г. Ессентуки |
Дело N А20-2902/2010 |
25 мая 2011 г. |
Вх.16АП-979/11 (1,2) |
24 мая 2011 года объявлена резолютивная часть постановления.
25 мая 2011 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей: Джамбулатова С.И., Егорченко И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Подгурской А.В.,
рассмотрев апелляционные жалобы Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино- Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино- Балкарской Республики от 01.03.2011 по делу N А20-2902/2010 по исковому заявлению муниципального унитарного предприятие "НальчикАвтобусТранс" (ИНН 0721061472, ОГРН 1080721006079) к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов КБР и Министерству труда и социального развития КБР, о взыскании 29 807 981,70 руб. (судья Шогенов Х.Н.),
в судебное заседание явились:
от Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики - Мальбахова З.С. по доверенности от 23.05.2011 N 13/2166,
от Министерства финансов Российской Федерации - не явился, извещено 20.04.2011,
от МУП "НальчикАвтобусТранс" - не явился, извещено 26.04.2011,
от Министерства труда и социального развития КБР - не явился, извещено 25.04.2011,
УСТАНОВИЛ
Муниципальное унитарное предприятие "НальчикАвтобусСервис" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития КБР (далее - Министерство) о взыскании 5 801 582,70 рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что предприятию не возмещены убытки от предоставления льгот, образовавшиеся в результате предоставления льготным категориям граждан проезда по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ).
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Кабардино - Балкарская Республика в лице Минфина КБР и Российская Федерация в лице Минфина РФ.
Определением Арбитражного суда КБР от 27.12.2010 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена замена выбывшей стороны - МУП "НальчикАвтобусСервис" его процессуальным правопреемником - МУП "НальчикАвтобусТранс" (далее - предприятие).
Предприятие в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило требования и просило взыскать с ответчиков 29 807 981 рублей 70 копеек выпадающих доходов, в том числе с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ 2 266 724 рубля 10 копеек, с Кабардино - Балкарской Республики за счет казны Кабардино - Балкарской Республики в лице Министерство финансов КБР 27 531 257 рублей 08 копеек. В части исковых требований к Министерству труда и социального развития истец отказался от иска. Определением Арбитражного суда КБР от 29.12.2010 судом приняты уточнения.
Определением от 02.02.2011 прекращено производство по делу в отношении Министерства труда и социального развития КБР.
Решением Арбитражного суда Кабардино- Балкарской Республики от 01.03.2011 требования предприятия удовлетворены. Суд взыскал с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 2 266 724 руб. 10 коп. выпадающих доходов от оказания услуг по перевозке льготной категории граждан, также взыскал с Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики 27 541 251 руб. 60 коп. выпадающих доходов от оказания услуг по перевозке льготной категории граждан. Судебный акт мотивирован тем, что наличие расходов, их размер подтверждены материалами дела.
Не согласившись с данным решением суда, Кабардино-Балкарская Республика в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что задолженность по перевозке льготных категорий граждан, состоящих как в республиканском, так и в федеральном регистре, отсутствует. По мнению заявителя, предприятие, подписав договоры с Министерством, согласилось с их условиями, в том числе с тем, что возмещение расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Кабардино-Балкарской Республики.
Не согласившись с данным решением суда, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино- Балкарской Республике подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, причинно-следственная связь между действиями министерства финансов Российской Федерации и убытками истца отсутствует, поскольку все обязательства, взятые на себя федеральными законами в полном объеме выполнены, в связи с чем у Министерства финансов РФ отсутствовали правовые основания для увеличения средств финансирования.
Представитель Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просила решение суда первой инстанции отменить.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителя Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения принятого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23.03.2006 N 79-ПП "О порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республики" в целях реализации прав отдельных категорий граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, по обеспечению доступности транспорта общего пользования, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 26.11.1998 N175 -ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиационных отходов в реку "Теча", от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законами Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законами Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2004 N 57-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике" и от 17.08.1996 N 21 -РЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" Постановлением Правительства КБР от 26.03.2009 N 70-ПП "О Порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в КБР" установлен порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования выше перечисленным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике.
Пункт 7 вышеназванного постановления предписывал Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики:
- заключить с транспортными организациями договоры по возмещению расходов, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан;
- ежемесячно осуществлять сверку отчетов транспортных предприятий с базой данных льготной категории граждан министерства;
- направлять в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики не позднее 5 числа каждого месяца заявку на финансирование расходов транспортных предприятий от предоставления льготного проезда;
- до 10 числа каждого месяца представлять в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики отчет о количестве реализованных льготных и бесплатных проездных билетов.
Реализация ЕСПБ за спорный период производилось Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской республики в лице его территориальных управлений (структурных подразделений министерства не имеющих статус юридического лица).
В целях реализации Постановления Правительства КБР N 70-1111 от 26.03.2009 между Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и МУП "НальчикАвтобусСервис" (правопредшественник МУП "НальчикАвтобусТранс") заключены государственные контракты от 19.08.2008 N 279 и от 22.08.2008 N 274, договор на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан от 08.07.2008 N 274, где были предусмотрены условия о компенсации истцу расходов от предоставления льгот по проезду федеральным льготникам за каждый ЕЛПБ и за реализованные единые социальные проездные билеты льготникам по республиканскому регистру в размере утвержденных ассигнований.
Согласно пунктам 2.1.1.-2.1.4. договора N 274 и пункта 3.11. контрактов перевозчик обязался:
- предоставлять право проезда льготным категориям граждан на основании единых проездных билетов установленного образца;
- ежемесячно за 10 дней до начала месяца представлять территориальным управлениям труда и социального развития Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики льготные проездные билеты для продажи их льготной категории граждан на очередной месяц;
- ежемесячно, в срок до 12 числа, следующего за отчетным месяцем предоставлять заказчику отчеты-реестры, согласованные с руководителями территориальных управлений труда и социального развития раздельно на федеральных и республиканских льготников, получивших единые социальные проездные билеты на два вида транспорта;
- на основании отчетов-реестров, подписанных уполномоченным отделом Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и предприятием, предъявлять счета на оплату разницы в стоимости социальных проездных билетов (по федеральному и республиканскому регистрам).
В пунктах 4.1.2. государственных контрактов и п. 3.1 договора N 274 предусмотрена обязанность заказчика компенсировать перевозчику провоз льготной категории пассажиров в соответствии с актом распределения денежных средств по компенсации расходов муниципального унитарного предприятия "НальчикАвтобусСервис" и муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление" от продажи единых льготных проездных билетов на перевозку льготных категорий пассажиров на текущий период.
В приложениях N 2 к договорам указаны маршруты, график и расписание движения на маршрутах, по которым будут осуществляться перевозки. В приложениях N1 к государственным контрактам и договору определена стоимость услуг по перевозке граждан имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте.
В соответствии с актами распределения денежных средств по компенсации расходов между МУП "Троллейбусное управление" и предприятием от реализации единых социальных проездных билетов, истцу полагалось 64% от стоимости билета, а МУП "Троллейбусное управление" - 36% (постановление ФАС СКО от 21 января 2011 г. по делу N А20-238/2010).
Во исполнение обязательств по договорам предприятие осуществляло перевозку льготных категорий граждан согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Истец ежемесячно представлял Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики счета на оплату услуг.
Однако услуги истца по перевозке пассажиров по ЕЛПБ реализованным за период с июля по декабрь 2008 гражданам, получающим ежемесячную денежную выплату на проезд в общественном транспорте по федеральному регистру, остались неоплаченными, в связи с чем образовалась задолженность в размере 1 337 333 руб. 80 коп.
Данное обстоятельство подтверждается представленными копиями справок "Количество реализованных проездных билетов отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными и республиканскими регистрами", списками льготных категории граждан по федеральному регистру из которых следует, что за указанные 6 месяцев 2008 реализовано 17 143 ЕЛПБ на общую сумму 6 098 973 руб. 44 коп., из которых оплачено лишь 4 781 639 руб. 70 коп.
Кроме того, за период с июля 2008 по декабрь 2009 Департаментом труда и социального развития г. Нальчика реализовано 26 860 штук ЕЛПБ гражданам, пользующимся правом льготного проезда в городском пассажирском транспорте по республиканскому регистру. Стоимость одного проездного билета на два вида транспорта Решением Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 27.06.2008 "О тарифах на перевозку пассажиров и проезд багажа в г. Нальчике" с августа 2008 утверждена в размере 578 руб. (по состоянию на июль 2008 стоимость одного проездного билета составляла 434 рубля). В соответствии с "Соглашением о распределении денежных средств по компенсации расходов между муниципальным унитарным предприятием "НальчикАвтобусСервис" и муниципальным унитарным предприятием "Троллейбусное управление" от продажи ЕЛПБ за провоз льготных категорий пассажиров" доля истца с августа по декабрь 2008 определена в размере 64%.
Таким образом, расходы истца по перевозке граждан, которым предоставлено право льготного проезда по республиканскому регистру за указанный период составили 9 549 163 руб. 50 коп., из которых при приобретении ЕЛПБ льготными категориями граждан оплачено 1 719 040 руб., за счет средств республиканского бюджета - 3 389 815 руб. 70 коп.
Невозмещенные расходы истца по перевозке граждан, которым предоставлено право льготного проезда по республиканскому регистру за период с июля 2008 по декабрь 2008 составляет 4 440 307 руб. 80 коп., что подтверждается представленными суду копиями счетов-фактур, копиями справок о количестве реализованных проездных билетов, копиями актов о списании ЕЛПБ, списками льготных категорий граждан по республиканскому регистру.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчиков 24 030 340 руб. 10 коп. в том числе: с Кабардино-Балкарской Республики 23 100 949 руб. 80 коп. не возмещенных расходов по перевозке граждан, которым предоставлено право льготного проезда по республиканскому регистру с января 2009 по декабрь 2010; 929 390 руб. 30 коп. - с Российской Федерации за период с января 2009 по июнь 2010 по договорам N 46 от 21.01.2009 и N 53 22.01.2010 на оказание услуг по перевозке льготных категории граждан, заключенных между Министерством труда и социального развития КБР и МУП "НальчикАвтобусТранс" (правопреемник МУП "НальчикАвтобусСервис").
На основании Постановления Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2007 N 306 ПП "О порядке предоставления льготного проезда на транспорте общественного пользования отдельным категориям граждан, проживающих в КБР" заключены договоры N 46 от 21.01.2009 и N 53 от 22.01.2010.
Согласно пункту 1.2. указанных договоров "возмещение расходов транспортным предприятиям от предоставления льготного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования отдельной категории граждан, осуществляется из средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Кабардино - Балкарской Республики на 2009 по разделу "Социальная политика".
Пунктом 4.1.2. договора N 46 предусмотрена обязанность компенсировать перевозчику провоз льготной категории пассажиров в соответствии с Актом распределения денежных средств по компенсации расходов между МУП "НальчикАвтобусТранс" и МУП "Троллейбусное управление" от продажи единых льготных проездных билетов за перевозку льготных категории граждан на текущий период.
Пунктом 4.2 договора N 53 от 22.01.2010 предусмотрена обязанность заказчика компенсировать перевозчику провоз льготной категории пассажиров в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2009 N 70-ПП "О порядке предоставления льготного и бесплатного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающим в Кабардино-Балкарской Республике" и актом распределения денежных средств по компенсации расходов муниципального унитарного предприятия "НальчикАвтобусТранс" и муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление" от продажи единых льготных проездных билетов на перевозку льготных категорий пассажиров на текущий период.
В приложениях N 1 к договорам указаны маршруты, график и расписание движения на маршрутах, по которым будут осуществляться перевозки. 17 июля 2010 принято дополнительное соглашение N 171 к договору N 53 от 22.01.2010. В соответствии с указанным дополнительным соглашением абзац первый пункта 1 договора после "проживающих в Кабардино-Балкарской Республике" дополнен "и постановления Правительства КБР от 08 июня 2010го да N 124-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства КБР от 26 марта 2009 года N 70-ПП" далее по тексту; подпункт 2.1.2. пункта 2 исключен; подпункт 2.1.3. пункта 2 изложен следующей редакции: "Ежемесячно, в срок до 11 числа следующего за отчетным месяцем, согласовывать с руководителем органа, осуществляющего реализацию билетов отчеты-реестры льготников, получивших единые социальные проездные билеты."; подпункт 2.1.4. пункта 2 изложен в следующей редакции: "На основании отчетов подписанных уполномоченным отделом МТ и CP КБР и предприятием, предъявлять счета на оплату разницы в стоимости социальных проездных билетов".
Подпункт 4.2. пункта 4 изложен в следующей редакции: "Компенсировать Перевозчику расходы за перевозку льготной категории пассажиров в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 постановления Правительства КБР от 08 июня 2010 года N 124-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства КБР от 26 марта 2009 года N 70-ПП" и актом распределения денежных средств по компенсации расходов между МУП "НальчикАвтобусТранс", МУП "Троллейбусное управление" и ООО "Перевозчик" от продажи единых льготных проездных билетов за перевожу льготных категорий пассажиров на пекущий период".
Подпункт 4.3. пункта 4 изложен в следующей редакции: "Размер компенсации, на каждый реализованный единый социальный проездной билет, рассчитанный исходя из стоимости принимаемых к расчету 38 поездок в месяц за вычетом стоимости социального проездного билета реализуемого льготным категориям граждан за 2 полугодие 2010 составит 7 665 588 рублей".
Подпункт 5.1. пункта 5 слова "начало: "01" января 2010 года" изложен в следующей редакции: "начало: "01 " июля 2010 года" далее по тексту;
Подпункт 9.1. пункта 9 изложен в следующей редакции: "Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу со дня его подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2010 года, и действует до 31 декабря 2010 года".
Решением Нальчикского городского Совета местного самоуправления, что стоимость одного проездного билета на два вида транспорта с августа 2008 на два вида транспорта составляет 528 рублей, на один вид транспорта 720 рублей.
Согласно представленным в материалы дела актам распределения денежных средств по компенсации расходов между МУП "НальчикАвтобусТранс", МУП "Троллейбусное управление" и ООО "Перевозчик" от продажи единых льготных проездных билетов за перевозку льготных категорий пассажиров с 01.01.2009 по 31.05.2010 составляла 60 %, а с 01.06.2010 по 31.12.2010 - 57 %.
По договорам N 46 и N 53 за период с 01.01.2009 по 30.06.2010 реализовано 53 485 льготных проездных билетов, гражданам, включенным в федеральный регистр на общую сумму 18 818 511,60 руб., подлежащих возмещению истцу.
Из указанной суммы истцу возмещены расходы в размере 17 821 455 руб. 40 коп., в том числе: 3 209 100 руб. оплаты граждан и 14 612 355 руб. 40 коп. за счет федерального бюджета. Оставшиеся невозмещенными 929 390 руб. 30 коп. расходов от предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан КБР, включенным в федеральный регистр, истец просит взыскать с Российской Федерации.
В соответствии с условиями договоров N N 46, 53 истец осуществлял услуги по перевозке льготной категории граждан, включенных в республиканский регистр.
Как следует из материалов дела, за период с 01.01.2009 по 31.12.2010 было реализовано 128 004 единых льготных проездных билетов по цене 587 рублей за один билет с 01.01.2009 по 31.12.2010 по цене 722 рубля за один билет с 01.06. 2010 по 31.12.2010.
Общая стоимость реализованных льготных единых проездных билетов составляет 47 651 899,60 руб. из которых истцу возмещено 24 550 949 руб. 60 коп.
В связи с чем, расходы истца от предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан, включенным в республиканский регистр остались не возмещенными в размере 23 100 949,80 руб., что подтверждается представленными актами сверок реализации проездных билетов по федеральному и республиканскому регистру, ежемесячными справками количества реализованных проездных билетов с федеральным и республиканским регистрами.
