Организация оказывает платные медицинские услуги населению на дому у заказчика. Обязательно ли в такой ситуации пробивать кассовый чек, или можно воспользоваться какими-то бланками строгой отчетности? Можно ли устанавливать повышенные цены или взимать дополнительную плату за выезд медицинского персонала на дом к заказчику?
При оказании услуг населению, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", вместо ККТ можно применять бланки строгой отчетности.
До утверждения новых форм до 1 сентября 2007 года в отношении медицинских услуг, в том числе и оказываемых на дому, все медицинские организации вправе использовать Квитанции по форме, утвержденной письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-35. Эту позицию, в частности, не раз выражало УФНС по г. Москве - например, в письмах от 20.07.2006 N 22-12/64667 и от 02.03.2005 N 22/13442.
В соответствии с нормами действующего законодательства организации и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно устанавливать цены на свои услуги, учитывая не только требования нормативных актов и условия договоров, но и сложившиеся обычаи делового оборота. Поэтому медицинское учреждение имеет полное право установить повышенные расценки на услуги, оказываемые на дому у заказчика, а также ввести дополнительную плату за выезд персонала на дом к заказчику.
Правда, при этом нужно учесть налоговые последствия принятого решения и правильно оформить документы.
В случае установления повышенных цен необходимо принять во внимание, что на основании ст. 40 НК РФ налоговые органы вправе производить доначисление налогов, если в течение непродолжительного времени цены на отдельные виды услуг, оказываемых различным клиентам, отклонялись от среднего уровня цен на данный вид услуг в данной организации более чем на 20%. Иными словами, если цена услуги в случае выезда на дом к заказчику повышается более чем на 20%, может возникнуть конфликтная ситуация с налоговой инспекцией. Избежать ее можно двумя способами:
либо предусматривать повышение цен при выезде на дом к заказчику не более чем на 20%;
либо утвердить приказом руководителя медицинского учреждения Положение о маркетинговой политике в отношении платных услуг, в котором должны быть четко прописаны принципы ценообразования на различные виды услуг и обосновано различие в ценах (возможно, утверждены два раздельных прейскуранта - для услуг, оказываемых в стенах медицинского учреждения, и для услуг, оказываемых на дому у заказчика).
Применить второй вариант позволяют нормы той же ст. 40 НК РФ. Ведь в соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ за основу для целей налогообложения принимается цена услуг, указанная сторонами сделки, и, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. А согласно п. 2 ст. 40 НК РФ при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки - например, скидки, предусмотренные маркетинговой политикой. Поскольку повышение цен на услуги при их оказании в более удобных для клиента условиях - прямо у него дома - является обычным явлением, характерным, кстати, не только для медицинских организаций, установление повышенных цен будет вполне оправданным.
Если медицинская организация применяет единые цены на медицинские услуги, но в случае оказания услуг на дому у заказчика взимает с него дополнительную плату за выезд медперсонала к нему на дом, то есть если услуга по выезду медперсонала будет рассматриваться как отдельный вид услуг, оказываемых клиенту, - ей нужно учесть другой нюанс.
В соответствии с ОКВЭД к деятельности в сфере здравоохранения (код 85.1) относится в том числе врачебная практика (код по ОКВЭД 85.12), включающая оказание медицинской помощи на дому, и деятельность среднего медицинского персонала (код 85.14.1), которая также включает оказание целого ряда услуг (например, лечебного массажа, мануальной рефлексотерапии, иглоукалывания и т.д.) на дому у пациентов.
Однако в случае, если выезд на дом к клиенту будет рассматриваться как самостоятельная услуга, скорее всего, налоговые органы сочтут ее немедицинской услугой, а потому организации, находящейся на общем режиме, необходимо будет уплачивать НДС с выручки, получаемой с данного вида услуг (с тех сумм, которые уплачивают клиенты отдельно за выезд медперсонала).
Поэтому во избежание проблемных ситуаций и конфликтов с налоговыми органами лучше не выделять выезд на дом к пациенту как отдельную услугу, а установить повышенные цены на услуги, оказываемые на дому.
М.Л. Аникина,
консультант-эксперт ИД "Советник бухгалтера"
1 апреля 2007 г.
"Советник бухгалтера в здравоохранении", N 3, апрель-май 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера в здравоохранении"
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-18370 от 21.09.2004 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический почтовый адрес редакции:
115998 г., Москва, ул. Люсиновская д. 51, оф. 584
Телефоны редакции: (495) 258-00-27, 236-33-89, 748-46-71, 748-46-72
Отдел подписки и распространения: (495) 748-46-71, 748-46-72
Отдел рекламы: (495) 748-46-71, 748-46-72
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Каталог "Роспечать" - 20406, 84673
Каталог "Пресса России" - 87921, 87859