Предприятие с 2001 года по 2006 гг. осуществляло строительство здания через Агента с привлечением подрядных организаций. Затраты по строительству на основании отчета Агента отражались на б/сч. 08, НДС по полученным для строительства материалам и выполненным работам накапливался на б/сч. 19.
В 2006 году было принято решение о прекращении строительства и продаже объекта незавершенного строительства.
В каком порядке предприятие может принять к вычету входной НДС с 2001 года по 2006 год? Достаточно ли счетов-фактур Агента для подтверждения вычета?
При применении налоговых вычетов по НДС, предъявленному с 2001 г. по 2006 г. включительно при строительстве здания, необходимо руководствоваться следующими нормами налогового законодательства.
Пунктом 6 статьи 171 НК РФ установлено право на вычет:
1. сумм налога, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств;
2. сумм налога, предъявленных налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.
Редакция п. 5 ст. 172 Налогового Кодекса, действовавшая до 1 января 2006 года, предусматривала специальный порядок применения вычетов указанных выше сумм налога, согласно которому вычеты производились по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента начисления амортизации в налоговом учете, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства*(1).
Начиная с 1 января 2006 года, вычеты НДС по указанным выше суммам налога, предъявленным налогоплательщику, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 172 НК РФ, то есть после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав при наличии соответствующих первичных документов на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 172).
Порядок применения вычетов сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного до 1 января 2006 года, но не принятого на 1 января 2006 года к вычету (то есть относящегося к переходному периоду), установлен Законом N 119-ФЗ (в редакции Закона 28.02.2006 N 28-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 119-ФЗ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства или при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам. При этом в случае принятия объекта завершенного капитального строительства на учет в 2006 году или при реализации в 2006 году объекта незавершенного капитального строительства уплаченные суммы налога на добавленную стоимость, не принятые ранее к вычету, подлежат вычетам по мере принятия на учет объекта завершенного капитального строительства или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Отметим, что порядок применения вычетов по налогу на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ*(2), относящимся к переходному периоду, Законом N 119-ФЗ не установлен.
ФНС РФ, а также Минфин РФ выражают мнение о том, что суммы предъявленного НДС по таким товарам, работам, услугам должны применяться в порядке, установленном редакцией НК РФ, действовавшей до 1 января 2006 года - то есть с момента начисления амортизации объекта в налоговом учете, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства*(3).
Однако, при необходимости, с данной позицией можно поспорить. Под сомнение можно поставить правильность позиции Минфина России, поскольку фактически предлагается руководствоваться недействующей нормой. В то же время, использование нового порядка применения вычета, также, на наш взгляд, является рискованным, так как применять новые правила логично к тем событиям, которые имеют место после вступления в силу Закона N 119-ФЗ.
Следовательно, было бы логично применить вычеты по таким товарам, работам, услугам так же, как по работам по капитальному строительству (в размере 1/12 или 1/4 в течение 2006 года).
Однако, принимая во внимание позицию контролирующих органов, велика вероятность, что такую точку зрения придется отстаивать в суде. При этом в настоящий момент мы не располагаем арбитражной практикой, которая позволяла бы судить о перспективах положительного для налогоплательщика исхода судебного разбирательства.
Учитывая вышеизложенный общий порядок применения налоговых вычетов по НДС, при рассмотрении имеющей место ситуации необходимо проанализировать следующие аспекты, влияющие на порядок применения налоговых вычетов по НДС.
1. Передача результатов выполненных строительно-монтажных работ
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией работ признается передача результатов выполненных работ.
Согласно п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Исходя из содержания статей 708, 711, 753 ГК РФ можно заключить, что договором строительного подряда может быть предусмотрена предварительная сдача выполненных этапов работ.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает передачу-приемку результатов работ по договору строительного подряда в общем случае по выполнении всего объема работ, либо при наличии такого условия в договоре - предварительную поэтапную передачу-приемку результатов выполненных работ.
Согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Проанализируем осуществляется ли приемка-передача результатов работ при подписании формы КС-2.
Согласно указаниям по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100, форма N КС-2 (Акт о приемке выполненных работ), применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3). При этом указано, что форма КС-3 составляется на работы, выполненные в отчетном периоде, что позволяет полагать, что и в форму КС-2 включаются работы, выполненные в отчетном периоде.
Однако обязательство подрядчика состоит в выполнении определенных работ без привязки к отчетным периодам, он обязан передать конкретный результат работ после его получения, а не отчитаться о выполненных работах в разрезе отчетных периодов, соответственно, подписание формы КС-2 может свидетельствовать о приемке-передаче результата выполненных работ только в том случае, если необходимый результат был достигнут в течение одного отчетного периода. В иных случаях форма КС-2 лишь фиксирует перечень выполненных работ и позволяет определить их стоимость, но при ее подписании не происходит передачи результата выполненных работ, эквивалентной исполнению обязанности подрядчика по передаче результатов работ по договору строительного подряда.
Приведенная логика подтверждается содержанием п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда". По мнению ВАС РФ при отсутствии выделения этапов работ в договоре акты по форме КС-2 подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов и не являются актом приемки результата отдельного этапа работ.
Таким образом, если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная сдача работ, моментом реализации работ (их результата) признается дата подписания акта приемки-передачи законченного строительством объекта.
В случае, если предметом строительства является конкретный объект (здание или сооружение), то документом, свидетельствующим о принятии результата выполненных работ заказчиком является Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14), установленный Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100 "Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ". Акт N КС-14 является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта (включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение). Данный акт приемки является также основанием для окончательной оплаты всех выполненных работ по договору подряда.
Счет-фактура должна выставляться в общем порядке в соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ - не позднее пяти календарных дней, считая со дня выполнения работ, т.е. со дня передачи законченного строительством объекта.
В отношении определения этапа выполненных работ в договоре сообщаем следующее.
Как показано выше, предметом договора строительного подряда является определенный объем работ, который подрядчик обязуется выполнить и сдать заказчику, соответственно, этапом выполненных работ признается конкретный объем работ, составляющий часть от общего объема работ по договору.
Если стороны установят в договоре, что сдача работ осуществляется поэтапно и этапом признается не конкретный, а неизвестный на момент заключения договора объем работ, который будет выполнен за каждый отчетный месяц, такая формулировка не повлечет обязанности подрядчика ежемесячно сдавать какой-либо конкретный объем работ. Иными словами, такой договор не будет предусматривать поэтапную сдачу выполненных работ по смыслу норм ГК РФ о подряде.
Учитывая данное заключение в отношении момента реализации работ по договору строительного подряда, обращаем особое внимание финансового менеджмента РГК на порядок применения налогового вычета по НДС, предъявленного при выполнении СМР в 2005 году. При условии, что договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная сдача работ, передача результатов выполненных строительных работ производится на дату подписания акта приемки-передачи законченного строительством объекта. Соответственно, декларируемая норма п. 1 ст. 3 Закона N 119-ФЗ в отношении возможности применения налогового вычета по НДС, уплаченному подрядным организациям, в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам не может быть применена, поскольку в связи с отсутствием факта реализации СМР налог не может быть правомерно предъявлен, счет-фактура не может быть правомерно выставлен до момента передачи законченного строительством объекта.
Напоминаем, что если предметом строительства является конкретный объект (здание или сооружение), то документом, свидетельствующим о принятии результата выполненных работ заказчиком, является Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14).
Вывод
Если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная сдача работ, моментом реализации работ (их результата) признается дата подписания акта приемки-передачи законченного строительством объекта.
Соответственно, счет-фактура должна выставляться не позднее пяти календарных дней, считая со дня передачи законченного строительством объекта.
2. Принятие к бухгалтерскому учету приобретаемых СМР
2.1. Принятие к бухгалтерскому учету выполненных СМР в целях
применения вычета сумм предъявленного НДС
Под "принятием к учету" в бухгалтерском учете понимается отражение числового показателя стоимости имущества (приобретаемых товаров), работ, услуг в составе активов организации, перечень статей, которых приведен в п. 20 ПБУ 4/99 (нематериальные активы, основные средства, товары, материалы, готовая продукция, затраты в незавершенное производство и т.д.). Следовательно, принятие к учету означает отнесение (включение) стоимостной оценки показателя в соответствующую группу активов, исходя из характеристики и правил оценки этих активов, которые установлены Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98 - ПБУ 20/03).
