В декабре 2006 г. налоговая инспекция направила по юридическому адресу нашей компании требование о представлении документов для камеральной проверки. Но поскольку мы фактически находимся в другом месте, документ вернулся в инспекцию. Затем его отправили по домашнему адресу нашего руководителя. В связи с новогодними праздниками он получил требование только 15 января 2007 г.
Поскольку в срок документы не были представлены, налоговая инспекция вынесла решение о вынесении санкций по ст. 126 НК РФ. Правильно ли с нас взяли штраф? Ведь наша компания не виновата, что документ был получен не вовремя...
Налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ непредставление необходимых для проведения налоговой проверки документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ, т.е. взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. При этом представителям налоговых органов необходимо иметь документы, подтверждающие факт уведомления налогоплательщика о необходимости представления документов.
Обязанностью налогоплательщиков является постановка на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом (подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ). В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (пункты 1, 3 ст. 83 НК РФ). Постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), в порядке, установленном Правительством РФ.
В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (подп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц").
Из указанных норм следует, что для выполнения своей обязанности по уведомлению налогоплательщика о необходимости представления документов налоговый орган должен направить уведомление организации по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, т.е. по юридическому адресу.
Следовательно, если организация отсутствует по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и налоговая инспекция может подтвердить факт направления требования о представлении документов по этому адресу, формально налоговики имеют право вынести решение о привлечении организации к ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ.
Арбитражная практика.
Суды при рассмотрении подобных дел часто требуют от налоговых инспекций доказательств, что организацией получено требование о представлении документов и при отсутствии таких доказательств освобождают организации от уплаты штрафных санкций (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.12.2005 по делу N А19-14787/05-33-Ф02-6108/05-С1).
Кроме того, суд может стать на сторону налогоплательщика, если он известил налоговый орган о почтовом адресе для доставки корреспонденции и если отсутствуют документы, подтверждающие направление инспекцией требований о представлении документов по всем известным ей адресам (в том числе для доставки корреспонденции) налогоплательщика (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.10.2006 по делу N Ф04-6655/2006 (27122-А46-7)).
Таким образом, если ваша организация представила в ИФНС указанные в требовании документы в течение пяти дней с даты фактического получения представителем организации требования, решение налогового органа о привлечении организации к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ можно обжаловать в суде. По нашему мнению, шансы отстоять свою позицию неплохие.
Однако имеются постановления судов, в которых судьи не исключают возможность признать требование о представлении документов полученным налогоплательщиком по истечении шести дней с даты направления налоговым органом требования-запроса заказным письмом по почте по юридическому адресу налогоплательщика (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2002 по делу N Ф04/1465-239/А70-2002).
Обратите внимание!
С 1 января 2007 г. ст. 88 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ. Согласно п. 65 ст. 1 Закона N 137-ФЗ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Налоговые проверки, не завершенные до 1 января 2007 г., проводятся и их результаты оформляются в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона N 137-ФЗ (п. 14 ст. 7 этого Закона). Поэтому если камеральная проверка не была завершена к моменту выставления организации требования о представлении документов, налоговики были вправе потребовать документы в соответствии со старой редакцией ст. 88 НК РФ, действовавшей до 1 января 2007 г.
К. Лунякин,
заместитель генерального директора
ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"
1 апреля 2007 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 4, апрель 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru