г. Томск |
Дело N 07АП-3065/11 (NА03-18245/2010) |
"18" мая 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2011.
Полный текст постановления изготовлен 18.05.2011
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Терехиной И. И.
судей: Кресса В.В., Лобановой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиным Е.О.
с участием представителей:
от истца: без участия (извещен),
от ответчиков: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отдела внутренних дел по Ребрихинскому району Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.02.2011 по делу N А03-18245/2010 (судья Кощаев В.В.) по иску ОАО "Алтайкрайэнерго" (ИНН 2224132840, ОГРН 1092224002331) к отделу внутренних дел по Ребрихинскому району Алтайского края (ИНН 2266003204, ОГРН 1022202565362) о взыскании 5 900,91 руб.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Алтайкрайэнерго" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском о взыскании с отдела внутренних дел по Ребрихинскому району Алтайского края (далее ОВД по Ребрихинскому району) 5 884,44 руб. задолженности за поставленную электроэнергию за период с ноября 2007 г. по сентябрь 2008 г., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.09.2010 по 20.09.2010 в размере 16,47 руб.
Решением суда от 21.02.2011 (резолютивная часть объявлена 15.02.2011) заявленные требования удовлетворены частично, основная задолженность взыскана в полном объеме проценты в размере 10,13 руб. В остальной части отказано.
Не согласившись с вышеназванным решением, ОВД по Ребрихинскому району подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается, в том числе на то, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что истец нормативные предписания не выполнил, а именно до ноября 2007 г.. по сентябрь 2008 г.. не определял нерегулируемые цены и не доводил их до сведения потребителей. На момент предъявления истцом претензии ответчику (20.09.2010) с требованием об оплате скорректированных счетов-фактур (с учетом свободных (нерегулируемых) договор N 9133 от 01.12.2006 уже был исполнен в полном объеме и срок его действия истек (с января 2009 г.. действовал новый договор). Нельзя согласить с выводом суда о том, что прекращение действия договора не освобождает покупателя энергии от исполнения обязанности по ее оплате по цене, определенной в предусмотренном порядке, поскольку покупатель исполнил обязанность в полном объеме в период действия договора, в связи с этим нет оснований для применения к нему мер гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст.395 ГК РФ. Взыскание с ответчика расходов по уплате государственной пошлины противоречит пп.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ.
Истец отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании ч.3 ст.156 АПК РФ без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 21.02.2011, апелляционный суд не находит оснований для его отмены (изменения).
Материалами дела установлено, что между АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго" (ЭСО, правопреемник ОАО "Алтайкрайэнерго") и ОВД по Ребрихинскому району (покупатель) был заключен договор энергоснабжения N 9133 от 01.12.2006 в редакции дополнительного соглашения от 02.04.2009, по условиям которого ЭСО обязуется подавать покупателю электрическую энергию, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а покупатель обязуется ее оплачивать в установленном порядке (л.д.42-50, т.1).
В соответствии с п.5.1. договора расчет за электрическую энергию производится по цене и (или) по ценам, в соответствии с порядком определения цены, установленном в соответствии с положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов. В случае изменения тарифов на электроэнергию, измененные тарифы принимаются для расчетов с момента введения новых тарифов и дополнительно сторонами не согласовываются.
Расчетный период - один календарный месяц. Окончательный расчет покупателем за электрическую энергия производится в течении 5-ти дней с момента получения им счета -фактуры (п.п. 5.2., 5.3. договора).
Во исполнение условий договора энергоснабжения N 9133 от 01.12.2006 ЭСО поставляло в период с ноября 2007 г. по сентябрь 2008 г. ОВД по Ребрихинскому району электрическую энергию, которую покупатель оплатил только по регулируемым тарифам.
Полагая, что покупатель произвел оплату не в полном объеме, без применения нерегулируемых цен, то есть по утвержденному тарифу, ОАО "Алтайкрайэнерго" произвело перерасчет и направило в ОВД по Ребрихинскому району скорректированные счета-фактуры на сумму 5 884,44 руб., являющейся стоимостью электроэнергии, подлежащей оплате по свободной цене.
Скорректированные счета-фактуры были ОВД по Ребрихинскому району возвращены ОАО "Алтайкрайэнерго" (л.д.51, т.1). Направленная в адрес ответчика претензия N 1165 от 20.09.2010 (л.д.17-18, т.1) также оставлена без ответа.
