ООО имеет более 8 тысяч потребителей, состоит на учете в МРИ ФНС и находится на налоговом администрировании в Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. До перехода в МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам Общество находилось на налоговом администрировании в Межрегиональной инспекции. Общество имеет обособленные подразделения без образования юридического лица, которые состоят на учете в 20 инспекциях.
Общество получает большое количество требований налоговых инспекций о предоставлении документов (информации) о наших потребителях.
В связи с изложенным, прошу Вас разъяснить следующие вопросы:
1. Какие инспекции имеют право присылать нам требования;
2. Какой статьей НК РФ следует руководствоваться Обществу при определении срока, в течение которого необходимо представить налоговой инспекции требуемые документы: статьей 93 НК РФ (10 дней), или статьей 93.1 НК РФ (срок пять дней);
3. Является ли правомерным требование налогового органа о предоставлении всех документов в двух экземплярах с описью вложения и указанием количества листов каждого документа;
4. Является ли правомерным требование налогового органа о предоставлении документов о предыдущем поставщике товара, не имеющем прямых отношений с проверяемым потребителем;
5. Должно ли общество предоставлять одни и те же документы по повторяющимся несколько раз требованиям;
Статьями 93 и 93.1 НК РФ предусмотрен порядок истребования сведений при проведении проверок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Из анализа указанной статьи следует, что в ней речь идет о порядке истребования документов в том случае, если проводится проверка в отношении самого налогоплательщика, то есть об истребовании документов при проведении камеральных, выездных и повторных налоговых проверок.
Пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Таким образом, из системного анализа приведенных норм следует, что статья 93 НК РФ регулирует порядок истребования документов у налогоплательщика при проведении в отношении его камеральной, выездной либо повторной налоговой проверки, а статья 93.1 НК РФ - порядок истребования документов о налогоплательщике, в отношении которого проводится проверка, у иных лиц, у которых о нем имеются документы (сведения).
Поскольку требования направляются ООО в связи с проведением налоговых проверок контрагентов Общества, в указанной ситуации подлежит применению статья 93.1 НК РФ.
1. Пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено право истребования документов (информации), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика должностным лицом налогового органа, проводящего налоговую проверку.
При этом порядок реализации указанного права установлен пунктом 3 статьи 93.1 НК РФ, согласно которому налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации).
Таким образом, налоговыми органами, которые вправе направлять ООО требования о представлении документов в порядке статьи 93.1 НК РФ являются инспекции, в которых ООО стоит на налоговом учете. В связи с тем, что данная статья не связывает определение уполномоченного налогового органа с основанием постановки предприятия на налоговый учет, по нашему мнению, формально законными будут являться как требования о представлении документов, направленные Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, так и требования, направленные налоговыми органами, в которых ООО стоит на налоговом учете по месту нахождения обособленных подразделений, месту нахождения транспортных средств и т.п.
2. В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Десятидневный срок для представления документов, предусмотренный статьей 93 НК РФ не подлежит применению, поскольку представление документов (информации) о контрагентах общества в связи с проведением в отношении них проверки, подлежит регулированию в соответствии со статьей 93.1 НК РФ.
Порядок исчисления срока на исполнение требования о представлении документов предусмотрен статьей 6.1 НК РФ. Согласно пункту 6 данной статьи срок, исчисляемый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий срок.
3. Абзацем 3 пункта 5 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено, что истребуемые документы предоставляются с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 93 НК РФ, в соответствии с которым документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом, в налоговом законодательстве отсутствует указание на то, что документы должны быть представлены в двух экземплярах с описью вложения и указания количества каждого из документов. В то же время, отсутствие описи документов может привести к негативным последствиям для лица, предоставляющего документы, в связи с тем, что данная опись позволяет идентифицировать и подтвердить факт представления документов (информации) налоговому органу.
