркутовское" заключило с Акционерным коммерческим ипотечным банком "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) договор залога от 01 августа 2008 г. N 127-ДЗ-135/08, по которому передало в залог указанный земельный участок.
24 июня 2009 г., в связи с невозможностью исполнения ООО "КомТраст" кредитных обязательств по вышеуказанному кредитному договору, ООО "Беркутовское" на основании соглашения об отступном, заключенного с Акционерным коммерческим ипотечным банком "АКИБАНК" (открытое акционерное общество), передало земельный участок в собственность последнего (запись регистрации права от 03 августа 2009 г. N 16-16-18/020/2009-417, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03 августа 2009 г. серии 16-АБ 249556, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан).
Из вышеизложенного следует, что с 03 августа 2009 г. по настоящее время, что подтверждается выписками из ЕГРП от 10 декабря 2010 г., 01 февраля 2011 г., собственником спорного земельного участка является Акционерный коммерческий ипотечный банк "АКИБАНК" (открытое акционерное общество).
Из материалов дела следует, что Акционерный коммерческий ипотечный банк "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) не был привлечен к участию в деле, а решение суда первой инстанции затрагивает непосредственно его права и обязанности.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене и дело подлежит рассмотрению по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 01 марта 2011 г. арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В силу ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Акционерный коммерческий ипотечный банк "АКИБАНК" (открытое акционерное общество).
В судебном заседании представитель Акционерного коммерческого ипотечного банка "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление, а также в дополнении к отзыву.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Протокольным определением от 21 марта 2011 г. арбитражным апелляционным судом отказано в удовлетворении ходатайства Акционерного коммерческого ипотечного банка "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) об истребовании из Управления Росреестра по Республике Татарстан регистрационного дела в отношении спорного земельного участка.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Акционерного коммерческого ипотечного банка "АКИБАНК" (открытое акционерное общество), оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением руководителя Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района от 22 апреля 2008 г. N 523 земельный участок площадью 95, 18 га с кадастровым номером 16:16:12 06 00:0038, расположенный в Высокогорском районе в границах бывшего СХПК Агрофирмы "Нокса" был предоставлен ООО "Беркутовское" в собственность.
Полагая, что оспариваемое постановление N 523 вынесено неуполномоченным органом, поскольку с момента вступления в силу Закона N 69-ЗРТ присоединенные к городу Казань земельные участки Высокогорского района как земли, государственная собственность на которые не разграничена, находятся в ведении органов местного самоуправления г. Казань, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 ноября 2004 г. N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
При этом нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными либо неуважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока.
В силу Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридического лица, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Из материалов дела следует, что при обращении в суд заявитель заявил ходатайство о восстановлении пропущенного трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
В ходатайстве заявитель указывает, что на момент обращения в арбитражный суд осуществляется передача архивной документации по земельным участкам, присоединенным к черте муниципального образования г. Казани. По состоянию на 03 декабря 2008 г. в Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани передана лишь часть архивной документации по данным земельным участкам.
Данное обстоятельство подтверждается письмом мэра г. Казани от 04 декабря 2008 г. N 1864 (т. 1 л.д. 19).
Доказательств того, что об оспариваемом постановлении заявителю стало известно ранее 03 декабря 2008 г. в материалы дела не представлено.
Таким образом, трехмесячный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, истекает 03 марта 2009 г. В арбитражный суд заявитель обратился 05 марта 2009 г., в связи с чем трехмесячный срок на обжалование ненормативного акта заявителем по делу пропущен.
Поскольку пропуск срока является незначительным, а также учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых и практических преград, арбитражный апелляционный суд исходит в данном случае из неправомерности в отказе в осуществлении субъективного права на судебную защиту по формальным основаниям, в связи с чем пропущенный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, подлежит восстановлению.
В соответствии с Законом N 69-ЗРТ в черту муниципального образования г. Казань включены земельные участки Пестречинского, Высокогорского, Лаишевского районов Республики Татарстан.
