Создание Попечительского совета образовательного учреждения
Дополнительное внебюджетное финансирование является непременным условием для развития образовательных учреждений в современных условиях, так как бюджетного финансирования довольно часто не хватает даже на покрытие необходимых текущих расходов учреждения. С переводом внебюджетного финансирования образовательных учреждений на лицевые счета в органы казначейского исполнения бюджета и их зачислением в бюджет возникли различные проблемы, связанные с самостоятельным использованием дополнительных средств. Ситуация осложняется тем, что зачисление внебюджетных доходов в бюджет формально приводит к увеличению объемов финансирования расходов на образование из бюджета, в то время как реального роста расходов не происходит. Поэтому образовательному учреждению выгодно дополнительные (внебюджетные) финансовые потоки "уводить" в другие организации. Учитывая актуальность темы общественно-государственного управления образованием в рамках современной государственной политики, такой организацией может стать Попечительский совет как самостоятельная некоммерческая организация.
Правовые основы функционирования Попечительского совета
Главная цель деятельности образовательного учреждения - реализация различных образовательных программ (основных и дополнительных). При этом для реализации любой образовательной программы необходимы материальные и финансовые ресурсы. Они нужны и для поддержания учебно-материальной базы на высоком качественном уровне, а также ее развития.
Согласно действующему законодательству финансирование должно осуществляться в соответствии с принимаемыми на региональном и муниципальном уровнях нормативами. При этом каждый регион и муниципалитет вправе самостоятельно разработать модель нормативного финансирования. К сожалению, практически во всех регионах бюджетное финансирование не покрывает необходимых затрат на качественную реализацию образовательных программ.
В то же время согласно ст. 41 Закона РФ от 10.06.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.
Поэтому для финансирования своих образовательных программ и развития учебно-материальной базы образовательное учреждение вправе привлекать внебюджетные средства. При этом весьма привлекательным и стабильным источником финансирования может стать Попечительский совет, созданный в виде некоммерческой организации, цель которой - содействие функционированию и развитию образовательного учреждения.
Обратите внимание: действующее законодательство запрещает бюджетным учреждениям взимать плату за реализацию основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджета (например, за реализацию основных общеобразовательных программ). При этом бюджет не гарантирует выделения достаточного количества средств для качественной реализации основных общеобразовательных программ, что в некоторых учреждениях образования приводит к оформляемым различным образом сборам с родителей учащихся.
Попечительский совет может софинансировать и основные образовательные программы, обеспечивая ресурсами качественное осуществление образовательного процесса, так как действующее законодательство запрещает взимать с родителей плату на эти цели, но не запрещает получать дополнительные средства от иных юридических лиц.
Попечительские советы без образования юридического лица достаточно распространены в образовательных учреждениях. Однако в этом случае своего расчетного счета они иметь не могут, поэтому экономического смысла в их существовании нет. Все преимущества в организации финансовых потоков образуются, только если Попечительский совет создается как самостоятельная некоммерческая организация.
Некоммерческая организация - это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Такие организации, в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ*(1), создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Правовое положение некоммерческих организаций определяется нормами Гражданского кодекса, Федеральным законом N 7-ФЗ и иными нормативными актами. Если Попечительский совет создан в форме общественного объединения, то в отношении него действует Федеральный закон N 82-ФЗ*(2).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть создана по решению учредителей (учредителя), а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
В настоящее время имеется более 20 организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Для создания Попечительского совета возможно использование следующих таких форм:
некоммерческого партнерства;
общественной организации;
фонда;
автономной некоммерческой организации*(3).
Создание Попечительского совета как
самостоятельной некоммерческой организации
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Однако до государственной регистрации необходимо провести определенную подготовительную работу.
Процесс создания Попечительского совета включает следующие этапы:
подготовительный;
государственную регистрацию;
изготовление печати;
открытие расчетного (если необходимо, то и валютного) счета.
Только после данных процедур возможно официальное начало деятельности.
Некоммерческая организация создается по решению учредителей (учредителя), которыми в зависимости от организационно-правовых форм могут выступать как физические, так и юридические лица.
Учредительным документом некоммерческих организаций является устав, утвержденный учредителями (участниками) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации. Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.
Обратите внимание: учредителями (членами, участниками) некоммерческой организации не могут быть иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания на территории РФ, лица и организации, связанные с отмыванием денежных средств или финансированием экстремистских организаций.
В учредительных документах некоммерческой организации должны содержаться:
наименование некоммерческой организации с указанием на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
место нахождения некоммерческой организации;
порядок управления деятельностью;
предмет и цели деятельности;
сведения о филиалах и представительствах;
права и обязанности членов;
условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство);
источники формирования имущества некоммерческой организации;
порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
иные положения, предусмотренные Федеральным законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.
Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда, указания об органах фонда, в том числе о Попечительском совете, и порядке их формирования, назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, а также дальнейшем использовании имущества фонда в случае его ликвидации.
Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
В уставе Попечительского совета как некоммерческой организации возможно включение следующих разделов (их наименования могут различаться, так как четко определенной структуры не существует):
- Общие положения;
- Цели и задачи совета;
- Членство в совете;
- Порядок приема в совет и выхода из него;
- Управление советом;
- Имущество и финансово-хозяйственная деятельность;
- Порядок реорганизации и ликвидации совета.
Кроме того, в уставе теоретически могут быть отражены положения, касающиеся филиалов и других обособленных подразделений организации, однако для попечительских советов использовать эти возможности обычно нет необходимости. Хотя можно создать один Попечительский совет на муниципальное образование с созданием филиалов, базирующихся в конкретных образовательных учреждениях.
Заседание учредителей о создании некоммерческой организации фиксируется протоколом. Протокол общего собрания учредителей Попечительского совета должен содержать:
перечень присутствующих;
дату и номер протокола (как правило, протокол N 1);
повестку дня;
перечень докладчиков и краткое содержание их выступлений.
В протоколе должны быть отражены вопросы для голосования, в частности:
о создании некоммерческой организации;
о составе учредителей;
о размере уставного капитала;
о назначении исполнительного директора;
о регистрации некоммерческой организации.
Также в нем должны быть указаны результаты голосования по каждому из вопросов.
Государственную регистрацию некоммерческих организаций и постановку на налоговый учет осуществляет в настоящее время Федеральная служба по налогам и сборам. Однако документы для государственной регистрации некоммерческой организации теперь необходимо подавать в Федеральную регистрационную службу (Росрегистрацию) в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ, так как если ранее действовал общий порядок, то теперь для некоммерческих организаций установлен специальный, который ранее действовал только в отношении общественных объединений. Тем самым процедура регистрации значительно усложнилась, так как она осуществляется двумя различными службами - после одобрения Росрегистрации документы направляются ею в уполномоченный налоговый орган для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. Затем, получив уведомление о внесении записей в ЕГРЮЛ, Росрегистрация выдает свидетельство о государственной регистрации заявителю.
При этом необходимо помнить, что срок подачи документов на регистрацию ограничен тремя месяцами со дня вынесения решения о создании организации (п. 4 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ).
Согласно ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ*(4) при регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- заявление, подписанное заявителем, с указанием его ФИО, места жительства и телефонов (заверяется нотариально);
- учредительные документы в трех экземплярах;
- решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
- сведения об учредителях в двух экземплярах;
- документ об уплате госпошлины;
- сведения об адресе (местонахождении) постоянно действующего органа.
Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации представляется по форме N РН0001, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 212*(5). Заявление удостоверяется нотариусом, поэтому и подписи на нем должны ставиться в присутствии нотариуса. Для заверения подписей нотариусу необходим паспорт заявителя и документ, подтверждающий его полномочия, например протокол общего собрания учредителей, в котором изложены результаты назначения на ту или иную должность и поручение ему регистрировать организацию.
Сведения об учредителях приводятся на листах "Б" формы N РН0001.
Одновременно с документами на регистрацию целесообразно подать и заявление о применении УСНО, так как для Попечительского совета эта система, позволяющая уменьшить затраты на ведение налогового и бухгалтерского учета, наиболее оптимальна.
Уполномоченным лицом (заявителем), имеющим право подачи документов на регистрацию некоммерческого партнерства, может быть:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени этого юридического лица (например, назначенный учредителями директор);
- учредитель (учредители - физические лица) юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании оформленной надлежащим образом доверенности.
Учредительные документы юридического лица представляются в подлинниках или нотариально удостоверенных копиях.
Решение о создании юридического лица представляется в виде протокола (или выписки из протокола). В этом документе должно обязательно говориться об утверждении устава Попечительского совета и формировании его руководящих органов, включая назначение директора (единоличного исполнительного органа). Также в протоколе нужно указывать ФИО лица, которому поручена регистрация.
В качестве документа об уплате государственной пошлины обычно представляется квитанция на ее перечисление через банк. В настоящее время действует единая государственная пошлина за регистрацию юридических лиц в размере 2 000 руб. (ст. 333.33 НК РФ).
Адресом юридического лица считается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (индивидуального или коллегиального). К документам на адрес относятся нотариально заверенные договор аренды помещения, свидетельство о собственности, гарантийное письмо. Адресом (местонахождением) постоянно действующего органа Попечительского совета образовательного учреждения, как правило, является адрес самого образовательного учреждения. Поэтому в качестве документа, подтверждающего адрес Попечительского совета, обычно представляется гарантийное письмо руководителя образовательного учреждения.
Постановка на учет в налоговом органе производится одновременно с государственной регистрацией. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. В дополнение к свидетельству о государственной регистрации выдается свидетельство о присвоении ИНН (идентификационного номера налогоплательщика), единого по всем видам налогов и сборов. Этот номер надо указывать в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или другом документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Свидетельство о постановке на налоговый учет можно получить в налоговом органе по месту нахождения организации.
Срок регистрации некоммерческой организации составляет 23 рабочих дня, из которых:
- в течение 14 рабочих дней Росрегистрация должна принять решение о соответствии устава требованиям законодательства;
- в течение 5 рабочих дней ФНС должна внести запись в ЕГРЮЛ;
- 1 рабочий день отводится на уведомление Росрегистрации о внесении записи в ЕГРЮЛ;
- в течение 3 рабочих дней после получения сообщения от ФНС Росрегистрация должна выдать регистрационное свидетельство некоммерческой организации.
Отказ в регистрации возможен лишь по следующим причинам, указанным в ст. 23.1 Федерального Закона N 7-ФЗ:
- учредительные документы противоречат законодательству РФ;
- ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
- наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства;
- документы представлены не полностью, неправильно оформлены либо представлены не в тот орган;
- выступившее в качестве учредителя лицо не может быть учредителем в соответствии с п. 1.2 ст. 15 Федерального Закона N 7-ФЗ.
Об отказе в государственной регистрации должно быть сообщено не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием причин.
Печать можно заказать в любой организации, занимающейся их изготовлением, или приобрести специальный комплект, позволяющий создать печать самостоятельно. На печати должно быть указано название организации и место регистрации. Также печать может содержать ОГРН, ИНН, зарегистрированный логотип. В больших городах с ее изготовлением проблем в настоящее время нет, но несколько дней (и даже недель) на ее изготовление может уйти.
В Москве действует Государственный реестр печатей и можно зарегистрировать (естественно, за плату) печать в этом реестре. Однако требования об обязательности регистрации в этом реестре в действующем московском законодательстве отсутствуют, поэтому регистрация осуществляется лишь по желанию самой организации.
Учитывая введенные правила "одного окна", регистрация в органах статистики и регистрация во внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования и Фонде социального страхования) должна осуществляться автоматически, без необходимости их личного посещения.
Из регионального отделения Росстата должно быть выслано письмо, содержащее присвоенные организации в соответствии с общероссийскими классификаторами и уставными документами коды идентификации хозяйствующих субъектов:
- ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций);
- ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления);
- ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления);
- ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);
- ОКФС (Общероссийский классификатор форм собственности);
- ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм).
Регистрационное письмо Росстата с кодами статистики необходимо для осуществления уставной деятельности и открытия счета в банке.
Уведомления (извещения) фондов о постановке юридического лица на учет и присвоении ему регистрационных номеров должны направляться по почте в адрес юридического лица. При этом регламентируются сроки постановки на учет - 5 рабочих дней.
Из внебюджетных фондов должно прийти четыре извещения (два от ФСС и по одному от ПФР и ФФОМС). Два извещения от ФСС обязательны, так как организация в этом фонде не только ставится на учет как страхователь, но и получает уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Учитывая работу почты, извещения доходят не всегда, поэтому по истечении месяца с момента регистрации исполнительному органу Попечительского совета или доверенному лицу целесообразно получить в отделениях фондов соответствующие извещения или регистрационные номера.
Заключительный этап создания Попечительского совета - открытие расчетного счета в банке. В выбранном банке (даже в небольших городах действуют несколько банков с разными тарифами на открытие и ведение счетов) нужно получить документы, необходимые для открытия расчетного счета. Для этого в банк представляются следующие документы (перечень может несколько различаться):
- заявление на открытие счета;
- договор на расчетно-кассовое обслуживание в двух экземплярах;
- копию свидетельства о регистрации, заверенную нотариально;
- копию устава, заверенную нотариально;
- копию учредительного договора, заверенную нотариально;
- карточку с образцами подписей, оттиска печати, заверенную нотариально (или согласно правилам банка - в нем самом);
- приказы о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи в карточке с образцами подписей;
- нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;
- анкеты на всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с представлением паспорта);
- копию информационного письма из органов статистики о присвоении кодов;
- документ, подтверждающий регистрацию организации в Фонде социального страхования и в отделении Пенсионного фонда;
- расчет на установление организации лимита остатка денежных средств в кассе.
В банке после открытия расчетного счета можно получить чековую книжку.
Согласно ст. 86 НК РФ банк, открывший счет организации, обязан в пятидневный срок уведомить об этом налоговый орган. В свою очередь, некоммерческая организация также обязана в десятидневный срок известить налоговый орган об открытии (закрытии) расчетного счета согласно ст. 23 НК РФ.
А. Вифлеемский,
к.э.н., директор Нижегородского центра экономики
образования
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
*(3) От редакции: определения основных организационно-правовых форм некоммерческой организации приведены в статье А. Вифлеемского "Пожертвования и иные источники дополнительного финансирования бюджетных учреждений", опубликованной в третьем номере журнала "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" за 2007 год.
*(4) Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
*(5) Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"