Наша организация является сервисным центром и оказывает услуги по гарантийному ремонту бытовой техники физическим лицам на безвозмездной основе (за счет средств организаций-изготовителей). Подлежит ли такой вид деятельности обложению ЕНВД в соответствии со статьей 346.26 НК РФ?
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга система налогообложения в виде ЕНВД может быть применена в отношении бытовых услуг, предоставляемых населению.
Определение бытовых услуг дано в ст. 346.27 НК РФ. К ним относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93*(1) (далее - Классификатор), за исключением услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, выделенных в целях уплаты ЕНВД в самостоятельный вид предпринимательской деятельности, и услуг ломбардов.
Отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания регулируются Правилами бытового обслуживания населения в РФ*(2) и Законом РФ N 2300-1*(3), должны строиться на основании договора бытового подряда и носят возмездный характер.
Именно на этом основывается точка зрения ФНС, не позволяющая переводить деятельность по оказанию гарантийного ремонта физическим лицам на систему налогообложения в виде ЕНВД. Налоговые органы доказывают, что такой ремонт не соответствует группе услуг населению 01 "Бытовые услуги" Классификатора, поскольку производится без дополнительной оплаты со стороны потребителя и заключения между ним и исполнителем договора о выполнении ремонта*(4). По их мнению, налогообложение результатов этой деятельности следует осуществлять в общем или упрощенном порядке.
Однако в 2006 году Минфин выпустил целый ряд писем, свидетельствующих, казалось бы, о том, что он не разделяет позицию ФНС в отношении гарантийного ремонта по определенным видам деятельности, поименованным в Классификаторе. Прежде всего это касается услуг по ремонту бытовой техники (код 013000 "Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий"). В письмах Минфина РФ от 02.03.2006 N 03-11-04/3/107, от 11.07.2006 N 03-11-04/3/343, от 10.07.2006 N 03-11-02/156 указывается, что оказываемые организацией услуги по ремонту бытовой техники населению предусмотрены ОКУН (код 013000). Исключений для ремонта в период гарантийного срока эксплуатации бытовой техники статьей 346.27 Кодекса и ОКУН не предусмотрено. При этом оплата оказанных населению бытовых услуг по гарантийному ремонту бытовой техники изготовителями этой бытовой техники не является основанием для принятия решения о неотнесении гарантийного ремонта к бытовым услугам для населения. Следовательно, указанные бытовые услуги могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход.
Изложенную позицию Минфин счел необходимым довести до сведения территориальных налоговых органов, чтобы в своей работе с налогоплательщиками они руководствовались именно этим подходом при решении рассматриваемого вопроса.
Однако в Письме от 11.12.2006 N 03-11-02/274 Минфин развернулся на 180 градусов, о чем налогоплательщикам с радостью поведало УФНС по городу Москве в Письме от 24.01.2007 N 18-11/3/05928. Финансисты приняли точку зрения налоговиков, указав, что плательщиками ЕНВД признаются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают физическим лицам платные бытовые услуги на основе договоров бытового подряда. Так как услуги по проведению гарантийного ремонта товаров ненадлежащего качества оказываются физическим лицам бесплатно - за счет средств продавцов (изготовителей, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие указанные услуги, плательщиками ЕНВД не признаются.
При этом Минфин признал недействующим с момента его издания Письмо от 10.07.2006 N 03-11-02/156. Подобное поведение этого ведомства должно повергнуть налогоплательщиков в недоумение, и они должны усомниться в профессионализме некоторых его работников. Ведь получается, что другие упомянутые нами письма в пользу налогоплательщиков, которые перевели услуги по гарантийному ремонту на уплату ЕНВД, продолжают действовать.
Что касается существующей арбитражной практики, то мнения судей разделились. Например, ФАС УО в Постановлении от 29.11.2006 N Ф09-10489/06-С1 поддержал налоговиков: выполнение работ по гарантийному ремонту является исполнением обязанности предприятия-изготовителя по устранению недостатков товаров в течение гарантийного срока. Следовательно, указанный вид деятельности не является деятельностью в сфере оказания бытовых услуг.
Судьи ФАС ЦО в Постановлении от 12.05.2006 N А09-12397/05-29, напротив, на стороне налогоплательщика: предпринимательская деятельность по устранению на безвозмездной основе обнаруженных физическими лицами - покупателями недостатков приобретенных ими товаров, может быть отнесена к деятельности в сфере оказания бытовых услуг с применением системы налогообложения в виде ЕНВД, поскольку услуга по гарантийному ремонту оказывается хотя и за счет изготовителя, но именно физическим лицам.
Исходя из вышесказанного, предоставляемые услуги по гарантийному ремонту бытовой техники, на наш взгляд, переводить на уплату ЕНВД довольно рискованно, так как наверняка придется отстаивать свою позицию в суде, и есть риск встретить непонимание судей.
К сведению: услуги по ремонту сотовых телефонов в Классификаторе не поименованы, поэтому их гарантийный ремонт (без оплаты) не подлежит обложению ЕНВД (Письмо Минфина РФ от 30.01.2006 N 03-11-04/3/45).
Л.В. Карпович
1 мая 2007 г.
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 9, май 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.
*(2) Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 "Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации".
*(3) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
*(4) При выполнении гарантийного ремонта договор между исполнителем и потребителем не заключается (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"