Так, например, если приобретены товарно-материальные ценности (вещи), то в зависимости от целей и назначения их предполагаемого использования они учитываются в составе материалов или товаров. В случае, если организация заключила договор на выполнение определенных работ или услуг, то в зависимости от их характера, затраты на их оплату включаются в состав текущих или капитальных расходов. Порядок принятия к учету текущих расходов регулируется ПБУ 10/99. Учет капитальных вложений регулируется на настоящий момент Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина РФ 30 декабря 1993 г. N 160), с учетом положений ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000 (в части оценки активов).
В соответствии с п. 2.2 и 2.3 Положения по учету долгосрочных инвестиций бухгалтерский учет затрат при строительстве объекта ведется в размере фактических расходов нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ с отражением на специальном субсчете "Строительство объектов основных средств" к счету "Вложения во внеоборотные активы". До окончания работ по строительству объектов затраты по их возведению, учтенные на этом счете, составляют незавершенное строительство (п. 3.1.1 Положения).
Согласно п. 3.2.1 Положения к законченному строительству относятся принятые в эксплуатацию объекты, приемка которых оформлена в установленном порядке. В учете затраты по данным объектам в размере их инвентарной стоимости, списываются со счета "Вложения во внеоборотные активы" на счета учета приходуемого имущества или источников их финансирования.
По объектам, вводимым в действие согласно договору на строительство по частям, в основные средства зачисляется стоимость введенной в действие части объекта, приемка которой оформлена в установленном порядке, исходя из суммы фактически произведенных затрат по данному объекту, в доле, относящейся к вводимой его части, определяемой пропорционально отношению договорной стоимости вводимой части объекта к полной договорной стоимости данного объекта (п. 3.2.3. Положения).
Из всего вышеизложенного следует, что в соответствии с правилами бухгалтерского учета затраты на строительство объекта отражаются на счете 08 с начала и в течение всего периода строительства объекта, что как видно из норм ГК РФ еще не свидетельствует о принятии результата работ заказчиком и о переходе рисков случайной гибели объекта. Поэтому в целях применения вычета сумм предъявленного подрядчиками налога согласно ст. 171 и 172 НК РФ, под принятием к учету "приобретенных" налогоплательщиком работ следует рассматривать одновременное выполнение двух условий:
включение капитальных затрат в состав имущества общества (счета учета "Вложений во внеоборотные активы" или "Основные средства" (сч. 08 или сч. 01);
документальное подтверждение факта принятия результата выполненных работ заказчиком (например, Акт КС-14).
Таким образом, право на применение вычета сумм предъявленного НДС возникает после принятия результата выполненных работ на основании Акта сдачи и приемки работ (объекта) при наличии счета-фактуры и при условии использования результатов выполненных работ в операциях облагаемых НДС.
2.2. Принятие к бухгалтерскому учету Инвестором приобретаемых СМР
при имеющих место договорных отношениях
Предметом договора с Агентом является оказание Агентом услуг по поручению Общества от своего имени, но за счет Общества на всех этапах строительства нежилого здания, включая проектные работы, строительные работы, приемку выполненных работ, сдачу законченного строительством объекта госкомиссии и ввода в эксплуатацию.
В соответствии с п. 2.9 договора агент обязан ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять компании письменный отчет о ходе выполнения поручения. При этом Общество обязано принять отчет Агента, все представленные им документы и все исполненное (п. 2.10 договора).
По существу данный договор является инвестиционным договором в форме договора агентирования*(4).
Права на результаты работ, осуществленных по данному договору, возникают у Общества (Инвестора) в силу норм ГК РФ, а также закона "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 N 39-ФЗ.
В соответствии со ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно, применяются правила, предусмотренные главой 51 "Комиссия"*(5) ГК РФ. Комиссионер же по исполнении поручения обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (ст. 999 ГК РФ).
Согласно закону "Об инвестиционной деятельности " ...инвестор имеет право на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений. Также инвестор имеет право на передачу по договору своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим лицам (ст. 6 закона N 39-ФЗ).
В соответствии с условиями договора, а также согласно устным комментариям исполнителя запроса в РГК ежемесячно проводится приемка исполненного за месяц по договору и при этом ежемесячно формируется счет 08 "Капитальные вложения" (и, соответственно, счет 19 "НДС, предъявленный:") по данным отчета агента и представленных им документов*(6).
