г. Пермь
27 апреля 2011 г. |
Дело N А60-776/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Васевой Е.Е., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - Вольфа А. И.: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046603171757, ИНН 66590113130): не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 февраля 2011 года
по делу N А60-776/11,
принятое судьей Хомяковой С.А.,
по заявлению Вольфа А. И.
к ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга
об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации юридического лица,
установил:
Вольф Андрей Иванович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо) об отказе в государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью "ТД "Союз К" от 20.10.2010 г., а также обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга осуществить государственную регистрацию Общества с ограниченной ответственностью "ТД "Союз К".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 февраля 2011 года (резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2011 года) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы указывает на то, что в заявлении Вольфа А.И. по форме Р11001 о государственной регистрации юридического лица были представлены недостоверные данные при определении вида экономической деятельности и указан неправильный код ОК 029-2007 51.9 вместо кода 51.7 ОК 029-2001.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что Вольф А.И. 13.10.2010 г. обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица (Общества с ограниченной ответственностью "ТД "Союз К") при его создании, представив следующие документы: заявление формы N Р11001, устав, утвержденный решением учредителя N 1 от 07.10.2010 г., решение учредителя N 1 от 07.10.2010 г., квитанцию об уплате государственной пошлины от 11.10.2010 г., гарантийное письмо о предоставлении адреса, копию свидетельства о праве собственности на помещение, доверенность представителя.
Решением от 20.10.2010 г.. налоговым органом отказано в государственной регистрации ООО "ТД "Союз К" на основании п.п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с непредставлением предусмотренных указанным законом документов, а именно: среди представленных документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица при создании с достоверными сведениями о видах экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности).
Считая отказ в государственной регистрации незаконным, Вольф А.И. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При разрешении спора суд первой инстанции исходил из того, что принятое решение об отказе в государственной регистрации юридического лица является незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда ошибочным.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
В силу п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для
всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.
В статье 12 Закона о государственной регистрации содержится подробный, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, среди которых: - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; - решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; - учредительные документы юридического лица; - документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других
документов, кроме документов, установленных данным Законом.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления
документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие
документы.
В силу подпункта "п" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц в числе сведений о юридическом лице должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
В соответствии с п.1.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма N Р11001 заявления о государственной регистрации юридического
лица при его создании утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
В заявлении по форме N Р11001 указываются сведения о видах экономической деятельности код по ОКВЭД и наименование вида деятельности.
Из материалов дела следует, что Вольф А.И. в заявлении по форме Р11001 в листе "М" данного заявления под кодом 51.9 указал вид экономической деятельности "Прочая оптовая торговля".
Данный вид деятельности определен заявителем в соответствии с ОК ВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) с указанием в нем кода по ОКВЭД 029-2007 (КДЕС ред. 1.1) 51.9, тогда как налоговый орган пришел к выводу, что должен был указать код 51.7 "Прочая оптовая торговля" по ОКВЭД 029-2001 (КДЕС ред. 1.1), в связи с чем отказ в государственной регистрации ООО "ТД "Союз К" является правомерным, поскольку указанный в заявлении вид деятельности отсутствует в перечне ОКВЭД 029-2001.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами налогового органа и отмечает следующее.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС ред.1.1) введен в действие Приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии N 29-ст от 22.11.2007 (приложение N 8) на период с 01.01.2008 до 01.01.2011 (срок действия продлен до 01 января 2013г.) для его использования при проведении всероссийского экономического обследования хозяйствующих субъектов и разработке базовых таблиц "затраты-выпуск" без отмены ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред.1).
В соответствии с Приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии N 329-ст от 22.11.2007 ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС ред.1.1) используется при решении основных задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, подготовкой статистической информации для сопоставления на международном уровне.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 принят и введен в действие 01.01.2003 Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст. Данный ОКВЭД используется при решении основных задач, связанных, в том числе с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации.