Статьей 10 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными ст.ст. 11-13 настоящего Федерального закона.
Как следует из п. 1 ст. 12 Федерального закона N 131-ФЗ, изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования (п. 3.1 ст. 13 Федерального закона N 131-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 69-ЗРТ установлено - преобразовать муниципальные образования города Казани и "Константиновское сельское поселение" путем объединения муниципального образования "Константиновское сельское поселение" с муниципальным образованием города Казани.
Как следует из пунктов 2 и 3 ст. 1 Закона N 69-ЗРТ, преобразование муниципальных образований, указанных в п. 1 настоящей статьи, осуществляется одновременно с включением деревни Белянкино, села Константиновка, деревни Самосырово, села Чебакса в состав города Казани. Муниципальное образование города Казани и муниципальное образование "Константиновское сельское поселение" считаются преобразованными со дня вступления в силу настоящего закона.
Со дня вступления в силу Закона N 69-ЗРТ:
- Константиновское сельское поселение утрачивает статус муниципального образования;
- полномочия органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования "Константиновское сельское поселение" прекращаются;
- органы местного самоуправления муниципального образования города Казани становятся правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования "Константиновское сельское поселение", осуществлявших полномочия в соответствующей сфере деятельности, в том числе в отношениях, осуществлявшихся в соответствии с законодательством с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, включая осуществление полномочий собственника муниципального имущества, прав акционера (участника) хозяйственных обществ, а также иных прав и обязанностей муниципального образования "Константиновское сельское поселение", осуществлявшихся органами местного самоуправления муниципального образования "Константиновское сельское поселение" (п. 4 ст. 1 Закона N 69-ЗРТ).
Статьей 8 Закона N 69-ЗРТ установлено, что настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2008 г., но не ранее дня официального опубликования настоящего Закона.
Текст Закона опубликован в газете "Республика Татарстан" от 29 декабря 2007 г. N 260, газете "Ватаным Татарстан" от 01 января 2008 г. N 1, Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 12 (II часть), декабрь 2007 г.
Таким образом, на момент издания оспариваемого постановления Закон Республики Татарстан от 28 декабря 2007 г. N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан" вступил в силу.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого постановления, распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При таких обстоятельствах у Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района на дату вынесения оспариваемого постановления от 22 апреля 2008 г. N 523 отсутствовали полномочия по предоставлению земельного участка в собственность ООО "Беркутовское" ввиду вступления в силу Закона N 69-ЗРТ.
Доводы Акционерного коммерческого ипотечного банка "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) со ссылкой на положения ст. 7 Закона N 69-ЗРТ и ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств передачи земельных участков соответствующих районов, в том числе Высокогорского Республики Татарстан в муниципальную собственность г. Казани, и, как следствие, законность распоряжения спорным земельным участком, не могут быть признаны обоснованными.
Из буквального толкования ст. 7 Закона N 69-ЗРТ следует, что названная норма регламентирует порядок разграничения муниципального имущества, между муниципальными образованиями в связи с изменением их границ, тогда как спорным земельным участком является участок, государственная собственность на который не разграничена, на что и было указано Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Судом также отклоняется довод Акционерного коммерческого ипотечного банка "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) о том, что заявитель по настоящему делу является ненадлежащим истцом, поскольку в соответствии с пунктами 3.2.17, 3.2.24 Положения о муниципальном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 24 декабря 2005 г. N 11-5, муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" готовит проекты правовых актов Исполнительного комитета г. Казани о передаче земли в собственность и в аренду, бессрочное (постоянное), безвозмездное срочное пользование, об установлении публичных сервитутов на земельные участки, заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков, безвозмездного срочного пользования, а также готовит проекты постановлений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд; а также осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов города Казани при управлении, владении, пользовании и распоряжении муниципальным имуществом, землей и их приватизации путем обращения в судебные, правоохранительные и иные уполномоченные органы.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 февраля 2010 г. по делу N А65-2068/2009.