Предприятие, ссылаясь на непогашенную задолженность, обратилось в арбитражный суд.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем, закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статье 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и статье 31 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны предоставить гражданам льготы по транспортному обслуживанию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2009 N 70-ПП "О порядке предоставления льготного и бесплатного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - постановление Правительства КБР от 26.03.2009 N 70-ПП) в целях реализации прав на льготный и бесплатный проезд на транспорте общего пользования отдельных категорий граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с действующим законодательством, утвержден Порядок предоставления льготного и бесплатного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающим в Кабардино-Балкарской Республике и введен в Кабардино-Балкарской Республике единый социальный проездной билет стоимостью 100 рублей в месяц на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, получающим ежемесячную денежную выплату по федеральному и республиканскому регистрам.
Согласно пункту 7 постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2009 N 70-ПП обязанность по организации реализации единых социальных проездных билетов льготным категориям граждан через территориальные управления труда и социального развития, подведомственные учреждения и иные пункты, возложена на Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно этому же пункту постановления, Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики обязано представлять в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики: ежемесячно не позднее 21 числа заявку на финансирование расходов транспортных предприятий за осуществление льготного проезда по единому социальному проездному билету на следующий месяц; ежемесячно до 13 числа отчет о количестве реализованных единых социальных проездных билетов.
В пункте 9 постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2009 N 70-ПП предусмотрено, что Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики не позднее 20 числа каждого месяца обязано выделять Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики средства для компенсации расходов транспортных предприятий за перевозку льготных категорий граждан на каждый реализованный единый социальный проездной билет по федеральному регистру в размере 478 рублей и за реализованные единые социальные проездные билеты льготникам по республиканскому регистру в размере утвержденных ассигнований.
Согласно пункту 1 Порядка предоставления льготного и бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающим в Кабардино-Балкарской Республике право льготного проезда на городском общественном транспорте предоставляется гражданам, постоянно проживающим в Кабардино-Балкарской Республике, получающим ежемесячную денежную выплату по федеральному и республиканскому регистрам.
Из представленных сторонами документов следует, что задолженность перед предприятием по оплате проездных билетов образовалась по льготной категории граждан, включенных в федеральный и республиканский регистры. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются представленными в дело первичными документами.
В силу статьи 10 Федерального закона "О ветеранах", статьи 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", расходы, связанные с реализацией названных законов, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации.
Согласно пункту 16 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежит удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового осуществления данных полномочий.
Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.
Согласно Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федеральному закону от 17.07.2009 N 146-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены субвенции на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для населения.
В силу статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы по провозной плате, понесенные в связи с этим расходы транспортной организации возмещаются за счет соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 указанного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В подтверждение произведенных расходов истцом представлены: счета-фактуры, предъявленные Минтруду КБР к оплате, платежные поручения об оплате, списки льготников, получивших ЕСПБ за спорный период, составленные территориальными Управлениями труда и социального развития г. Нальчика.
Ответчики не предоставили контррасчет суммы иска и не оспорили имеющиеся в материалах дела акты сверки. Таким образом, предприятие предоставило надлежащие доказательства объема предоставленных отдельным категориям граждан в спорный период льготных услуг, в связи с чем, суд считает, что истец доказал размер фактически понесенных расходов в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
Учитывая, что выделенные федеральным и республиканским бюджетом денежные средства не покрывают понесенных перевозчиком расходов от предоставления услуг по бесплатному пользованию отдельных категорий граждан услугами общественного транспорта, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики не исполнили обязанности по обеспечению исполнения бюджета по возмещению всей суммы расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта.
Пунктом 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение государством средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан являются расходными обязательствами федерального бюджета, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования истца следует удовлетворить, взыскав спорную сумму соответственно за счет средств казны Российской Федерации и казны Кабардино-Балкарской Республики.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кабардино- Балкарской Республики от 01.03.2011 по делу N А20-2902/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2902/2010
Истец: МУП "НальчикАвтобусТранс", неотправ МУП "НальчикАвтобусСервис"
Ответчик: Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерство труда и социального развития КБР, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: в лице Министерства финансов РФ, Министерство финансов КБР, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, МУП "Нальчик Автобус Транс", Управление федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13147/11
26.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13147/11
02.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5246/11
25.05.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-979/11