Поскольку в период с 01.01.2008 до 01.01.2011, а также в период с 01.01.2011 по 01.01.2013 действуют ОКВЭД ОК 029-2007 и ОКВЭД ОК 029-2001, задачи которых различны, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в целях регистрации классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, в обеспечение единообразного (в соответствии с ОК 029-2001) отражения кодов видов экономической деятельности должен применяться ОК 029-2001. Данный подход должен быть единым. Заявленные сведения о кодах видов экономической деятельности, которыми юридическое лицо намерено заниматься, не должны быть смешанными, часть из одного ОКВЭД, часть из другого, как это следует из заявления Вольфа А.И. в регистрирующий орган. Единовременное применение обоих классификаторов, имеющих разное предназначение, приводит к недостоверной информации, что и было установлено по настоящему делу налоговым органом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, недопустимо.
Из заявления Вольфа А.И. формы N Р11001 приложение лист М невозможно соотнести указанный под N3 код вида экономической деятельности 51.9 коду ОКВЭДа ОК 029-2007, когда другие коды под NN 1, 2, 4-10 соответствуют кодам общепринятого, установленного для этих целей, ОКВЭД ОК 029-2001. Принимая во внимание то обстоятельство, что в заявлении коды должны быть указаны в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2001, заявитель, фактически указывая один из кодов ОКВЭД ОК 029-2007, тем самым вводит в заблуждении относительно данного вида осуществляемой экономической деятельности, поскольку он не соответствует коду ОК 029-2007.
Следует вывод, что при регистрации хозяйствующего субъекта коды видов экономической деятельности должны соответствовать коду общепринятого, установленного для этих целей, ОКВЭД ОК 029-2001.
Данные обстоятельства судом первой инстанции не учтены.
Следует отметить, что в соответствии с Письмом ФНС РФ от 11.07.2008 N ЧД-6-6/488@ до получения соответствующих разъяснений ФНС России считает возможным использовать при осуществлении функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей только Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст с 01.01.2003.
Согласно Письму ФНС РФ от 25.09.2008 N ЧД-6-6/671@ для целей государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей используется ОКВЭД ОК 029-2001.
В силу изложенного вывод суда первой инстанции о незаконности решения налогового органа по причине отсутствия в действующем законодательстве и ОКВЭД ОК 029-2007 прямого запрета на возможность использования данного ОКВЭД является ошибочным.
Регистрирующий орган при поступлении документов для государственной регистрации, в которых сведения о видах экономической деятельности заполнены с использованием ОКВЭД 029-2007, вправе принять решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных Федеральным законом N 129-ФЗ документов. Неверное указание кода по ОКВЭД не может быть устранено по собственной инициативе регистрирующего органа, таких полномочий у налогового органа нет, выявленный недостаток в поданных на регистрацию документах может быть устранен заявителем, после чего он вправе повторно обратиться в регистрирующий орган за регистрацией юридического лица. Данная позиция суда согласуется с правовой позицией, высказанной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.02.2011 г.. N 12101/10.
Заявление по форме Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании следует признать непредставленным Вольфом А.И., поскольку при заполнении листа "М" (сведения о видах экономической деятельности) были представлены недостоверные данные при определении вида экономической деятельности и указан код ОКВЭД 5.1.9, который не соответствует установленному наименованию и коду ОКВЭД ОК 029-2001.
Указание недостоверных сведений в заявлении о регистрации юридического лица фактически означает незаполненность его соответствующих граф, вследствие чего заявление считается непредставленным, что является правовым основанием для отказа в государственной регистрации создаваемого юридического лица (п.п. "а" п.1 ст.23 Федерального закона N 129-ФЗ).
В силу изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение налогового органа от 20.10.2010 об отказе в государственной регистрации при создании юридического лица ООО "ТД "Союз К" принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене, в удовлетворении же заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1-2 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 февраля 2011 года по делу N А60-776/2011 отменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным решения ИФНС России по Железнодорожному району г.Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью "ТД Союз К" от 20.10.2010 г.. и обязании осуществить государственную регистрацию ООО "ТД Союз К" Вольфу Андрею Ивановичу отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-776/2011
Истец: Вольф Андрей Иванович
Ответчик: ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга