17 мая 2011 г. |
Дело N А65-19174/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Селиверстовой Н.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Батыркиной И.Е. (до объявления перерыва), помощником судьи Егоровой А.А. (после окончания перерыва),
с участием:
от истца - Гарафов Д.Р., представитель (доверенность N 4 от 26.03.2011 г.);
от ответчика - Зарифуллин Р.Т., представитель (доверенность от 22.09.2009 г.);
в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5-10 мая 2011 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2011 года по делу NА65-19174/2010 (судья Прокофьев В.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Агентство строительства и капитального ремонта - НК" (ОГРН 1031619004405, ИНН 1651036087), Республика Татарстан, г. Нижнекамск,
к муниципальному образованию "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района (ОГРН 1061651000509, ИНН 1651044874), Республика Татарстана, г. Нижнекамск,
третьи лица:
- закрытое акционерное общество "Казанское специализированное управление "Гидроспецстрой", Республика Татарстан, г. Казань,
- Ионов Павел Викторович, Республика Татарстан, г. Нижнекамск,
о взыскании 3022639 руб. - убытков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство строительства и капитального ремонта - НК" (далее - ООО "АСКР-НК", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к муниципальному образованию "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района (далее - Исполком, ответчик) о взыскании 3022639 руб. - убытков.
Определениями суда от 26.08.2010 г. и от 28.09.2010 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество "Казанское специализированное управление "Гидроспецстрой" (далее - ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой"), Ионов Павел Викторович.
Исковые требования основаны на статьях 15, 16, 307-310, 393, 405, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в связи с ненадлежащим бюджетным финансированием со стороны ответчика работ по муниципальному контракту N 6/07 от 29.03.2007 г. у истца, являющегося муниципальным заказчиком, возникли убытки в виде задолженности по оплате работ, которые были выполнены ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой", выступающим в качестве исполнителя по данному муниципальному контракту.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.02.2011 г. исковые требования удовлетворены. С Исполкома в пользу ООО "АСКР-НК" за счет средств казны взыскано 3022639 руб. - убытков.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, а исковые требования оставить без рассмотрения, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушение судом норм процессуального права. Считает, что при подписании муниципального контракта у истца отсутствовали полномочия муниципального заказчика, истцом не соблюден предусмотренный пунктом 6.2. договора поручения N 5/07-П755/42 от 04.04.2007 г. досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях, поддержал и просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу, письменных объяснениях и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании 05.05.2011 г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 15 час. 20 мин. 10.05.2011 г. Сведения о времени и месте продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях ответчика, отзыве на апелляционную жалобу и письменных объяснениях истца, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "АСКР-НК" (заказчик) и ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой" (исполнитель) по результатам открытого конкурса, проведенного специализированным учреждением МУ "Агентство муниципального заказа Нижнекамского муниципального района", был заключен муниципальный контракт на выполнение проектных и изыскательских работ N 6/07 от 29.03.2007 г. в редакции соглашения от 17.12.2007 г. (т. 1, л.д. 16-25).
По условиям названного контракта (исполнитель) обязался выполнить по заданию заказчика работы по разработке рабочего проекта "Берегоукрепительные работы на Куйбышевском водохранилище (р. Кама) на участке береговой полосы 2650 м".
Данный контракт был внесен 30.03.2007 г. в реестр муниципальных контрактов Нижнекамского муниципального района под N 90107000955.
Заключению указанного контракта предшествовало принятие руководителем Исполкома постановления N 93 от 15.03.2007 г. о передаче ООО "АСКР-НК" функций заказчика-застройщика по договорам подряда капитального строительства, капитального и текущего ремонтов, благоустройства объектов недвижимости бюджетной сферы Нижнекамского муниципального района. При этом пунктом 2 данного постановления истцу и организациям бюджетной сферы Нижнекамского муниципального района было поручено заключить агентские договоры на представление в 2007 году интересов организаций бюджетной сферы в договорах подряда (т. 1, л.д. 84-85).
В соответствии с названным постановлением, после заключения муниципального контракта N 6/07 от 29.03.2007 г., между Исполкомом (доверитель) и ООО "АСКР-НК" (поверенный) был заключен договор поручения на осуществление функций заказчика N5/07-П755/42 от 04.04.2007 г., по условиям которого на поверенного были возложены обязательства совершать от имени и за счет доверителя функции заказчика-застройщика на объекте "Берегоукрепительные работы на Куйбышевском водохранилище (р. Кама) на участке береговой полосы 2650 м". Финансирование проектных работ по данном объекту должно было осуществляться за счет средств местного бюджета, лимит финансирования составил 7600000 руб. (т. 1, л.д. 26-28).
Работы, предусмотренные муниципальным контрактом N 6/07 от 29.03.2007 г., были выполнены ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой" и их результат был принят ООО "АСКР-НК" на основании актов приемки-сдачи проектно-изыскательских работ от 22.11.2007 г. и от 29.12.2007 г., подписанных сторонами без замечаний и возражений к качеству, срокам и объемам выполненных работ. Стоимость выполненных работ составила 6691401 руб. (т. 1, л.д. 139-140).
ООО "АСКР-НК" произвело частичную оплату выполненных работ в размере 3668639 руб. за счет средств муниципального бюджета, перечислив денежные средства с лицевого счета в ТОДК Нижнекамского района и г. Нижнекамска Министерства финансов Республики Татарстан на расчетный счет ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой" платежными поручениями N 26981 от 18.04.2007 г., N 75710 от 05.09.2007 г., N 75717 от 05.09.2007 г., N 11150 от 26.02.2008 г. (т. 1, л.д. 107-108, 123; т. 2, л.д. 19).
Задолженность по оплате работ, выполненных ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой" по муниципальному контракту N 6/07 от 29.03.2007 г., составила 3022639 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2010 г. по делу N А65-28430/2009 ООО "АСКР-НК" было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него было открыто конкурсное производство (т. 1, л.д. 6-11).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.07.2010 г. по делу N А65-28430/2009 требование ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой" в сумме 3022762 руб. - долга по муниципальному контракту N 6/07 от 29.03.2007 г. было включено в реестр требований кредиторов ООО "АСКР-НК" в составе третьей очереди (т. 1, л.д. 12-15).
Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, полагая, что включенная в реестр требований кредиторов задолженность по оплате работ, выполненных ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой" по муниципальному контракту N 6/07 от 29.03.2007 г., является для ООО "АСКР-НК" убытками, причиненными в результате бездействия ответчика, выразившегося в неосуществлении бюджетного финансирования выполненных по муниципальному контракту работ. В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ООО "АСКР-НК" при заключении муниципального контракта N 6/07 от 29.03.2007 г. выступало в качестве муниципального заказчика и, следовательно, действовало от имени и в интересах муниципального образования.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе постановление руководителя Исполкома N 93 от 15.03.2007 г., условия договора поручения на осуществление функций заказчика N 5/07-П755/42 от 04.04.2007 г., руководствуясь частью 2 статьи 3, частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктом 3 статьи 764 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при заключении муниципального контракта N 6/07 от 29.03.2007 г. истец выступал в качестве муниципального заказчика и действовал по поручению, в интересах, от имени и за счет муниципального образования Нижнекамского муниципального района, в связи с чем у последнего возникла обязанность по оплате выполненных работ.
Данный вывод подтверждается также и тем, что ООО "АСКР-НК" был открыт лицевой счет в органах казначейства, муниципальный контракт заключен с соблюдением требований Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и включен в реестр муниципальных контрактов, истцу было частично выделено бюджетное финансирование из средств муниципального бюджета. При этом правоотношения истца и ответчика, связанные с заключением и исполнением муниципального контракта, носят не публично-правовой, основанный исключительно на нормах бюджетного законодательства, а гражданско-правовой характер, основанный на договоре поручения.
То обстоятельство, что договор поручения на осуществление функций заказчика N 5/07-П755/42 от 04.04.2007 г. был подписан после заключения муниципального контракта N 6/07 от 29.03.2007 г., на квалификацию отношений сторон не влияет, поскольку из содержания договора следует, что он распространяется на все действия ООО "АСКР-НК", связанные с осуществлением функции заказчика-застройщика на объекте "Берегоукрепительные работы на Куйбышевском водохранилище (р. Кама) на участке береговой полосы 2650 м".
Согласно пунктам 1.1., 1.3. договора поручения на осуществление функций заказчика N 5/07-П755/42 от 04.04.2007 г. истец обязался совершить от имени и за счет Исполкома функции заказчика-застройщика на объекте "Берегоукрепительные работы на Куйбышевском водохранилище (р. Кама) на участке береговой полосы 2650 м".
При этом в силу пункта 1 статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности по сделкам, совершаемым истцом, должны возникать непосредственно у Исполкома, являющегося компетентным органом местного самоуправления, представляющего интересы муниципального образования Нижнекамского муниципального района.
В пункте 2.4.3. договора поручения на осуществление функций заказчика N 5/07-П755/42 от 04.04.2007 г. доверитель принял на себя обязательства обеспечить поверенного материалами и денежными средствами, необходимыми для выполнения поручения.
Тот факт, что финансирование работ по муниципальному контракту N 6/07 от 29.03.2007 г. в полном объеме осуществлено не было, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
В статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответственность в виде возмещения убытков подлежит применению при условии представления истцом доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком принятых по договору обязательств, наличии причинной связи между фактом причинения убытков и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, а также доказательств, подтверждающих размер убытков.
Из материалов дела усматривается, что в нарушение условий пункта 2.4.3. договора поручения на осуществление функций заказчика N 5/07-П755/42 от 04.04.2007 г. ответчик финансирование работ, выполненных ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой" по муниципальному контракту N 6/07 от 29.03.2007 г. для муниципальных нужд, в размере 3022639 руб. не произвел. Данное бездействие ответчика сделало невозможным исполнение истцом его функций в рамках заключенного с ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой" муниципального контракта N 6/07 от 29.03.2007 г.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.07.2010 г. по делу N А65-28430/2009 указанная сумма была признана в качестве задолженности истца и включена в реестр требований кредиторов. Данная задолженность для истца является убытками, которые находятся в прямой причинно-следственной связи с бездействием ответчика.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных истцом требований и доказанности материалами дела факта нарушения ответчиком принятых по договору обязательств, наличия причинно-следственной связи между бездействием ответчика и возникшими у истца убытками, а также размера убытков.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск, взыскав с ответчика в пользу истца убытки в размере 3022639 руб.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны необоснованными, поскольку данные доводы противоречат фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2011 года по делу N А65-19174/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-19174/2010
Истец: ООО "Агентство строительства и капитального ремонта-НК", г. Зеленодольск
Ответчик: "Нижнекамский муниципальный район" в лице Исполнительного комитета МО "Нижнекамский муниципальный район", г. Нижнекамск
Третье лицо: ЗАО "Казанское специализированное управление "Гидроспецстрой", г. Казань, ЗАО КСУ "ГИДРОСПЕЦСТРОЙ", Ионов П. В., г. Нижнекамск, Ионов Павел Викторович, г. Нижнекамск, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Республике Татарстан,г.Нижнекамск, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань