Материально ответственный сотрудник уволился по собственному желанию. Сейчас мы занимаемся поисками нового сотрудника. Это может занять продолжительное время. Дела и товарные ценности уволившийся работник никому не передавал, другие лица его обязанности тоже не выполняют. Если при приеме на работу нового работника будет выявлена недостача товарных ценностей, возможно ли будет взыскать ущерб (если таковой обнаружится) или нет? Договор о материальной ответственности с ним не заключали. В течение какого срока после увольнения можно обязать передать дела? Может ли уволившийся работник утверждать, что недостача образовалась после его ухода?
Все случаи привлечения работника к полной материальной ответственности изложены в статье 243 Трудового кодекса РФ.
Одним из таких оснований является наличие специального письменного договора (пункт 2). Именно в силу такого договора материально ответственное лицо можно привлечь к ответственности. Соответственно, если у работодателя были основания считать лицо материально ответственным и заключить договор, но этого сделано не было, то привлечь к полной материальной ответственности работника нельзя. Доказать, что ущерб был причинен именно по вине этого материально ответственного лица, должен сам работодатель. Естественно, что если будет выявлена недостача, то бывший работник будет утверждать, что он не виноват и недостача образовалась после его ухода. Доказать обратное будет крайне сложно, если не была проведена инвентаризация.
Порядок проведения инвентаризации устанавливается внутренними документами организации, а основные правила ее проведения изложены в приказе Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств". Так при смене материально ответственных лиц проведение инвентаризации является обязательным (пункт 1.5). Проверка наличия товарно-материальных ценностей осуществляется на день приема-передачи дел. Во время инвентаризации в обязательном порядке должно присутствовать материально ответственное лицо (пункт 2.8.). По закону следить за соблюдением установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей должен главный бухгалтер. Поэтому именно главный бухгалтер должен "напомнить" руководителю, что при увольнении материально ответственного лица необходимо провести инвентаризацию. Организовать проведение инвентаризации и прием-передачу дел - это задача руководства, а не работника. Поэтому если до последнего дня работы инвентаризация так и не состоялась, то гражданин не обязан после увольнения специально приходить к бывшему работодателю, чтобы участвовать в процедурах передачи дел и товарно-материальных ценностей. Он имеет полное право от этого отказаться. Если до момента увольнения работника на его место не был найден новый сотрудник, то необходимо передать дела и товарно-материальные ценности другому сотруднику, кто будет исполнять эти обязанности или начальнику структурного подразделения. Т.е., даже при отсутствии нового специалиста количество и перечень товарно-материальных ценностей должны быть письменно зафиксированы.
Л. Французова,
юрист
1 марта 2007 г.
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 3, март 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107