Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
К договору транспортной экспедиции применяются общие правила об ответственности за нарушение обязательств по правилам главы 25 ГК РФ. Однако, наряду с ними, ответственность по договору транспортной экспедиции имеет свою специфику.
Представленная статья посвящена анализу особенностей ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции на основе ГК РФ, Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и сложившейся судебной практики в данной области.
Автором отмечено, что помимо реального ущерба, клиент имеет право взыскать упущенную выгоду, однако это возможно лишь при наличии виновных действий экспедитора.
Выделяются некоторые особенности привлечения к ответственности экспедитора. Во-первых, ответственность экспедитора строится на началах предпринимательского риска и наступает независимо от наличия вины, за исключением невозможности исполнения в результате непреодолимой силы. Во-вторых, по правилам международных перевозок, экспедитор освобождается от ответственности также в случае, если утрата или повреждение груза произошла вследствие легкой неосторожности.
Таким образом, законодательством предусмотрены дополнительные (наряду с непреодолимой силы) основания для освобождения экспедитора от ответственности и установлено более выгодное для него положение по сравнению с режимом, который устанавливается общими нормами ГК РФ.
Кроме того, следует иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств может произойти по вине обеих сторон: и экспедитора, и клиента соответственно, в этом случае суд должен уменьшить размер ответственности экспедитора.
Раскрываются понятия непредотвратимых и неустранимых обстоятельств, к которым относятся обстоятельства непреодолимой силы, распоряжения соответствующих органов власти, действия или бездействие третьих лиц (поджог, хищение).
Автор приходит к выводу, что ограниченная ответственность экспедитора, предусмотренная транспортными уставами и кодексами, возможна при двух условиях: при наличии договорных связей между экспедитором и перевозчиком и при доказанности того факта, что нарушение экспедитором обязательства перед клиентом было вызвано неисполнением или ненадлежащим исполнением договора перевозки.
Обзор судебной практики "Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции"
Автор
Н.М. Фролова - кандидат юрид. наук
"Арбитражное правосудие в России", 2007, N 3