При оценке правильности принятия Обществом к учету работ, услуг в соответствии с условиями договора отмечаем следующее.
Основным нормативным документом, регламентирующим учет долгосрочных инвестиций, является Письмо Минфина РФ от 30 декабря 1993 г. N 160 "Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций".
Согласно п. 2.3 Письма бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на счете "Капитальные вложения". П.1.4 данного Письма установлено, что организация строительства объектов, контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат осуществляются застройщиками. В рассматриваемой ситуации под застройщиком для целей настоящего положения следует понимать Агента*(7). Поскольку Агент по агентскому договору выполняет те же функции, что и Заказчик по инвестиционному договору, а Принципал те же функции, что и Инвестор, то можно говорить о том, что Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций распространяются и на порядок учета хозяйственных операций по учету затрат на капитальное строительство, производимых в рамках Агентского договора.
Согласно п. 2.2 Письма при строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.
Иными словами, следуя положениям данного Письма, учет затрат по строительству здания должен вестись Агентом с начала строительства до окончания работ на счете "Капитальные вложения".
Однако, порядок учета, предусмотренный Письмом N 160, применительно к рассматриваемой ситуации, не будет отражать содержание имеющих место правоотношений и хозяйственных операций, возникающих из договора между Обществом и Агентом. Согласно договору Агент ежемесячно отчитывается перед Обществом и передает ему все исполненное по договору*(8).
Учитывая вышеизложенное, считаем, что применяемый Обществом порядок учета является возможным, поскольку отражает содержание имеющих место хозяйственных операций, осуществляемых в соответствии с представленным договором.
Вывод
В соответствии с правилами бухгалтерского учета затраты на строительство объекта отражаются на счете 08 с начала и в течение всего периода строительства объекта. При этом считаем возможным калькулирование затрат на строительство объекта непосредственно Инвестором.
В целях применения вычета сумм предъявленного подрядчиками налога согласно ст. 171 и 172 НК РФ под принятием к учету "приобретенных" налогоплательщиком работ следует рассматривать одновременное выполнение двух условий:
включение капитальных затрат в состав имущества общества (счета учета "Вложений во внеоборотные активы" или "Основные средства" (сч. 08 или сч. 01);
документальное подтверждение факта принятия результата выполненных работ заказчиком (например, Акт КС-14).
С учетом вышеизложенного порядок применения вычетов по НДС в рассматриваемой ситуации может быть представлен следующим образом:
Период предъявления НДС |
Порядок применения вычетов по НДС | |
СМР |
Товары, работы, услуги, приобретенные для выполнения СМР |
|
До 01.01.2005 | При реализации объекта незавершенного капитального строительства, при условии уплаты НДС |
При реализации объекта незавершенного капитального строительства, при усло- вии уплаты НДС |
01.01.2005 - 31.12.2005 |
При принятии к учету выполненных работ (по дате подписания акта приемки-пере- дачи законченного строительством объек- та (этапа)), при наличии счета-фактуры |
|
После 01.01.2006 | При принятии к учету приобретенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, при наличии счета-фактуры |
Относительно достаточности счетов-фактур Агента для подтверждения применения вычетов сообщаем следующее.
В случае, если счет-фактура выставлен Продавцом на имя Агента, то основанием у Принципала для принятия НДС к вычету является счет-фактура, полученный от Агента. Счет-фактура выставляется Агентом Принципалу с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом (подрядчиком) Агенту*(9).
При этом следует отметить, что ни в НК РФ, ни в Постановлении Правительства РФ N 914*(10) не закреплен специальный порядок выставления счетов-фактур по агентским договорам либо механизм "перевыставления" счетов-фактур.
Таким образом, данная рекомендация основана на общих положениях Налогового Кодекса, регламентирующих порядок составления и выставления счетов-фактур (ст. 168 и 169 НК РФ), а также разъяснениях налоговых органов и Минфина РФ, в частности, Письме Минфина РФ от 21.05.01 N ВГ-6-03/404, в котором рассматривается порядок выставления счетов-фактур по агентским договорам.