Глава 24 АПК РФ устанавливает общий принцип, которым руководствуется арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - защита нарушенных законных прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае имеются нарушения как закона, так и интересов заявителя, вследствие чего заявленные требования о признании недействительным постановления от 22 апреля 2008 г. N 523 подлежат удовлетворению.
Ссылка Акционерного коммерческого ипотечного банка "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) на протокол Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 января 2010 г. N МР-132-21, утвержденный премьер-министром Республики Татарстан, а также на соглашение от 14 сентября 2010 г., заключенное между Исполнительным комитетом Высокогорского МР и исполнительным комитетом МО г. Казани, по условиям которого последний, со ссылкой на указанный выше протокол Кабинета Министров Республики Татарстан, не будет оспаривать сделки по реализации земельных участков, несостоятельна.
В рамках рассматриваемого дела оспаривается ненормативный акт органа местного самоуправления.
Кроме того, Акционерный коммерческий ипотечный банк "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) заявителем по делу не является. Требования были заявлены муниципальным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани", которому в соответствии со ст. 49 АПК РФ принадлежит право отказа от иска, которым заявитель по настоящему делу не воспользовался.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из буквального толкования данной нормы не следует, что при применении п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суду необходимо указать, каким образом необходимо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку на необходимость подобного указания содержится лишь в п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, касающейся оспаривания действий (бездействия).
Таким образом, законодатель конкретно предусмотрел, каким образом подлежит восстановлению нарушенное право заявителя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2009 г. по делу N А55-17523/2008.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд обязывает Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани".
Довод заявителя, изложенный в письменных пояснениях, представленных в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, о том, что права Акционерного коммерческого ипотечного банка "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) решением суда первой инстанции не нарушаются, поскольку 15 сентября 2010 г. Арбитражный суд Республики Татарстан принял судебный акт по делу N А65-9589/2010, согласно которому соглашение об отступном от 24 июня 2009 г., заключенное между ООО "Беркутовское", Акционерным коммерческим ипотечным банком "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) и ООО "КомТраст" на спорный земельный участок, признано недействительным, отклоняется в связи со следующим.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Арбитражным апелляционным судом в Управление Росреестра по Республике Татарстан направлялся запрос от 27 января 2011 г. N 5114 о предоставлении сведений о зарегистрированных правах на спорный земельный участок.
В ответ на названный запрос была представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01 февраля 2011 г., согласно которой Акционерный коммерческий ипотечный банк "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) является собственником указанного земельного участка.
Кроме того, при обращении с апелляционной жалобой Акционерным коммерческим ипотечным банком "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) в подтверждение своих доводов представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности от 03 августа 2009 г. серия 16-АБ N 249556.
Таким образом, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как на момент рассмотрения дела в Арбитражном суде Республики Татарстан, так и в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде, имеются сведения об Акционерном коммерческом ипотечном банке "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) как о собственнике спорного земельного участка, то его права нарушаются решением суда первой инстанции.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 000 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 2 000 руб. по платежному поручению от 09 декабря 2010 г. N 204, то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату Акционерному коммерческому ипотечному банку "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 198-201, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2010 г. по делу N А65-4810/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные муниципальным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани", г. Казань, требования удовлетворить.
Признать недействительным постановление Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района от 22 апреля 2008 г. N 523 "О продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность ООО "Беркутовское".
Обязать Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани".
Возвратить Акционерному коммерческому ипотечному банку "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-4810/2009
Истец: Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани
Ответчик: Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района, ж. д.ст.Высокая Гора, Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района, ж.д.ст.Высокая Гора
Третье лицо: ОАО "АКИБАНК", ООО "БЕРКУТОВСКОЕ", Прокуратура Республики Татарстан, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ (Роснедвижимость), г. Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан,г.Казань