г. Киров
16 мая 2011 г. |
Дело N А29-10454/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Охапкиной Г.Я., действующей на основании доверенности от 15.11.2010,
представителя ответчика - Бутырева А.Л., действующего на основании доверенности от 26.04.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ЛСУ "Южное"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2011 по делу N А29-10454/2010, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ЛСУ "Южное" (ИНН: 1112004559)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми,
о признании частично недействительным решения от 26.08.2010 N 11-07/6,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью ЛСУ "Южное" (далее - ООО ЛСУ "Южное", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 26.08.2010 N 11-07/6 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2011 ООО ЛСУ "Южное" в удовлетворении требований отказано.
ООО ЛСУ "Южное" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права и обосновывает это следующим.
Общество указывает, что целевые денежные средства на реконструкцию молочного завода были выделены из республиканского бюджета для осуществления государственных инвестиций в основные фонды для нужд Республики Коми. Денежные средства целевого финансирования израсходованы Обществом на установленные цели.
Ссылаясь на статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации, Общество считает, что средства целевого финансирования не должны включаться в состав доходов. По мнению Общества, факт получения денежных средств от государственного учреждения УКС Минсельхозпрода Республики Коми свидетельствует о том, что ООО ЛСУ "Южное" является получателем целевых бюджетных средств. Общество указывает, что право собственности на молочный завод и оборудование у него не возникло. Указанное имущество было изъято в казну Республики Коми. Подробно доводы Заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Общества поддержал свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Инспекции и в отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган указал, что с жалобой Общества не согласен, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение Арбитражного суда Республики Коми - без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО ЛСУ "Южное" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2007 по 31.12.2009. В ходе проверки было установлено, что Общество необоснованно не включило в состав доходов денежные средства, поступившие от ГУ РК "Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми" в оплату стоимости работ по реконструкции молочного завода. По данному нарушению налоговым органом был доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007 - 2008 годы в сумме 2 473 447 рублей.
Результаты проверки отражены в акте от 27.07.2010 N 11-07/6 (т. 2 л.д. 1-15).
Решением Инспекции от 26.08.2010 N 11-07/6 Общество, привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Налогоплательщику предложено уплатить штрафные санкции, а также доначисленный налог и пени (т.1 л.д. 21-27).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 21.10.2010 N 423-А решение Инспекции от 26.08.2010 N 11-07/6 оставлено без изменения, а жалоба Общества - без удовлетворения (т.1 л.д. 30-33).
Не согласившись с решением налогового органа в части предложения уплатить единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2007 в сумме 1 065 591 рубль, за 2008 год в сумме 1 342 589 рублей и начисления пени по налогу в сумме 396 060 рублей 91 копейки, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался статьей 346.24, пунктом 1 статьи 346.15, пунктами 1 и 2 статьи 249, подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу, что спорные бюджетные средства являются частью дохода (экономической выгоды), полученного Обществом от реализации товаров (работ, услуг) в рамках гражданско-правовой сделки, и поэтому подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по единому налогу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения определяется самим налогоплательщиком.
ООО ЛСУ "Южное" является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в качестве объекта налогообложения Обществом выбраны доходы.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), выделенных бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий, предоставленных и автономным учреждениям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 Кодекса, необходимо одновременное выполнение следующих условий: средства должны быть получены напрямую из бюджета; средства должны носить целевой характер; налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет.
Порядок предоставления средств из бюджета установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, установлен статьей 6 указанного кодекса, согласно которой получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждении, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения).
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлена неполная уплата единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системой налогообложения, в сумме 2 473 447 рублей, в том числе за 2007 год в сумме 1 072 622 рубля, за 2008 год в сумме 1 400 825 рублей.
Основанием для доначисления единого налога явилось необоснованное, по мнению налогового органа, не включение Обществом денежных средств, полученных от ГУ РК "Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми" в оплату стоимости строительно-монтажных работ, приобретения, поставки и монтажа оборудования на объекте: молочный завод в с. Талица Прилузского района Республики Коми, в налогооблагаемую базу по единому налогу.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции постановлениями Правительства Республики Коми N 6 от 23.01.2007 и N 328 от 26.12.2007 (т. 2 л.д. 35-38) утверждены перечни строек и объектов, подлежащих строительству в 2007-2008 годах по Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных в республиканском бюджете на 2007-2008 годы соответственно. В перечень включены работы по реконструкции молочного завода на 10 тонн в смену для ГУП РК "Южное" в с. Талица Прилузского района. Лимит капитальных вложений на реконструкцию определен на 2007 год в размере 20 млн. рублей, на 2008 год в размере 30 млн. рублей (приложения NN 5 и 3 к постановлениям Правительства РК).
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми согласно указанным постановлениям Правительства Республики Коми является главным распорядителем средств республиканского бюджета.
Государственное учреждение Республики Коми "Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми" в соответствии с пунктами 4 постановлений является заказчиком-застройщиком (получателем средств республиканского бюджета).
Из материалов дела усматривается, что 22.10.2007 между ГУ РК "Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми" (заказчик) и ООО ЛСУ "Южное" (подрядчик) заключен государственный контракт N 2, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ, приобретение, поставка и монтаж оборудования на объекте "Реконструкция молочного завода на 10 тонн в смену в с. Талица Прилузского района Республики Коми" (т. 1 л.д. 34-37).
Согласно пункту 2 контракта подрядчик обязуется выполнить оговоренные объемы работ и сдать выполненные работы в срок до 31.07.2008.
Дополнительным соглашением к государственному контракту от 29.01.2008 срок ввода объекта определен датой 30.11.2008 (т. 1 л.д. 38).
Разделом 5 государственного контракта стоимость поручаемых работ определена как открытая договорная, согласно сметной документации в размере 45 455 900 рублей (в т.ч. НДС), включая стоимость материалов и оборудования в ценах 2007 года, а также стоимость материалов и оборудования в текущих ценах за 2007 год в размере 19 964 420 рублей (в т.ч. НДС). Стоимость работ остается неизменной в течение всего срока действия контракта. Расчеты за выполненные работы производятся на основании справок Ф-3КС, Ф-2КС, предоставляемых подрядчиком ежемесячно с подтверждением удорожания стоимости строительства. Форма оплаты - по факту выполненных работ.
ГУ РК "Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми" на основании представленной подрядчиком документации произвело расчет за выполненные строительно-монтажные работы, приобретенное оборудование в полном объеме в пределах утвержденного лимита капитальных вложений.
Согласно актам сверки взаимных расчетов, составленных за 2007-2008 годы по объекту "Реконструкция молочного завода на 10 тонн в смену в с. Талица Прилузского района Республики Коми", по состоянию на 31.12.2007 произведены расчеты в сумме 20 000 000 рублей, по состоянию на 31.12.2008 в сумме 28 055 207 рублей (т. 2 л.д. 50-51, т. 3 л.д. 14).
Перечисление денежных средств в оплату стоимости работ подтверждается копиями платежных поручений, представленными в материалы дела.
В книгах учета доходов и расходов за 2007-2008 годы поступившие на расчетный счет ООО ЛСУ "Южное" от ГУ РК "Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми" денежные средства за выполненные строительно-монтажные работы на объекте "Реконструкция молочного завода на 10 тонн в смену в с. Талица Прилузского района Республики Коми" не отражены (т. 2 л.д. 43-49, т. 3 л.д. 1-13).
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что спорную сумму денежных средств Общество неправомерно не включило в состав доходов, подлежащих налогообложению единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод Общества о том, что ООО ЛСУ "Южное" является получателем бюджетных средств по следующим основаниям.
Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в статье 6 Бюджетного кодекса РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном кодексе РФ и Налоговом кодексе РФ.
Довод Общества о том, что денежные средства, полученные им по государственному контракту от 22.10.2007 N 2 за выполненные в качестве генерального подрядчика работы по строительству молочного завода следует рассматривать как целевое бюджетное финансирование, которое в силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не подлежит включению в облагаемую базу, является ошибочным.
Материалами дела подтверждается и судом первой инстанции установлено, что спорная сумма получена Обществом от реализации товаров (работ, услуг) в рамках гражданско-правовой сделки, а не в силу бюджетных отношений, и не подпадает под перечень имущества, определенный частью 2 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ и относящийся к средствам целевого финансирования, полученным налогоплательщиком и используемым им по назначению, определенному организацией - источником целевого финансирования или федеральными законами. Расходование указанных средств связано с осуществлением деятельности налогоплательщика, направленной на получение дохода.
Следовательно, полученные Обществом денежные средства за выполненные работы (оказанные услуги) подлежат налогообложению в общем порядке.
Также судом апелляционной инстанции отклоняется довод ООО ЛСУ "Южное" об изъятии в государственную казну Республики Коми реконструированного молочного завод, поскольку данный факт не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка Общества на имеющуюся судебную практику, поскольку указанные в жалобе судебные акты приняты по иным, отличным от рассматриваемого дела обстоятельствам.
Таким образом, доначисление Инспекцией единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, соответствующих сумм пени и штрафных санкций является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 02.03.2011 принято на основании всестороннего, объективного и полного исследования обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела документов, с соблюдением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При обращении с апелляционной жалобой Обществом была уплачена государственная пошлина в размере 1 000 рублей по чеку-ордеру N 8 от 31.03.2011.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2011 по делу N А29-10454/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ЛСУ "Южное" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10454/2010
Истец: ООО ЛСУ Южное
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N1 по РК
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 244/12
29.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-244/12
16.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-244/12
28.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3481/11
19.08.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-10454/2010
16.05.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2302/11
02.03.2011 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-10454/10