Поскольку в данном случае рассматриваемый договор является инвестиционным, обращаем Ваше внимание также и на Письмо Минфина РФ от 24.05.06 N 03-04-10/07 "О порядке оформления счетов-фактур организацией, выполняющей функции заказчика-застройщика, осуществляющей работы по реализации инвестиционного проекта с привлечением подрядных организаций, инвестору", в котором Минфин РФ сообщает порядок оформления счетов-фактур, согласованный с ФНС России.
В данном Письме Минфин РФ указывает на необходимость предоставления Заказчиком Инвестору копий счетов-фактур, полученных заказчиком от подрядных организаций и поставщиков товаров (работ, услуг), а также копий платежных документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога подрядным организациям по строительно-монтажным работам, поставщикам товаров (работ, услуг).
Вывод
Счет-фактура выставляется Агентом Принципалу с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом (подрядчиком) Агенту. Также при оформлении счетов-фактур считаем целесообразным учитывать Письмо Минфина РФ от 24.05.06 N 03-04-10/07.
15 февраля 2007
ООО "Аудит-новые технологии", февраль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) При этом данный порядок действовал, начиная с 1 января 2002 года. С 1 января 2001 года до 1 января 2002 года вычеты указанных сумм налога производились по мере постановки на учет или реализации незавершенного капитального строительства. Поскольку в рассматриваемом случае момент применения вычета будет связан с фактом реализации объекта незавершенного строительства, то данные различия не имеют значения.
*(2) В том числе услуги агента.
*(3) В Письме от 18.10.06 N ШТ-6-03/1014@ ФНС РФ обращает внимание налогоплательщиков на то, что "особый порядок применения налоговых вычетов сумм налога, предъявленных налогоплательщику до 1 января 2006 года товарам, в том числе оборудованию к установке, приобретенным этим налогоплательщиком и использованным для строительно-монтажных работ, выполняемых подрядными организациями, а также сумм налога, предъявленных ему сторонними организациями по работам (услугам), приобретенным для осуществления строительства объекта (в частности, при проведении экспертизы, приобретении проектной документации, получении разрешений на строительство и т.п.), статьей 3 Закона N 119-ФЗ не установлен, в связи с чем указанные суммы налога подлежат вычетам в порядке, установленном п. 5 ст. 172 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 199-ФЗ (т.е. до 1 января 2006 года)". Аналогичное мнение выражалось Минфином и ранее в отношении порядка определения вычетов по товарам, работам, услугам, приобретенным в 2005 году для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления после 1 января 2006 года (письмо от 16.01.06 N 03-04-15/01 (согласно с ФНС РФ - Письмо от 25.01.05 N ММ-6-03/63@).
*(4) Инвестиционный договор в форме договора агентирования представляет собой соглашения между инвестором (Принципалом) и Заказчиком (Агентом), в соответствии с которым Заказчик (Агент) обязуется по поручению и за счет Заказчика (Принципала) осуществить юридические и фактические действия по строительству и (или) реконструкции (модернизации) основных средств, право собственности на которые, будет принадлежать инвестору. Инвестор в свою очередь обязуется профинансировать деятельность Заказчика и выплатить ему вознаграждение за оказанные услуги. Заказчик при такой схеме, в целях исполнения своих обязанностей перед инвестором заключает соответствующие договоры подряда с подрядчиками и другие необходимые договоры с иными лицам.
*(5) В зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора.
*(6) Согласно устным разъяснениям, полученным из Общества, договоры с подрядчиками заключаются Агентом от собственного имени, соответственно, первичные учетные документы (КС-2, КС-3), а также счета-фактуры выставляются подрядчиками на имя Агента.
*(7) Под застройщиками для целей настоящего Положения понимаются предприятия, специализирующиеся на выполнении указанных функций, в частности предприятия по капитальному строительству в городах, дирекции строящихся предприятий и т.п., а также действующие предприятия, осуществляющие капитальное строительство.
*(8) В случае заключения агентских договоров на условиях комиссии в общем случае Агент осуществляет учет расходов, связанных с исполнением поручений Принципала, на счетах расчетов (в частности на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"). Такой порядок учета в первую очередь обусловлен тем что, в силу закона все приобретенное Агентом для Принципала является собственностью Принципала.
*(9) При этом оба счета-фактуры у агента в книге покупок и книге продаж не регистрируются (п. 3, п. 11, Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость).
*(10) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.12.00 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.