Неисполнение ОВД по Ребрихинскому району обязательств по оплате потребленной электрической энергии с учетом нерегулируемых цен, явилось основанием для обращения ОАО "Алтайкрайэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что со дня вступления в силу Федерального закона N 250-ФЗ от 04.11.2007 правила о применении свободных (нерегулируемых) цен применяются к сторонам договора независимо от внесения в него соответствующих изменений, т.к. этот договор является публичным.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
В соответствии с п.п.1, 3 ст.539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст.544 ГК РФ).
В силу ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ст.2 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
На основании ст.6 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Статьей 21 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике", установлено, что Правительство РФ утверждает основные положения функционирования оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков; утверждает основы ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Так, Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 были утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530).
Пунктом 106 Правил N 530 предусмотрено, что на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном пунктами 108 - 111 настоящих Правил.
В соответствии с п.109 Правил N 530 электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Согласно ст.6 Федерального закона N 36-ФЗ от 26.03.2003 "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от N250-ФЗ 04.11.2007) (далее - Закон N 36-ФЗ) предусмотрено, что утверждаемые Правительством РФ основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
В силу ст.5 Федерального закона N 250-ФЗ от 04.11.2007 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" статья 2 данного Закона вступает в силу со дня его официального опубликования.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что со дня вступления в силу Федерального закона N 250-ФЗ 04.11.2007 правила о применении свободных (нерегулируемых) цен применяются к сторонам договора энергоснабжения N 9133 от 01.12.2006, независимо от внесения в него соответствующих изменений, так как этот договор является публичным.
С даты вступления в силу Правил N 530 на основании решения Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края N 17 от 26.06.2007 АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго", правопреемником которого является ОАО "Алтайкрайэнерго" присвоен статус гарантирующего поставщика.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал на правомерность произведенного ОАО "Алтайкрайэнерго" расчета платы за поставленную электроэнергию в спорном периоде по свободным ценам, поскольку ОВД по Ребрихинскому району не относится к категории покупателей энергии, в расчетах с которыми такие цены не подлежат применению.
Сведения о нерегулируемых ценах, расчете коэффициента доли электроэнергии, поставляемой по регулируемой цене (бета) содержатся на официальном сайте истца в сети Интернет, в связи с чем доведены должным образом в порядке, установленном п. 109 Правил N 530.
Принимая во внимание размер платы за электроэнергию за период с ноября 2007 г. по сентябрь 2008 г. с учетом действовавших свободных (нерегулируемых) цен, ОВД по Ребрихинскому району не доплатил 5 884,44 руб.
При рассмотрении спора судом первой инстанции обоснованно была принята правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, отраженная в Постановлении N 5642/08 от 17.03.2009, в части применения свободных (нерегулируемых) цен при расчетах за отпущенную электрическую энергию с учетом отсутствия соглашения сторон об их применении.
Довод подателя апелляционной жалобы о прекращении договорных обязательств ответчика путем надлежащего исполнения подлежит отклонению за его необоснованностью, поскольку обязанность по оплате электроэнергии с ноября 2007 г.. по нерегулируемым тарифам установлена императивными нормами Правил N 530 и не зависит от волеизъявления сторон по договору энергоснабжения.
Оплата электрической энергии только с учетом регулируемых цен, при наличии установленного порядка оплаты электрической энергии с учетом нерегулируемых цен, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении обязательства. Само по себе прекращение договора энергоснабжения в связи с истечением его срока действия не может, является основанием для прекращения тех обязательств, которые возникли в связи с его исполнением (в том числе оплата покупателем принятой электроэнергии).
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела и изложенных выше положений действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ОВД по Ребрихинскому району в пользу ОАО "Алтайкрайэнерго" 5 884,44 руб. задолженности за поставленную электроэнергию за период с ноября 2007 г. по сентябрь 2008 г..
Поскольку нарушение ответчиком денежного обязательства, установлено материалами дела, то с него в соответствии со ст.395 ГК РФ подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 13.09.2010 по 20.09.2010 в размере 10,13 руб.
Довод подателя жалобы о нарушении судом положений пп.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ является несостоятельным.
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков (пп.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ)
Вместе с тем, согласно ст.110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Следуя разъяснениям, содержащимся в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 117 от 13.03.2007 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч.1 ст.110 АПК РФ).
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст. 269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.02.2011 по делу N А03-18245/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
В.В. Кресс |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-18245/2010
Истец: ОАО "Алтайкрайэнерго", ОАО "Алтайкрайэнерго".
Ответчик: ОВД по Ребрихинскому району АК, ОВД по Ребрихинскому району Алтайского края