4. Из пункта статьи 93.1 НК РФ следует, что налоговые органы вправе истребовать документы (информацию), касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика. При этом НК РФ не определяет, что понимается под документами (информацией), касающимися деятельности налогоплательщика, в связи чем данный термин может быть истолкован по-разному в правоприменительной практике. По нашему мнению, таковыми являются документы, которые непосредственно связаны с правильностью исчисления и уплаты налогов проверяемым налогоплательщиком, то есть, документы (информация) об отношениях между ООО и иными организациями (поставщиками, не имеющими прямых отношений с проверяемым налоговым органом потребителем) не могут быть затребованы в порядке статьи 93.1 НК РФ. Также отсутствует право налогового органа, в связи с проведением проверок контрагентов Общества требовать документы (информацию) о порядке исчисления и уплаты налогов самим Обществом (то есть организацией, которой направляется требование), поскольку целью истребования сведений в порядке статьи 93.1 НК РФ является проверка деятельности не лица, которому направлено требование о представлении документов, а сопоставление данных, отраженных в документах самого проверяемого налогоплательщика, с целью оценки достоверности данных*(1).
5. В силу пункта 4 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ. Согласно статье 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа. Состав указанного правонарушения носит формальный характер, при этом законодатель не связывает возможность отказа от исполнения требования в том случае, если ранее документы были направлены по требованию о представлении документов, либо указанные документы имеются у налоговой инспекции.
Косвенным подтверждением данного вывода является также следующее. В силу пункта 5 статьи 93 НК РФ в ходе налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы. Учитывая то, что указанная норма вступает в силу с 1 января 2010 года и применяется в отношении документов, представляемых в налоговые органы только после 1 января 2010 года, а также отсутствие нормы аналогичного характера в статье 93.1 НК РФ, полагаем, что непредставление документов, ранее представленных налоговому органу в порядке статьи 93.1 НК РФ может повлечь привлечение к налоговой ответственности.
Следует отметить, что арбитражная практика применения указанных норм в настоящее время в связи с введением в действие статьи 93.1 НК РФ отсутствует. Ранее некоторые суды исходили из того, что если ранее лицом уже были представлены в инспекцию, направившую требование документы (информация), и об этом сообщается налоговому органу, оснований для привлечения к налоговой ответственности не имеется, поскольку вина в совершении правонарушения отсутствует (например, Постановление ФАС Уральского округа от 16.12.2003 по делу N Ф09-4333/03-АК). Однако сделать однозначный вывод о том, что подобной позиции суд будут придерживаться и при применении статьи 93.1 НК РФ, нельзя.
Вывод
1. Налоговыми органами, которые вправе направлять ООО требования о представлении документов в порядке статьи 93.1 НК РФ являются инспекции, в которых ООО стоит на налоговом учете.
2. ООО обязано исполнить требование о представлении документов, направленное в порядке статьи 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня его получения либо тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
3. В налоговом законодательстве отсутствует указание на то, что документы, направляемые по требованию о представлении документов, должны быть представлены в двух экземплярах с описью вложения и указания количества каждого из документов.
4. Документы (информация) об отношениях между ООО и иными организациями (поставщиками, не имеющими прямых отношений с проверяемым налоговым органом потребителем) не могут быть затребованы в порядке статьи 93.1 НК РФ.
5. Отказ в представлении документов по требованию о представлении документов, направленный в порядке статьи 93.1 НК РФ, которые были представлены налоговому органу, может повлечь привлечение к налоговой ответственности в соответствии со статьей 129.1 НК РФ.
15 февраля 2007
ООО "Аудит-новые технологии", февраль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Позиция о том, что при проведении встречной налоговой проверки налоговые органы не вправе требовать сведения, относящиеся к деятельности самого налогоплательщика, нашла свое закрепление в некоторых судебных актах (например, Постановление ФАС Московского округа от 01.10.2004 по делу N КА-А40/8815-04, ФАС Северо-Западного округа от 15.08.2005 по делу N А56-3534/2005 и т.д.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.